Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Учётная политика учреждения является основным элементом документооборота в рамках бухгалтерского учёта. Профессиональное суждение бухгалтера в микроэкономическом масштабе выражается в формировании учётной политики хозяйствующего субъекта, а также в решении задач учётной практики (на основе принятой учётной политики). При этом конечной целью формирования учётной политики в качестве локального учётного регулятива бухгалтера является достоверное и добросовестное представление финансовой информации для пользователей отчётности.
Выбранная муниципальным учреждением учётная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налога на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. В учётной политике должны быть закреплены решения по всем вопросам ведения бухгалтерского учёта, по которым нормативные документы не предусматривают императивных норм либо применение императивных норм негативно отразится на качестве финансовой информации.
Если реализация профессионального суждения при формировании учётной политики предполагает принятие учётных решений на перспективу, то преодоление практических учётных проблем сопряжено с принятием текущих решений и последующего контроля их обоснованности и целесообразности.
Анализ российских нормативных требований к бухгалтерскому учёту в ряде случае показывает спектр вопросов, которые в нормативных актах либо не урегулированы однозначно, либо урегулированы таким образом, что следование нормам может повлечь за собой формирование нереалистичной картины финансового положения компании в ее финансовой отчётности. Каждый из этих вопросов может иметь несколько вариантов решений, предопределяющих данные финансовой отчётности и восприятие содержащейся в ней финансовой информации ее пользователями. При этом профессиональное суждение бухгалтера, вынесенное при решении той или иной учётной задачи, оказывает непосредственное влияние на объем, форму, содержание и способ раскрытия финансовой информации.
Цель работы выявить особенности амортизации в учетной политике МУ «Управление капитального ремонта» г. Липецка. Для достижения цели поставили теоретические и практические задачи.
Объектом исследования является МУ «Управление капитального ремонта» г. Липецка.
Предмет исследования - особенности амортизации в бюджетных учреждениях.
Теоретической основой работы явились законодательные и нормативные документы, а также теоретические работы отечественных и зарубежных авторов (Зимакова Л.А, Гетьман В.Г., Клычова Г.С., Лапуста М.Г., Супрунова Е. А.), электронные ресурсы, справочно-информационные системы и материалы собственных исследований.
Методы исследования включают в себя изучение, анализ статистической отчётности, синтез, а также графическая и содержательная интерпретация результатов.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Глава 1. Теоретические основы учета амортизации основных средств
1.1. Амортизация основных средств, сущность и нормативное регулирование
Амортизация - процесс постепенного переноса стоимости основных средств на производимую продукцию (работы, услуги). Начисление амортизации осуществляется в течение всего срока полезного использования основного средства . Требования к амортизации бюджетного учреждения закреплены не только в стандарте про учётную политику, но и в других нормативных правовых актах:
- ФСБУ «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчётности организаций государственного сектора «(п. п. 22, 31, 34, 80);
- ФСБУ «Основные средства» (п. п. 8, 9, 10, 27, 28, 36, 40) ;
- ФСБУ «Информация о связанных сторонах» (п. п. 8, 10) ;
- ФСБУ «Непроизведенные активы» (п. 7) ;
- ФСБУ «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах «(п. 7) ;
- Инструкции № 157н (п. п. 6, 10, 11, 14, 19, 21, 21.1, 35, 45, 66, 67, 103, 104, 126, 135, 143, 145, 199, 204, 217, 236, 257, 282, 299, 300, 301, 302, 302.1, 313, 318, 337, 349, 370, 371, 373).
Одной из основополагающих целей нормативного регулирования является формирование достоверной информации, предоставляющей объективную картину финансового положения и результатов хозяйственной деятельности всем заинтересованным пользователям .
Согласно статьям 6, 7, 28 и 29 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система базируется на принципе единства, что означает и единство бюджетного законодательства, и единство форм бюджетной документации, применяемых и разрабатываемых в соответствии с бюджетными полномочиями Министерства финансов Российской Федерации по определению методологии бюджетного учёта и бюджетной отчётности в рамках осуществления бюджетного процесса и межбюджетных отношений .
В структуре учётной политики условно можно выделить две части: организационно-техническую и методическую.
В организационно-технической части отражается информация о системе бухгалтерского учёта: о структуре бухгалтерии, рабочем плане счётов, формах первичной документации, организации документооборота, порядке проведения инвентаризаций, технология обработки учётной информации, видах внутренней отчётности и другие организационные аспекты бухгалтерского процесса .
В методической части перечисляются способы ведения бухгалтерского учёта, которые описывают порядок отражения финансово-хозяйственных операций в учётной системе. Эта часть учётной политики особенно важна, так как указанные в ней способы «отвечают» за отражение объектов бухгалтерского учёта в отчётности.
С 2019 года учётная политика бюджетного учреждения должна быть публичной.
На своем официальном сайте учреждение (централизованная бухгалтерия) должно разместить:
- общие положения учётной политики (перечень основных способов ведения учёта) и реквизиты ее документов;
- копии документов учётной политики .
Вместо этого можно одновременно разместить копии документов и обобщенную информацию .
