Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к развитию туристско-рекреационного потенциала Ангаро-Енисейского региона на современном рынке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью продукта и предложения.
До сих пор внутренний туризм России, потенциал которого, по оценкам многих экспертов, чрезвычайно велик, демонстрирует крайне низкие показатели. Развитие внутреннего туризма в условиях экономического кризиса приобретает все большую актуальность в России. Не смотря на экономический кризис, специалисты полагают, что уменьшения спроса на внутренний туризм не предвидится в основном за счет снижения спроса на выездной туризм и перераспределения клиентских потоков. Активизация внутреннего турпотока и развитие природно-рекреационного потенциала является катализатором въездного туризма, способного приносить большие экономические выгоды макрорегиону и стране в целом.
Практически любой регион обладает ресурсами, которые могут быть в той или иной степени использованы в туристических целях при наличие определенных условий социального, экономического, политического, технического, экологического характера. Однако ресурсный потенциал области в каждом регионе индивидуален ввиду различий в составе, количественных и качественных характеристиках этих ресурсов. Поэтому их выявление, изучение и оценка выступают необходимыми условиями планирования развития в регионе и формирования местного туристического продукта. От характера туристических ресурсов, их ценности, количества и доступности зависит, возможно ли будет отнести туристскую отрасль к числу приоритетных или второстепенных направлений развития региона. Для туристско-рекреационного развития региона следует учитывать такой фактор, как его отдаленность от потенциального потребителя.
Богатейшие природные ресурсы и растущая популярность Сибирских территорий, как среди российских, так и зарубежных туристов открывают возможности для развития массового туризма, но для этого одних природных ресурсов явно недостаточно. Трансформация региона из потенциально ресурсного в регион, обладающий туристским продуктом - это длительный процесс, требующий комплексного подхода.
Цель настоящей работы - оценка туристско-рекреационного потенциала Ангаро-Енисейского макрорегиона и определение направлений формирования потенциального турпродукта на рынке.
Объектом исследования является формирование туристско-рекреационного продукта. Предметом исследования - изучение туристско-рекреационного потенциала Ангаро-Енисейского макрорегиона.
Теоретической основной работы послужили труды Сенина В.С., Биржакова М.Б, Бабкина А.В., Зорина И.В., Косолапова А.Б., Тулохонова А.К., А.А.Жукова, Дерябиной С.А.., Качмарека Я и др.
1. ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО, ЭТНИЧЕСКОГО И ЛЕЧЕБНОГО ТУРИЗМА В АНГАРО-ЕНИСЕЙСКОМ РЕГИОНЕ
1.1. Специфика организации лечебного, экологического и этнического туризма
Лечебно-оздоровительный туризм на современном туристском рынке представляет собой быстроразвивающуюся отрасль, которая сочетает в себе отличные условия для отдыха и эффективное лечение различных заболеваний. Однако, в основном спрос на данные услуги приходятся на страны Европы: Израиль, Чехия, Франция, Германия, Польша и другие. Основной туристский поток данного профиля приходится на эти страны. Отечественные же здравницы остаются без должного внимания, однако те, кто предпочитают российские санатории иностранным в первую очередь едут на Кавказ, в Краснодарский, Ставропольский, Приморский край и в другие регионы, которые завоевали популярность еще в советские времена, благодаря эффективным возможностям лечения, основанным на использовании современных методик [8,12].
При этом территории каждого региона России располагают теми или иными природными лечебными факторами и необходимыми условиями для их применения. Сибирский федеральный округ не исключение. Территория Сибири является обладателем ценных природных ресурсов, которые пригодны для лечения, но не востребована как туристская территории лечебно-оздоровительного профиля.
Для изучения особенностей и тенденций формирования рынка лечебно-оздоровительного туризма в России необходимо начать с изучения терминологии и определиться с основными понятиями данной сферы.
Теоретически и практически важным вопросом в курортно-рекреационной сфере является определение дефиниций и четкое разграничение понятий «лечебно-оздоровительный туризм», «wellness-туризм» и «медицинский туризм».
