Фрагмент для ознакомления
2
называет их историчность, объективность, схематичность, универсальность, безусловность. Отклонение от заданного вектора получило название девиации, а отклоняющееся от норм поведение называют девиантным (от лат. deviatio – отклонение). Проблема девиантного поведения достаточно широко представлена в научной литературе. Пристальный интерес к ней со стороны социологов, юристов, культурологов, психологов, педагогов, представителей философский мысли объясняется тем, что в любом типе общества были, есть и будут люди с отклоняющимся поведением. Свой вклад в осмысление научной проблемы внесла российский философ и психолог К.А. Абульханова-Славская. В одной их ее работ отмечается, что существует тип людей, которые пытаются заявить о собственном существовании «противостоянием другим», именно таким образом они пытаются «удовлетворить притязания. Отсюда акцентуация рискового, противоправного, открыто негативного поведения и наличие критического, подчас циничного сознания. Так, например, девиантный тип удовлетворяется прежде всего нарушением норм» [1].
В коллективной монографии, написанной М.Г. Дмитриевым, В.Г. Беловой, Ю.А. Парфеновым, авторы которой посвятили свою работу описанию диагностики лиц, отличающихся девиантным поведением, дано следующее определение: это «система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы» [12, с. 4]. В данном исследовании уточняется, что это сложное социальное явление, не имеющее однозначной оценки в силу ее противоречивости. С одной стороны, когда некий человек занимается эксгумацией трупов, то его деяния однозначно имеют негативный характер. Но если учесть, что усопшие предназначались для детального исследования анатомических подробностей самому Леонардо да Винчи, то восприятие его поступков станет совсем иным. И для своего, и для нашего времени такой тип личности является новаторским.
Другой исследователь, А.А. Бабаева об этом феномене пишет так: «Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает враждебную реакцию. О девиации нельзя сказать, что она внутренне присуща определенным формам поведения; скорее это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами» [4, с. 61]. В зависимости от вектора направленного воздействия девиация может приобретать как положительные, так и отрицательные черты. Значит, под определение отклоняющегося поведения попадают «гении, конфессиональные лидеры, ученые, творцы-новаторы» [4, с. 60]. Перефразируя сказанное, А.А. Бабаева уточняет, что каждая девиация содержит в себе разрушительное и созидательное начала: «Границы между позитивной и негативными формами девиантного поведения подвижны во времени и социальном пространстве» [4, с. 60].
Поскольку девиантное поведение может принимать различные формы, возникла необходимость в их классификации. В настоящее время существует расхождение концепций ученых относительно типологических оснований типов девиантного поведения. Поэтому мы обратили внимание на исследование Н.В. Майсак. Автор исследования пишет о том, что в каждой области научного знания, представители которого занимаются изучением девиантного поведения, создаются свои классификационные подходы для объяснения сути явления: «из-за научного изоляционизма ценные достижения одной дисциплины становятся недоступными для другой» [19, с. 81]. Проблему осложняет и другой аспект: в силу постоянной изменчивости норм «девиантное поведение всегда располагает такими зонами, которые смешиваются и могут быть отнесены как к нормальным, так и к болезненным проявлениям» [19, с. 81].
Основополагающими критериями построения типологии стали характер направленности отклонений и степень социальной одобряемости. Разработчик делит типы девиантного поведения по характеру направленности на конструктивные, деструктивные (с направленностью на себя), деструктивные на внешнем уровне. Виды по характеру проявлений разграничивает на творческую, зависимую, суицидальную, коммуникативную девиации. Разновидности девиантного поведения по степени социальной одобряемости делит на нейтральные, одобряемые и неодобряемые. Девиантное поведение становится более заметным на переломной стадии возраста, одной из которых является подростковый возраст. Не обладающие критическим мышлением, они не способны осознать последствия своих поступков. В монографии Л.Б. Шнейдер, занимавшейся изучением девиантного поведения подрастающего поколения, перечислена следующая группа причин, обуславливающих появление отклонений:
1. психические и психофизиологические расстройства;
2. причины социального и психологического характера;
3. причины, связанные с возрастными кризисами [34].
