Фрагмент для ознакомления
2
1.2. Римское завоевание
Во II веке до н.э. Рим вторгся в Галлию, участвуя на стороне Массилии в её войне с окрестными кельтскими племенами. Главной целью римлян была защита дороги из Италии в новоприобретённые земли в Испании [9].
Результатом интервенции стало создание в 121 году до н.э. административной области Провинция (позднее Прованс), включившей в себя территорию от побережья Средиземного моря до Женевского озера. Столицей Провинции стал город Нарбо (нынешняя Нарбонна). С 58 по 50 г.г. до н.э. Юлий Цезарь сумел подчинить остальную территорию Галлии.
Преследуя собственные политические цели, Цезарь в своей борьбе с галлами опирался на глубокий страх римлян перед набегами кельтских и германских варваров. Во II веке до н.э. германские племена кимвров и тевтонов совершили жестокий набег на территорию Провинции, чем привели в ужас жителей Италии.
Используя противоречия между различными племенами галлов, римляне, в итоге, сумели их разбить поодиночке. Тем не менее, победа эта далась Риму не так легко. Стоит вспомнить хотя бы великое восстание вождя племени арвернов - Верцингенторига, произошедшее в 52 году до н.э. Этот мятеж римляне сумели подавить лишь в результате кровопролитной осады крепости Алезии (современный город Ализ-Сент-Рен) [10].
Галлия под властью ранней Римской империи (ок. 50 г. до н.э.-ок. 250 г. н.э.).
Первые столетия владычества Рима были отмечены быстрой ассимиляцией Галлии греко-римским миром. Причиной этому послужили с одной стороны умелые действия римской администрации, с другой чрезвычайно высокая восприимчивость галло-кельтского населения к иностранным культурным влияниям.
Кельтская культура возникла в области верхнего течения Дуная на рубеже XIII-XII вв. до н.э. Переход от бронзового века к железному ознаменовался стремительным движением кельтских племён в западном и южном направлениях.
Первые следы железного века в Галлии относятся примерно к 700 году до н.э. (так называемая Гальштадтская культура); археологические находки более позднего периода той же эпохи (Ла-Тенская культура) датируются 500 г. до н.э. Поначалу римляне, ещё не забывшие о нападении на их столицу в 390 году до н.э. галльского вождя Бренна, считали кельтов дикими варварами и относились к ним не иначе как с презрением и страхом [12].
До самого конца I века до н.э. жители Рима презрительно называли кельтские земли, находившиеся за пределами Провинции, "Длинноволосой Галлией" и высмеивали чрезмерное пристрастие галлов к вину. Столь легкомысленное отношение не лучшим образом сказывалось и на управлении самой Провинцией.
Несмотря на пренебрежительное отношение римлян, Галлия в своём развитии на самом деле не так далеко отставала от своей метрополии. Например, в южной части области лигурские общины уже в течение долгого времени, благодаря тесным связям с Массилией, испытывали заметное влияние высокоразвитой греческой культуры.
Непосредственно в районе обитания кельтского населения Юлий Цезарь организовывал крупные общины, состоявшие из более мелких племён, на основе которых возникали городские центры – оппидумы, которые, несмотря на их значительное отличие от классических городов-государств, получили довольно широкие административные и торговые права. Стабильная политика имперского строя, пришедшего на смену коррумпированной республике, оказала положительное влияние на положение дел в Трансальпийской Галлии [4].
Область Провинция, теперь называемая Нарбонской Галлией, была усеяна поселениями для отставных римских солдат, так называемыми "колониями"; в скором времени эту провинцию с большим количеством городов-государств стали по уровню жизни сравнивать с Италией. В остальных трёх частях Галлии - Лугдунской Галлии, Аквитании и Белгике – полноценных городов-государств было сравнительно немного; здесь продолжали преобладать общинные поселения, и между их правителями существовала жестокая конкуренция.
Эта борьба, тем не менее, не переходила в военное противостояние; статус и влияние общины в целом и отдельного её члена зависели от степени лояльности и уровня "романизации" [5].
Северная Галлия тем временем также существенным образом была романизирована. Латинский язык доминировал в области образовании и администрации; именно тогда были заложены романские основы современного французского языка.
С археологической точки зрения самым ярким примером успешной ассимиляции кельтов римлянами является появление в Галлии греко-римского города. Несмотря на то, что общинные поселения были слишком велики для того, чтобы существовать подобно полноценным городам-государствам, в их состав входили города, которые становились административным центрами и развивались местными магнатами в соответствии с классическими постулатами.
Характерным отличием городов-столиц была чёткая планировка улиц и возведение административных и рекреационных сооружений (форумы, бани, амфитеатры). Несмотря на заметное присутствие местного колорита, в целом архитектурный облик главных городов Галлии соответствовал последним веяниям средиземноморского искусства. Большинство подобных поселений не имело оборонительных стен, что является свидетельством мирного периода под властью Рима, продолжавшегося 150 лет [8].