Различные подходы к терминологии вышеперечисленных понятий объясняется, во-первых, своеобразием отечественной санаторно-курортной системы, сохранившейся в своих основных проявлениях еще с советского периода, а во-вторых, отсутствием единого понимания туристской терминологии в сфере лечебно-оздоровительных услуг в глобальном масштабе.
В ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» дано определение «лечебно-оздоровительный туризм», как перемещение резидентов и нерезидентов в пределах государственных границ и за пределы государственных границ на срок не менее 24 ч и не более 6 мес. в оздоровительных целях, целях профилактики различных заболеваний организма человека [3, 4].
Под лечебно-оздоровительным туризмом (health tourism) мы понимаем поездки за пределы постоянного места жительства с целью приобретения медицинских услуг или улучшение состояния здоровья с использованием туристской инфраструктуры.
Взаимоотношения категорий лечебно-оздоровительного, wellness и медицинского туризма представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 – Классификация особенности лечебно-оздоровительного туризма.
Медицинский туризм - туризм, основной целью которого является получение медицинских услуг, в том числе обследование, лечение и оздоровление на территории.
В таком контексте мы понимаем медицинский туризм как поездки людей, имеющих проблемы со здоровьем, для проведения медицинских вмешательств, преимущественно финансируемых из личных или корпоративных источников в комбинации с отдыхом и использованием туристкой инфраструктуры.
Эксперты отмечают, что это очень перспективное направление, поскольку мировой рынок медицинского туризма составляет примерно $45-72 млрд. Однако ни Минздрав России, ни Росстат не владеют точными данными о том, сколько человек приезжает в Россию с целью получения медицинских услуг и сколько средств в результате поступает в систему российского здравоохранения, отметили участники экспертного совещания, состоявшегося 15 сентября в Аналитическом центре при Правительстве РФ. По их словам, в прошлом году не более 19 тыс. иностранных граждан приехали в Россию лечиться, причем абсолютное большинство из них – граждане стран СНГ.
Следует отметить, что врачи стараются избегать сочетания слов «медицинский» и «туризм», указывая, что не каждый пациент, перемещающийся в другой регион по неотложным или критическим поводам, является медицинским туристом. С этим следует согласиться и рекомендовать применять в таких случаях термин «медицинские поездки».
В 1959 году американский врач Хальберт Л. Данн ввёл в практику понятие «велнес» и первым сформулировал основные принципы здорового образа жизни. wellness – туристы используют те же технологии, что и в медицинском туризме, но не с целью лечения конкретного заболевания, а с оздоровительно-профилактическими целями. Стоит отметить, что по смыслу ‘wellness tourism’ более уместно переводить как «оздоровительный туризм», так как сама концепция веллнеса еще не получила полного признания в России и пока не является доминирующей оздоровительной концепцией в нашей стране [14,23].
Таким образом, принципиальное отличие этих двух подтипов лечебно-оздоровительного туризма в том, что в случае медицинского туризма поездки совершают заболевшие люди с целью лечения имеющейся патологии или для других медицинских вмешательств, а wellnes-туризм – это поездки практически здоровых людей с оздоровительными целями.
Что же касается SPA-туризма с точки зрения цели поездки и потребительских характеристик - это не столько самостоятельный подтип туризма, сколько специальные технологии, применяемые как с лечебными, так и оздоровительными целями.
Лечебно-оздоровительный курортный туризм предполагает поездки на курорт с целью получения лечебно-реабилитационных услуг на базе санаторно-курортных организаций или у частнопрактикующих специалистов. Он подразделяется на внутренний, выездной и въездной (рисунок 2).
Рисунок 2 - Основные потоки лечебно-оздоровительного туризма и специализированные внутренние провайдеры [7]
В наше время выбор видов туризма для лечения и оздоровления разнообразен. В России есть курорты, специализирующие на лечении каких-либо определенных болезней, а также смешанные, целью которых является общее восстановление сил.