В методической разработке по социологии девиации, авторами которой являются В.М. Лукьянова и Т.А. Баннова, отмечается, что причины необходимо рассматривать гораздо шире, так как подросток является открытой системой, на содержание и структуру которой оказывает влияние множество факторов. Отсюда причинами возникновения девиантного поведения личности на этапе пубертата могут быть:
1. Имущественная дифференциация, приведшая к расколу общества на большинство «бедных» и меньшинство «богатых»;
2. Деформация важнейших социально-профессиональных групп вплоть до исчезновения некоторых из них;
3. Социальная напряженность, усиливающаяся с ростом социальной стратификации, эрозией понятий «законность» и «справедливость», ослабление зависимости между трудом и доходом;
4. Старение населения страны;
5. Возрастающая смертность;
6. Рост смертности в связи с проблемами преступности, проституции, рост числа самоубийств;
7. Наркомания, алкоголизм, криминализация, суициды среди молодежи» [30, с. 4].
Итак, девиантное поведение связывают с отклонением от нормы. Даже если девиации имеют «мягкие» черты, как, предположим, импульсивность, склонность к рискам, внутренняя потребность эпатировать окружающих, такое поведение, если оно не контролируется индивидуумом, способно препятствовать эффективной социализации. В лучшем случае подросток с девиантным поведением будет принят в своей среде. Различные авторы выделяют разные причины возникновения девиантного поведения: биологические, психологические, социальные, экономические факторы.
1.2. Социально-педагогическая профилактика: сущность, задачи, виды.
Отличительной чертой подросткового возраста является потребность в самоутверждении. Проявляя себя в каком-либо действии, они тем самым как бы сигнализируют окружающим о степени своей умелости. В зависимости от способностей подростки выбирают разные сферы – образование, спорт, искусство, общественную деятельность и проч. При таком подходе самоутверждение происходит через социально одобряемые виды деятельности. Говоря иначе, через те, которые находятся в границах нормы. Однако далеко не все выбирают такой путь, потому что другой характерной чертой описываемой стадии развития является протест. Эмансипируясь от взрослых, подростки всё громче пытаются заявить о самостоятельности, о праве принимать собственные решения. Если не управлять этой активностью, то самоутверждение может принять отрицательную форму. Допустим, когда совершаются рискованные поступки или противоправные действия.
Следовательно, возникает объективная необходимость в реализации профилактических мер: «Понятно, что полностью предупредить не удастся. Однако частичное, ограниченное предвидение появления тех или иных форм возможно и необходимо» [28, с. 477]. В переводе с греческого слово профилактика означает «предохранительный». Используемое в разных областях научного знания – медицине, экономике психологии, социологии – и других сферах, он имеет междисциплинарный характер, о чем пишет в своей работе В.И. Вдовюк. Поскольку реализация профилактических мер распространяется на любые системы, то уже сложилось целое направление, называемое превиантологией. Наука, имеющая прикладной характер, «возникла в ответ на современные вызовы: социально-экономические, политические духовно-нравственные, экологические, техногенные, бытовые» [7, с. 31]. Вместе взятые, эти вызовы представляют угрозу положительному развитию личности. Центральными понятиями превиантологии являются предупреждение, профилактика.
И в педагогике, и в психологии, и в социологии множество специалистов занимаются разработкой комплекса мер, направленных на преодоление каких-либо явлений с целью их повторного возникновения либо изначального недопущения: «Превентивная деятельность осуществляется специалистами в процессе профилактики, коррекции и перевоспитания» [7, с. 33]. Важную роль играет профилактика девиаций личности: «профилактика, коррекция и перевоспитание занимают большой удельный вес в общей системе предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения» [7, с. 33]. Ограниченные темой исследования, акцентируем внимание на профилактике, осуществляемой в сфере общественных отношений. В публикации Н.Ю. Костюниной сказано: «социальная профилактика – это научно обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности» [17, с. 43].
В этом же источнике говорится, что эффективность осуществления профилактики во многом определяется профессионализмом субъекта воздействия и комплексным характером профилактического применения. Под социально-педагогической профилактикой имеются в виду «система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности» [30, с. 6]. Сущность социально-педагогической профилактики заключается в изменении внешних и внутренних факторов, а также условий социального воспитания или перестройка их взаимодействия, возникающих благодаря планомерным действия специалиста. Социальный педагог может направить свою профессиональную энергию на воспитательный микросоциум несовершеннолетнего (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характер их отношений.
