Фрагмент для ознакомления
2
Достаточно полно дала определение мотиву Л. И. Божович, говоря, что мотив – это то, ради чего реализовывается деятельность, «в качестве мотива могут выдвигаться предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Таким образом, всё то, в чём нашла своё воплощение потребность» .
«Мотивационная сфера», по словам Л. С. Выготского, это понятие, в широком смысле, которое включаете и аффективную, и волевую сферу личности, переживание удовлетворения потребности.
Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается «как некий костяк личности, к которому притягиваются такие её свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики» .
Развивая основополагающие идеи Л.С.Выготского о деятельностном подходе в психологии А.Н.Леонтьев создал оригинальную концепцию мотивов. Согласно этой концепции «мотивы - это опредмеченные потребности». Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования, развития.
Левинская трактовка мотива стала одним из отправных пунктов для А.Н.Леонтьева: определяя мотив как предмет потребности, он подчёркивал, что «К. Левин был первым, кто в изучении человека пошёл по этому пути и открыл в психологии побудительную силу объектов».
Развивая идею К. Левина о мотивах как силах, управляющих поведением, А.Н. Леонтьев подчёркивал, что единственным побудителем направленной на деятельность является «не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности». Нередко А.Н. Леонтьева упрекают в чрезмерном сужении понятия мотива. А ведь такое сужение не было случайным, «оно установлено на основе тщательного анализа и отграничения мотивации от других психологических реальностей». Оно конструктивно, поскольку было направлено на установление чётких границ между изучаемыми реальностями. Главным в его трактовке, принципиально отличающей её от левинской, является положение о том, что мотивы не только детерминируют, управляют деятельностью, но и порождаются ею. Тем самым проблема мотивации была поставлена на совершенно новый фундамент: порождающим процессом для мотивации является деятельность, её динамика, развитие. Закономерности развития мотивов уходят корнями в развитие деятельности.
Таким образом, А.Н.Леонтьевым была создана новая объяснительная схема для выявления закономерностей развития мотивации.
Постановка проблемы мотивации на новый фундамент значительно расширила возможности для анализа взаимосвязей мотивации с другими психологическими реальностями. А.Н. Леонтьев рассматривает взаимосвязи мотивов с деятельностью и в её рамках – с эмоциями, целями, действиями, а также с такими категориями как сознание и личность. Этот многосторонний анализ позволил выявить глубокое качественное отличие мотивов человеческой деятельности от мотивов как предмет потребностей животных, отличие, которое до сих пор не учитывается во многих зарубежных исследованиях мотивации. Среди отличительных особенностей человеческих мотивов, важнейшими являются, пожалуй, два: это связь человеческих мотивов с целями и появление, помимо побудительной функции, ещё и смыслообразующей, связывающей мотивацию со специфической для человека сферой сознания.
Итак, мы можем сказать, что, несмотря на множество подходов, мотивация понимается, по мнению многих учёных как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.
Вышесказанное говорит о том, что мотивация представляет собой некую сложную систему, которая порождает множество подходов к пониманию её структуры. При этом структура выступает в качестве относительно устойчивых элементов, их отношений и целостности объекта. Несмотря на относительную устойчивость, мотивация может развиваться и изменяться в процессе жизнедеятельности .
1.2. Привлечение детей к занятиям физическими упражнениями
Для привлечения детей и молодежи к занятиям физическими упражнениями следует обратить внимание на их предпочтения в выборе форм занятий и их содержания. Построение учебного процесса в рамках нормативного подхода, где важны чисто внешние показатели, а не сами учащиеся, вызывает нежелание заниматься физическими упражнениями и непонимание сущности занятий.
Как отмечает И.Д. Бех , применение на занятиях подходов к формированию у учащихся морально - ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни, укреплению здоровья позволяют определить наилучшие пути воздействия на мотивационно - потребностную сферу учащихся с целью активного внедрения здорового образа жизни как важного социального условия организации жизнедеятельности.
Интенсивность социализации в юношеском возрасте повышает уровень интенциональности потребности в персонализации. Интенсивный поиск социальных групп и социально детерминированных деятельностей с целью максимальной персонализации объясняется постулатом максимизации.
Механизм его таков:
1) любое переживание, которое воспринимается индивидом как имеющее ценность в плане обозначения его индивидуальности, актуализирует потребность в персонализации и определяет поиск значимого другого, в котором индивид мог бы приобрести идеальную представленность;
2) в любой ситуации общения индивид пытается определить и реализовать те стороны своей индивидуальности, которые в каждом конкретном случае доступны персонализации. Невозможность их осуществления ведет к поиску новых возможностей в самом себе или предметной деятельности;
3) из двух или более партнеров по общению субъект при прочих равных условиях отдает предпочтение тому, кто обеспечивает максимально адекватную персонализацию» .
Б.Г. Ананьев писал: «Статус и социальные функции - роли, мотивация поведения и ценностные ориентации - все это характеристики личности, определяющие ее мировоззрение, жизненную направленность, общественное поведение, основные тенденции развития» . При этом отмечается: «Однако, уже при изучении статуса личности оказывается, что по мере его формирования и развития возрастает степень ее активности в хранении или преобразовании собственного статуса... Деятельная, субъективная сторона статуса выступает в виде позиции личности, которую она занимает в условиях определенного статуса» .