Заметное влияние оказала римская архитектура и на здания, возводившиеся в сельской местности Галлии. Виллы местной романизированной знати не являлись дворцами в полном смысле слова, а скорее представляли собой нечто среднее между рабочей фермой и усадьбой.
Представители высшей галльской аристократии доримского периода, которые первыми приняли образ жизни своих завоевателей, поначалу являлись главными строителями сельских поместий, однако, начиная с I века до н.э., пальму первенства перехватили более мелкие землевладельцы.
Учёные до сих пор спорят о том, насколько выгодным стало владычество Рима для огромного (10 миллионов), не знавшего ранее рабства населения Галлии. Бесспорно лишь то, что землевладельцы процветали в новых условиях [2].
Одной из главных причин подобного благоденствия было присутствие римской армии, товароснабжение которой приносило огромные доходы. Коммерция в Галлии существенным образом оживилась также благодаря улучшенной и расширенной римлянами сети сухопутных и речных торговых путей.
Совсем не случайно главным центром Галлии в период ранней Римской империи стал город Лугдунум (Лион) - важнейший транспортный узел и порт на речном маршруте, который вёл к столице обеих германских провинций, Колонии Агриппины (Кёльн).
Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, не удивительно, что противостояние римским завоевателям со стороны галлов было не слишком активным; неудачное восстание Верцингенторига стало лишним тому подтверждением. В 21 и 69-70 гг. возникали локальные восстания, которые были сравнительно быстро и легко подавлены.
Эти события существенно ослабили амбиции старой галльской аристократии; немногие её представителей претендовали впоследствии на серьёзные должности в римской администрации. Подобная инертность галльской знати изначально объяснялась предубеждением со стороны римлян, а впоследствии тем, что вельможи оказались вполне удовлетворены деятельностью на местах. Подобное положение вещей было на руку Галлии, так как добываемые здесь финансовые средства в основном расходовались на внутреннем рынке [1].
Галлия под властью поздней Римской империи (ок. 250-ок. 400 гг.).
Конец эпохи ранней Римской империи характеризовался многочисленными нападениями внешних врагов и постоянной сменой верховной власти. Всё возраставшее давление на границы империи спровоцировало глубокий кризис экономической и политической жизни Рима.
Будучи не в состоянии уделять достаточное внимание всем своим провинциям, римские императоры сосредоточили силы на удержании под контролем главным образом восточных земель. Заброшенная Галлия в 260 и 276 годах сильно пострадала от набегов новообразованных германских племенных союзов алеманнов и франков [6].
Разразившаяся гражданская война, охватившая земли Галлии, Британии и Испании привела к возникновению череды "галльских императоров", первым из которых был Марк Постум (правил в 260-268 гг.) Отколовшиеся западные провинции были возвращены под власть Рима усилиями императора Аврелиана в 274 году. В 279-80 гг. последовала новая череда бунтов.
Несмотря на относительное укрепление центральной власти во время правления императоров Аврелиана (правил в 270-275 гг.), Проба (276-282 гг.) и Карина (283-285 гг.), ситуация в западной части Римской империи коренным образом изменилась.
Была упразднена пограничная область между Рейном и Дунаем, и, начиная со времени правления императора Проба, римляне активно занялись укреплением городов Галлии. Для этих целей использовались строительные материалы, добываемые из древних пограничных укреплений, служивших для защиты от набегов соседних варварских племён.
Тем временем сельская местность оказалась беззащитной перед многочисленными набегами крестьян-мародёров. Стоит отметить тот факт,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Власова А.О., Богданова Е.А. Галлия в Римской Империи. – Казань: ДЛТ, 2016. – 374 с.
2. Герасимов П.С., Беляева Н.С. История Галлии. – Воронеж: Альянс, 2017. – 322 с.
3. Измайлова В.П. Место галлии в Риме. – Волгоград: Пламя, 2017. – 377 с.
4. Ильин А.С., Суворов Д.Е. Война и мир в Галлии. – Мурманск: Полярные зори, 2016. – 389 с.
5. Карнаухов Г.З. Галлы. Родоначальники Европы. – Хабаровск: Орион, 2015. – 287 с.
6. Кирилова Т.А., Подгорная А.В. Галлия. Особенности региона. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 1476 с.
7. Корецкий В.И. Галлия. – Новосибирск: Pro&Contra, 1986. — 386 с.
8. Котов М.С., Егоров С.С. Хронология галлии. – Уфа: Курган, 2016. – 365 с.
9. Михайлова Ю.С. Орлова Ю.И. Рим. Решение галльского вопроса. – Казань: Пальмира, 2015. – 432 с.
10. Суворов В.А. Политика Рима в Галлии. - Воронеж: ИД Ярус, 2017. — 431 с.
11. Терентьева О.В., Логинова В.С. Экономика Галлии. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 1723 с.
12. Титова Н.С. Политические особенности галлии. – Екатеринбург: Азимут, 2016. – 449 с.
13. Федорова О.Д. Галльская империя. – Новороссийск: Акцент, 2017. – 1380 с.