Он также может воздействовать на представления ребенка (подростка) об окружающих. Наконец, он может способствовать изменению позиции ребенка по отношению к социуму (содействие, противодействие, бездействие). Целевыми ориентирами социально-педагогической профилактики являются «выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем; уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от норм в поведении человека или группы; предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы; содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей» [30, с. 7].
Е.Г. Шубникова, посвятившая свою публикацию вопросам организации превентивного воспитания с целью противодействия употреблению психоактивных веществ, пишет о том, что основная задача специалистов заключается в поэтапном подходе. Вначале моделируются ситуации, попадая в которые, ребенок вынужден вести себя иначе, вследствие чего его поведение отклоняется от заданных социумом рамок. И только затем подбирается комплекс мероприятий, направленных на предотвращение девиаций: «первичным превентивным воспитанием названа социально-педагогическая профилактика, под которой понимается вид превентивной деятельности, направленный на реализацию образовательно-профилактических
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1) Абульханова-Славская, К. А. Типология личности и гуманистический подход [Электронный ресурс] / К. А. Абульханова-Славская, К. А. – Режим доступа: http://www.rubinstein-society.ru/engine/documents/document77.pdf. – Дата обращения: 25.12.2019.
2) Акопянц, И. А. Школа-интернат №15 циркового профиля имени Ю. В. Никулина для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: социальная миссия // Современные психолого-педагогические подходы в работе с семьей и детьми в условиях социальных учреждений: сб. ст. / под ред. А. К. Быкова, Т. А. Митиной. - Москва : ИДПО ДСЗН, 2015. - №2 (17). - С. 25-28
3) Андрианова, Р. Х. Девиантное поведение подростков : сущность, причины и социально-педагогическая профилактика / Р. Х. Андрианова // Социал. педагогика в России. – 2015. - № 1. – С. 34-40
4) Бабаева, А. В. Классификация позитивной девиации и ее проявления / А. В. Бабаева, Н. А. Попова // Научно-исследовательские публикации. – 2013. №3. – С. 58-63.
5) Бакланова, Н. К. Девиантное поведение подростков: основы профилактики / Н.К. Бакланова, Д. А. Потапов, К. В. Бакланов // Наука и школа. - 2018. - №4
6) Бояркина, И. А. Инновационные технологии работы с несовершеннолетними в конфликте с законом / И. А. Бояркина // Технологии социальной работы с различными группами населения: сборник науч. статей. – Чита, 2014. – С. 32-38.
7) Вдовюк, В. И. Превентология как инновационная отрасль научного знания / В. И. Вдовюк, В. Н. Герасимов // Мир образования – образование в мире. – 2012. №2(46). – С. 31-36.
8) Гончарова, Т. Неблагополучные семьи и работа с ними / Т. Горчарова // Народное образование. - 2016. - №6. - С. 34
9) Давыдова, О. М. Специфика социальной работы с девиантными подростками в современной России / О. М. Давыдова // Молодой ученый. – 2016. №27. – С. 741-743.
10) Демидова, Е. Е. География социальных девиаций: постановка проблемы, примеры региональных исследований / Е. Е. Демидова // Региональные исследования. – 2015. №3(49). – С. 12-18.
11) Демидова, С. А. Повышение педагогической культуры родителей неблагополучных семей / С. А. Демидова, И. Р. Сорокина // Обучение и воспитание: сб. материалов науч.-практ. конф. – Новосибирск : Изд-во ЦРНС, 2014. – С. 14 - 19.
12) Дмитриев, М. Г. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков: коллективная монография / М. Г. Дмитриев, В. Г. Белов, Ю. А. Парфенов. – Санкт-Петербург : ЗАО ПОНИ, 2010. – 316 с.