Специализацию любого курорта определяют курортные факторы - природно-лечебные факторы, используемые для целей профилактики, терапии и медицинской реабилитации больных на курортах [23].
Лечебно-оздоровительный туризм обусловлен потребностью в лечении различного рода заболеваний и потребностью в оздоровлении организма после перенесенных заболеваний.
Жители Российской Федерации с целью лечения предпочитают выбирать зарубежные лечебные центры, которые обладают современным оборудованием и высококвалифицированным персоналом. Наиболее популярными у россиян являются клиники Германии, Израиля, Швейцарии, Франции, Польши, Венгрии, Чехии и Литвы [12].
«Большинство людей, ищущих варианты лечения за рубежом, делают это не потому, что там медицина «хорошая», а здесь «плохая». Российские клиенты зарубежных клиник – это в большинстве своём люди, у которых не осталось альтернатив на родине. Врачи в нашей стране не берутся за их случай, или очередь в нужную клинику растянулась на годы, так что заграничные клиники остаются для них последней надеждой» - утверждает основатель агентства медицинского туризма «DocLand» Дмитрий Домрев [16]
Во всем мире внутренний лечебно-оздоровительный туризм доминирует над выездным потоком. На одного выездного туриста приходится четыре внутренних. В Европейском Союзе, где отсутствуют границы между странами, внутренний лечебный туризм занимает 77%. В России всё наоборот: выездной поток с целью оздоровительного туризма превышает внутренний более чем в 6 раз [17].
Для дальнейшего использования, необходимо внести ясность в терминологию:
лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения;
курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ);
курорт федерального значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ);
курорт регионального значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в установленном порядке в ведении органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ);
курорт местного значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в ведении органов местного самоуправления (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ);
курортный регион (район) - территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны.
Таким образом, можно сделать вывод, что лечебно-оздоровительный туризм является более общим понятием по отношению к терминам «медицинский туризм», «оздоровительный туризм» и «SPA – курорты» и включает их в себя скорее, как субкатегории. В нашей стране люди не до конца понимают назначение этого вида туризма, поэтому российские туристы посещают заграничные страны с целью посещения зарубежных курортов и медицинских центров, в свою очередь объекты внутреннего туризма остаются в значительной степени не конкурентоспособными по сравнению с зарубежными.
В соответствии с Концепцией развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года приоритетом государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения с помощью возрождения медицинской профилактики и совершенствования санаторно-курортной помощи. Кроме того, важнейшими задачами Министерства здравоохранения Российской Федерации становится «глобальное улучшение» профилактики и оздоровления, где большая
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Текст]: федеральный закон РФ от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «» (в ред. Федерального закона от 05.02.2018 № 16-ФЗ) // Закон. – 2012. – № 3. – С. 2-3
2. О туристской деятельности в Санкт-Петербурге[Текст]: закон Санкт-Петербурга от 26.12.2012г. № 93-13 «» (в ред. Закон Санкт-Петербурга от 17.02.2017) // Закон. – 2017. – С.8
3. Жуков А.А. Дерябина С.О. Технология и организация операторских и агентских услуг [Текст]:учебное пособие / А.А. Жуков. С.О. Дерябина – Москва: Изд-во «Академия», 2014. – с.78
4. Качмарек Я. Туристический продукт [Текст]:учебное пособие / Я.Качмарек, А. Стасяк, Б.Влодарчик; пер. с польск.[И.Д Рудинского]–М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2012. –с. 495
