Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что оптимизация системы государственной службы, снижение расходов бюджета на содержание государственного аппарата, внедрение международного опыта построения государственной службы постоянно обсуждаются в обществе и в государственных структурах. Роль государственного служащего в государстве очень важна. Существует объективная потребность более подробного, чем существующее, регулирования правового статуса лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, на федеральном уровне. Базой такого регулирования вполне может выступить существующий Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», хотя возможно и принятие отдельного законодательного акта. Все это отнюдь не препятствовало бы законодательному регулированию прохождения службы на государственных должностях самими субъектами Российской Федерации, однако поставило бы ее в единые законодательные рамки.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие на государственной службе.
Предметом исследования данной работы являются нормы действующего законодательства и иные нормативные правовые акты, регулирующие государственную службу, практика их применения, а также научная и учебная литература по теме исследования.
Целью данной работы ставится изучение правовых основ государственной службы.
Задачами работы является:
• проанализировать становление государственной гражданской службы как правового института;
• исследовать особенности правового регулирования государственной гражданской службы;
• выявить проблемы правовых основ государственной гражданской службы;
• рассмотреть меры по укреплению правовых основ государственной гражданской службы.
Теоретическая разработанность темы. По теме достоачно много трудов ученых. Но мнение у всех разное.
В статье рассматривается российское законодательство о дисциплинарной ответственности на государственной гражданской службе. Ломакина А.А. проводит анализ законодательства о дисциплинарной ответственности при прохождении гражданской службы и перспективы его развития в контексте преодоления коррупции, влияния трудового законодательства на формирование правового регулирования прохождения государственной службы с учетом особенностей.
В работе Башурова В.Б. и Дитятковского М.Ю. представлены основные проблемы, связанные с назначением на должность государственной гражданской службы Российской Федерации. Сформулированы предложения по совершенствованию законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации.
Кистринова О.В.проводит сравнительно-правовое исследование конституционного регулирования государственной службы и статуса государственных служащих в России и в зарубежных странах. Рассматривается возможность использования в Российской Федерации положительного опыта в данной сфере ряда стран.
Козбаненко В.А. рассматривает актуальные подходы к организации системы управления государственной службой исходя из анализа федерального и регионального законодательства, сложившейся практики и опыта осуществления функций, отнесенных к ведению органа по вопросам управления госслужбой. Делает выводы о необходимости критического пересмотра действующего правового регулирования. Исходя из вариативного моделирования системы управления государственной службой автором сформулированы альтернативные предложения ее нормативной институционализации.
Иваненко И.Н., Чуева А.С., Ачмиз А.Ю. исследуют содержание понятия «государственная служба», ими проведен анализ точек зрения современных ученых и подходов к определению содержания института государственной службы. В результате проведенного анализа авторами предложены меры по реформированию и повышению эффективности организации государственной службы в Российской Федерации.
Покровский О.В. рассматривает проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы с позиции определения эффективности правовых средств. Автор обращает внимание на систему административно-правовых средств противодействия коррупции, а также в законодательстве о государственной службе. Автор делает вывод, что эффективность противодействия коррупции во многом зависит от качества нормативного закрепления соответствующих правовых средств.
Нормативно-правовой основой данной работы являются следующие нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другие.
Методология исследования - в работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе описательный, исторический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.
Эмпирическая основа исследования включает в себя виды источников, выделенных по критериям общности происхождения, содержания и назначения текста.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Государственная гражданская служба как правовой институт
1.1 Становление государственной гражданской службы как правового института
В России институт государственной службы имеет многовековую историю. Вместе с тем долгое время государственными служащими считались почти все служащие, которые работали в государственных учреждениях и получали из государственного бюджета заработную плату. Подобная трактовка категории государственных служащих имеет место в настоящее время в ряде зарубежных стран, например, во Франции, Великобритании, Канаде и других.
Отношение к государственной службе, к ее организации и регламентированию, к ее прохождению чиновниками служит показателем устройства государства и его аппарата. Россия позже других стран приступила к формированию системы государственной службы.
Пожалуй, известный Указ Петра I Табель о рангах, изданный 4 февраля 1722 г., заложил ее прочную базу. В него были включены 94 наименования гражданских и воинских должностей, отнесенных к 14 классам. Каждый чиновник должен был пройти определенные ступени бюрократической лестницы, если удовлетворяло качество его службы.