Для одаренных детей статусные притязания, безусловно, связаны с мотивацией достижения, со стремлением к первенству. Часто бывает так, что ценности групп, включения не связаны с высокими индивидуальными достижениями. Развитие творческих способностей одаренных детей нередко идет вразрез с социальными ожиданиями, что вызывает негативную реакцию окружения, которое приписывает им такие черты, как высокомерие, заносчивость и т.д..
Активность детей гармонизирует их личностное развитие именно благодаря тому, что она нуждается в развитии навыков социального взаимодействия, формировании чувства собственной значимости «на полезной стороне жизни» (Адлер), основанного не в надменности, что идет от комплекса неполноценности, а на чувстве принадлежности к людям, критерием взаимооценки, которых, прежде всего, являются результаты деятельности.
А. Адлер писал: «Нормальный человек не имеет комплекса превосходства, он даже не видит смысла в превосходстве как таковом. Если ему и свойственно стремление преобладать, то только в том смысле, что человек стремится к успехам в труде; но пока это стремление выражается в производительных достижениях, оно не ведет к неадекватной самооценке и болезни» .
В младшем школьном возрасте происходит согласование статусных притязаний, переориентация личности с диктата индивидуальных потребностей на сознательное согласование и гармонизацию индивидуального и социального. Этот процесс является содержанием нравственного развития .
Процесс социализации не исчерпывается ситуативным взаимодействием личности с референтными лицами и социальными группами. Важнейшими институтами социализации остаются семья и школа.
Влияние семьи на формирование личности всегда отличался ведущими психологами и педагогами. Это влияние особенно заметно в период возрастных кризисов. «Кризисы протекают остро, когда родители средствами, прежде всего императивных воздействий фрустрируют естественные потребности ребенка в автономии и саморазвития, пытаясь насильно удерживать его (и физически, и психологически) на ближайшей по отношению к себе межличностной дистанции» .
Г. Хекхаузен подчеркивает роль семейных отношений в развитии мотивации. «... Такие переменные как демократические отношения в семье, воспитание, в основе которого лежит любовь к ребенку, проявляются в более высоком уровне нравственного развития, высшем IQ, высшей социальной компетентности и более развитом мотиве достижения...» .
М. Уинтерботтом обнаружила, что высокомотивированные дети получали более выраженное одобрение своих успехов, чем низкомотивированные. Обобщая исследования по этой проблеме, Г. Хекхаузен пишет: «открывается довольно простая картина: сильнее ориентирован на успех мотив достижения состоит видимо в условиях, когда: 1) успех поощряется одобрением и благосклонностью, 2) неудача вызывает в целом нейтральную реакцию и 3) к ребенку предъявляются высокие требования» .
На первый взгляд парадоксальным кажется то, что многие одаренные дети отмечают незаинтересованность, равнодушное или даже враждебное отношение родителей к их занятиям.
На самом деле, особенно, если учесть особенности младшего школьного возраста, такое отношение является достаточно сильным побудительным фактором, поскольку стимулирует развитие внутренней мотивации, способствуя выработке у детей способности к саморегуляции и автономности и развитию чувства эффективности и компетентности в сфере творческой деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 339 с.-с.189.
2. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех / В.К. Бальсевич. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 208 с.-145.
3. Бех И.Д. Воспитание личности / И.Д. Бех. - М.: Просвещение, 2003. - Т.2. -с. 215-225
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2009.- 400 с.-с.265.
5. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 2008. - 301 с.-с.178-179.
6. Бундулс Я. «Индивидуальная психология”» Альфреда Адлера // Вопр. психол. - 2002- №2. - С. 133-139
7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. - Словарь-справочник по психодиагностике. – М.; Харьков; Минск, 1999.- 356 с.- с.156-158.
8. Визитей, Н.Н. Физическая культура личности / Н.Н. Визитей. – Кишинев: Штиница, 1989. – 110 с.-с.89-90.
9. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2005. – 512 с.-с.389-390.
10. Ильин Е. П. Мотивы человека (теория и методы изучения) / Е.П. Ильин – К.: Высшая школа, 1998. – 420 с.-с.258.
11. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопр. психол. 2010 - №1. - с. 13-23.
12. Котляров, И.В. Мотивация достижения спортсменами высоких результатов / И.В. Котляров // Физическое воспитание, спорт и бизнес: теория и социальная практика. – Минск: АФВиС, 1994.–с. 31–32.
13. Кривцун-Левшина, Л.Н. Механизм социальной ориентации студенческой молодежи на физкультурную деятельность / Л.Н. Кривцун-Левшина // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту: матер. конф. по итогам науч.-иссл. и науч.-метод. работы за 1993. – Минск: Госкомспорт РБ, 1994. – с. 21–24.
14. Петровский А. В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопр. филос. - 1982. - №3. - С.44-53
15. Рысюкевич, Н.С. Спортивное лидерство: социологические и психологические аспекты / Н.С. Рысюкевич. // Мир спорта. – 2007. – № 2. – С. 75–83.
16. Спорт в современном обществе / под ред. В.М. Выдрина. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 272 с.-с.178-179.
17. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т.2; Пер. с нем. / Под ред. Б. М. Величковского. - М.: Педагогика, 1986. - 392 с. – с.321
18. Grolnick W.S., Ryan R.M. Patent style associated with children’s self-regulation and competence in school // J. Educ. Psychol. - 2009. - V.81. - P. 143-154