5. Ветитнев А.М., Дзюбина А.В., Торгашева А.А. Лечебно-оздоровительный туризм:вопросы терминологии и типологии [Текст]: статья / А.М. Ветитнев.,А.В.Дзюбина, А.А.Торгашева. – Сочи.: Изд-во СГУТиКД, 2014.-с.50-56
6. Ветитнев А.М., Торгашева А.А. Характеристика основных показателей состояния лечебно-оздоровительного туризма в Российской Федерации [Текст]: статья / А.М. Ветитнев , А.А.Торгашева. – Сочи.: Изд-во научный журнал НИУ ИТМО, 2014.-с.86-95
7. Губин А.В., Овчинников Е.Н., Стогов М.В., Городнова Н.В. Региональный медицинский кластер: организация и перспективы развития // Пространственная экономика. 2017. № 3. С. 167–179
8. Оборин М.С.. Динамика развития рынка санаторно-курортных услуг на территории Сибирского федерального округа [Текст]: статья / М.С. Оборин. – Пермь.: Изд-во экономические науки, 2015, -с.239-242
9. Орлова В.С.., Щербакова А.А. Индустрия лечебно-оздоровительного туризма и направления ее модернизации [Текст]: статья / В.С. Орлова , А.А.Щербакова. – Вологда.:, 2014.-с.37-48
10. Орлова В.С.., Щербакова А.А. Перспективы развития лечебно-оздоровительного туризма в регионе [Текст]: статья / В.С. Орлова , А.А.Щербакова. – Вологда.:, 2014.-с.34-47
11. Фомина А.А., Тельных В.В.. Развитие санаторно-курортного комплекса в СФО [Текст]: статья / А.А. Фомина , В.В. Тельных. – Красноярск.: Изд-во статья, 2017, -с.6
12. Reisman D. Health Tourism. Social Welfare through International Trade. UK: Edward Elgar Publishing Ltd. 2015., с 55
13. Анализ перспектив туризма в субъектах Сибирского федерального округа [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «Киберленинка»:[сайт]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/analiz-perspektiv-razvitiya-turizma-v-subektah-sibirskogo-federalnogo-okruga
14. Как работают и на чем зарабатывают агентство медицинского туризма [Электронный ресурс] // Docland:[сайт]. URL: https://docland.ru
15. Медицинский туризм: тенденции и прогнозы [Электронный ресурс] // Travel Russian news:[сайт]. URL: https://www.trn-news.ru/news/13603
16. Основные показатели деятельности коллективных средств размещения [Электронный ресурс] // Росстат:[сайт]. URL: http://novosibstat.gks.ru
17. Основные показатели деятельности санаторно-курортных организаций [Электронный ресурс] // ЕМИСС:государственная статистика:[сайт]. URL: https://www.fedstat.ru
18. Особенности формирования регионального рынка туристских услуг [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «Киберленинка»:[сайт]. URL:https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-formirovaniya-regionalnogo-rynka-turistskih-uslug.
19. Приказ об утверждении определенного внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов РФ [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по туризму:[сайт]. URL: https://rusunion.com/files/documents/pravovye-akty-rosturizma/inye-akty-izdannye-rosturizmom/prikaz-69.pdf
20. Проблемы и перспективы развития туризма в Сибири [Электронный ресурс] studbooks.net:[сайт]. URL: http://studbooks.net/730988/turizm/problemy_perspektivy_razvitiya_turizma_sibiri
21. Развитие санаторно-курортного комплекса России [Электронный ресурс]//Кто есть кто в медицине? :[сайт]. URL: http://ktovmedicine.ru/files/issues/2_2017.pdf
22. Сколько готовы тратить россияне на заботу о своем здоровье[Электронный ресурс] // medsovet:[сайт]. URL: https://www.medsovet.info/news/7642
23. Формирование кластеров в здравоохранении как необходимое условие инновационного развития учреждений здравоохранения [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «Киберленинка»:[сайт]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-klasterov-v-zdravoohranenii-kak-neobhodimoe-uslovie-innovatsionnogo-razvitiya-uchrezhdeniy-zdravoohraneniya
24. Характеристика основных лечебных факторов на курортах [Электронный ресурс] // studwood.ru: [сайт]. URL: https://studwood.ru/1103002/turizm/harakteristika_osnovnyh_lechebnyh_faktorov_kurortah
25. Эксперты предлагают закрепить в федеральном законодательстве нормы о медицинском туризме [Электронный ресурс] // гарант.ру:[сайт].URL:http://www.garant.ru/news/1136266/#ixzz5DB3beWH