В «Табель о рангах» постоянно вносились изменения. С 1809 г., например, для перехода в 8-й класс необходимо было сдавать экзамен, а с 1857 г. он стал давать право на дворянство. Классные чины были постепенно отделены от занимаемых чиновниками должностей, однако министр, например, был по преимуществу действительным тайным советником (2-й класс).
Интересны в историко-познавательном плане и другие правовые документы XVIII в. - указы, инструкции. Назовем среди них «О безволокитном и правом вершении дела» (1719), «Об ответствовании на указы, посылаемые в Губернии из Сената и Коллегий» (1719) и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12.12.1993. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ //Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.; ч. 3 ст. 37
3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
4. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.
5. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, N 7, ст. 900.
6. Постановление Правительства РФ от 05.07.2013 N 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» // Собрание законодательства РФ, 15.07.2013, N 28, ст. 3833.
7. Алексеев И.А. К вопросу об отличиях муниципально-правовой ответственности от иных видов юридической ответственности // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 9. С. 40 - 45.
8. Барщевский Г.А. Институт государственной службы в политической системе российского общества. Монография. М.: ЮрайтЮ 2018. С. 74.
9. Башуров В.Б., Дитятковский М.Ю. Назначение на должность государственной гражданской службы Российской Федерации: проблемы правового регулирования // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 7. С. 55 - 59.
10. Борисов И.Н. Государственная и муниципальная служба, М.: КноРус, 2017, С. 74.
11. Василенко И.А. Государственная и муниципальная служба. Учебник. М.: КноРус, 2018. С. 78.
12. Волкова В.В. Реализация поощрительных норм на государственной службе: состояние и перспективы развития // Современное право. 2016. N 10. С. 70 - 74.
13. Воробьев Н.И., Галкин В.А., Мокеев М.М., Осипова И.Н., Юдина А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2018.
14. Гилязева М.Р. Социальные аспекты конфликта интересов в профессиональной деятельности государственных гражданских (муниципальных) служащих РФ: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Казань, 2014.
15. Зайков Д.Е. Специфика ограничения правового статуса работников - субъектов антикоррупционных отношений // Российская юстиция. 2016. N 2. С. 24.
16. Иваненко И.Н., Чуева А.С., Ачмиз А.Ю. О некоторых проблемах правового регулирования государственной службы в Российской Федерации // Власть Закона. 2016. N 1. С. 73 - 80.
17. Какимжанов М.Т. Государственная служба в России: история и современность // История государства и права, 2008, N 12. С. 89.
18. Кистринова О.В. Конституционное регулирование государственной службы и статуса государственных служащих в России и в зарубежных странах // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 12. С. 60 - 63.
19. Козбаненко В.А. К вопросу об органе управления государственной службой // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. N 11. С. 46 - 52.
20. Крылова Е.Г. Состояние и проблемы развития административного законодательства в сфере исполнительной власти по вопросам оказания государственных и муниципальных услуг // Юрист. 2015. N 6. С. 37.
21. Лисов В. Ограничения конституционных прав граждан, связанные с государственной гражданской службой // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2015. № 5. С. 33 - 41.
22. Ломакина Л.А. Совершенствование российского законодательства о дисциплинарной ответственности на государственной гражданской службе // Журнал российского права. 2016. N 7. С. 112.
23. Матвеев С.П. Современные тенденции модернизации социальной защиты государственных служащих в рамках административной реформы // Административное право и процесс. 2014. N 6. С. 53.
24. Покровский О.В. Система правового регулирования и средства противодействия коррупции на государственной гражданской службе // Современное право. 2018. N 3. С. 12 - 18.
25. Севрюгин К.В. Противодействие коррупции в системе государственной гражданской службы Российской Федерации: административно-правовое исследование: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2015.
26. Смоленский М., Алексеева М.. Административное право. Учебник. М.: КноРус, 2018. С. 87.
27. Сороко А.В. Управление кадровым потенциалом государственной гражданской службы на основе формирования резерва управленческих кадров: Дис. ... д-ра экон. наук. М., 2014.
28. Соловьев А. Конфликты на государственной службе. Типология и управление. Учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2018. С. 87..
29. Соловьев А. Конфликт корыстных интересов на государственной и муниципальной службе: природа и способы преодоления. М.: Проспект, 2018. С. 31.
30. Цыбикова А.А. Формирование механизма управления конфликтами интересов на государственной гражданской службе: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2016.
31. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики: Учебник. М.: Юнити-Дана, 2017. С. 45
32. Шайхатдинов В.Ш. К вопросу о государственной службе иных видов // Бизнес, Менеджмент и Право. 2016. N 3-4. С. 55 - 57.