13) Дополнительное образование в условиях центра содействия семейному воспитанию как средство профилактики и преодоления социальной исключенности воспитанников: методические рекомендации / под общ. ред.: Л. Е. Сикорской, И. А. Акопянца, И. А. Салтановой. Москва : ГАУ ИДПО ДТСЗН, 2016. 91 с
14) Ибрагимова, Л. А. Проблема психологического исследования семьи и детско-родительских отношений в семьях педагогов / Л.А. Ибрагимова, Г. Р. Чубанова // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - 2015. - Т. 2. №6 (28). - С. 105-110
15) Козлов, Д. М. Деструктивное и самодеструктивное поведение личности как препятствие на пути самоорганизации жизни личности / Д. М. Козлов // Дни науки КФУ им. В.И. Вернадского: сб. тезисов. – Симферополь, 2018. – С. 244-246.
16) Коган, В. З. Понятие «активность личности» как категория социальной психологии / В. З. Коган // Некоторые проблемы личности. М., 2015. С. 131-145
17) Костюнина, Н. Ю. Социально-педагогическая профилактика бродяжничества и беспризорности / Н.Ю. Костюнина // Вестник Челябинского государственного университета. – 2013. № 34 (325). – С. 41-44.
18) Кремнева, Т. Л. Методы и формы работы с семьей, имеющей подростка с девиантным поведением / Т.Л. Кремнева, Ю. А. Кадурина // Лучшая научная статья 2018: сборник статей XVII Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение», 2018.- С. 259-263
19) Майсак, Н. В. Матрица социальных девиаций: классификация типов и видов девиантного поведения / Н. В. Майсак // Современные проблемы науки и образования. 2010. – № 4. – С. 78-86.
20) Максимлюк, С. А. Анализ причин девиантного поведения несовершеннолетних / С. А. Максимлюк // Социальная работа. – 2012. № 4. – С. 92-96.
21) Муханова, Е. Д. Социальная работа с девиантными подростками / Е. Д. Муханова // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2016. №3. – С. 60-66.
22) Орлов, Ю. М. Потребность в достижении цели // Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей. – Санкт-Петербург : Речь, 2012. – 694 с.
23) Отинова, Е. П. Проблемы социальной адаптации детей из центров содействия семейному воспитанию / Е. П. Отинова // Научные исследования и современное образование. 2018. С. 10
24) Подольская Т. А. Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка / Т.А. Подольская, А. Д. Гусова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. - Т. 5. №3 (16). - С. 158-160
25) Прихожан, А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста: метод. пособ. / А. М. Прихожан. – Москва : АНО «ПЭБ», 2017. – 56 с.
26) Салахова, В. Б. Девиантное поведение как социально-психологическое явление / В. Б. Салахова, А. А. Ощепкова // Симбирский научный вестник. – 2016. - №4(26). – С. 45-55.
27) Седова, М. И. Методы, средства и приемы социально-педагогической и психологической профилактики отклоняющегося поведения подростков в условиях общеобразовательной школы / М. И. Седлова // Проблемы современного педагогического образования. – 2015. №46(2). – С. 170-176.
28) Семенова, О. А. Социально-педагогическая профилактика девиаций социального здоровья подростков в профессиональных образовательных организациях / О. А. Семенова, О. В. Серегина // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2015. - Т. 2. №13. – с. 477-480.
29) Соболева, А. В. Социальные методы в социальной работе: теория и практика / А. В. Соболева // Специфика профессиональной деятельности социальных работников: сб. матер. науч. исслед. Н. Новгород : изд-во НИСОЦ, 2015. - С. 178-181.
30) Социально-педагогическая профилактика: учебно-методический комплекс / Сост. Г. Ф. Бедулина, Е. К. Погодина. – Минск : БГПУ, 2013. – 132 с.
31) Социология девиации: метод. разработка / В. М. Лукьянова, Т. А. Баннова. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2012. – 36 с.
32) Федорова, Н. В. О норме в социологии / Н. В. Федорова // Успехи современной науки. – 2016. - Т.5. № 10. – С. 32-35.
33) Холостова, Е. И. Теория социальной работы / Е. И. Холостова, Л. И. Кононова. – Москва : Юрайт, 2016. – 345 с.
34) Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков: монография / Л. Б. Шнейдер. – Воронеж : Веста-М, 2015. – 336 с.
35) Шубникова, Е. Г. Педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ как предметная область превентивной педагогики / Е.Г. Шубникова // Фундаментальные исследования. – 2014. № 9-1. – С. 193-197.