В отчётности органа муниципальной власти нужно отразить информацию об учётной политике. Состав и содержание такой информации устанавливаются соответствующими федеральными и отраслевыми стандартами . Например, по СГС «Основные средства» в отчётности необходимо раскрывать используемые методы начисления амортизации и методы определения сроков полезного использования основных средств.
С 2019 года определен состав раскрываемой в отчётности информации об изменениях учётной политики, которые оказали или способны оказать существенное влияние на финансовые показатели:
- обоснование изменений;
- содержание изменений;
- дата, с которой применяются изменения;
- порядок отражения в отчётности последствий изменения учётной политики с указанием обстоятельств, которые повлияли на выбор этого порядка.
Согласно стандарту 2019 года, изменение оценочного значения - это корректировка показателя в учёте или отчётности, обусловленная изменением допущений, фактов и обстоятельств, на основе информации о которых был выполнен его расчёт. В отчётности изменение оценочного значения отражается перспективно, а информацию об изменении нужно раскрыть в пояснениях к отчётности . Учётная политика не должна содержать положения, которые будут дублировать положения НПА в области бухучёта и отчётности. Другими словами, не нужно включать в нее методы, правила, способы ведения бухучёта, которые прямо и однозначно установлены в НПА. Например, в учётной политике не надо приводить следующие формулировки из Инструкции № 157н или стандарта концептуальных основ.
Как и Законом о бухгалтерском учёте, стандартом предусмотрено всего три случая, когда можно вносить изменения в учётную политику:
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ // «Российская газета», № 153-154, 12.08.1998
2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», № 31, 03.08.1998, ст. 3824.
3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» // «Российская газета», № 278, 09.12.2011
4. Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учёту» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации» (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учёту «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)») (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2008 № 12522) // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 44, 03.11.2008.
5. Приказ Минфина России от 28.02.2018 № 34н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора «Непроизведенные активы» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.05.2018 № 51145) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.05.2018
6. Приказ Минфина России от 30.05.2018 № 124н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2018 № 51491) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 02.07.2018
7. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счётов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 № 19452) // «Российская газета», № 8, 19.01.2011.
8. Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчётности организаций государственного сектора» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.04.2017 № 46517) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 02.05.2017
9. Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора «Основные средства» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.04.2017 № 46518) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 02.05.2017
10. Приказ Минфина России от 30.12.2017 № 274н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора «Учётная политика, оценочные значения и ошибки» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.05.2018 № 51123) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21.05.2018
11. Приказ Минфина России от 30.12.2017 № 277н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора «Информация о связанных сторонах» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2018 № 51159) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.05.2018
12. Письмо Минфина России от 04.05.2018 № 02-06-05/30266 Вопрос: О применении бюджетными и автономными учреждениями нормативных актов в сфере бухгалтерского (бюджетного) учёта и отчётности // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
13. «ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов» (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст) (ред. от 08.05.2018) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
14. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» - утратил силу // «Российская газета», № 228, 28.11.1996
15. Приказ Минфина РФ от 20.03.1992 № 10 (ред. от 04.06.1993, с изм. от 13.12.1993) «Об утверждении Положения о бухгалтерском учёте и отчётности в Российской Федерации» - утратил силу // «Бюллетень нормативных актов», № 6, 1992
16. Приказ Минфина РФ от 28.07.1994 № 100 (ред. от 26.12.1994) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту «Учётная политика предприятия» ПБУ 1/94» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.08.1994 № 658) - утратил силу // «Российские вести», № 169, 08.09.1994
17. Приказ Минфина РФ от 09.12.1998 № 60н (ред. от 30.12.1999) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации» ПБУ 1/98» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.12.1998 № 1673) - утратил силу // «Российская газета», № 10, 20.01.1999.
18. Астахов, В.П. Бухгалтерский учёт от А до Я: Учебное пособие / В. П. Астахов. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 479 с.
19. Бурсулая Т. Пример учётной политики компании на 2018 г. // Новая бухгалтерия. 2018. № 1. С. 110 - 119.
20. Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 372 с.
21. Безбородова Т. И. Новые правила составления учётной политики организаций, применяющих упрощенные способы ведения бухгалтерского учёта, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчётность // Налоги. 2017. № 1. С. 3 - 7.
22. Богаченко В. М., Кириллова Н. А. Бухгалтерский учёт: Учебник. - 19-е изд., стер. - Р на Д.: 2015. - 512 с.
23. Бочкарева И. И., Левина Г. Г. Бухгалтерский финансовый учёт: Учебник. - М.: Магистр, 2010. - 413 с.
24. Бурмакина Н.И. О проблемах информационного межведомственного взаимодействия при реализации учётно-регистрационной политики недвижимости в России // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. № 5. С. 9 - 18.
25. Бубнова О.Ю. Правовое обеспечение учётной политики организации // Lex russica. 2016. № 9. С. 37 - 45.
26. Выварец А.Д. Экономка предприятия: Учебник. - М.: ЮНИТИ- ДАНА., 2012. - 543 с.
27. Гапоненко А. В. Экономика организации. Учебное пособие для бакалавров / А. В. Гапоненко. - Краснодар: Краснодарский филиал РГТЭУ; Просвещение-Юг, 2013. - 535 с.
28. Гусев А. О проведении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в отношении бюджетных и автономных учреждений // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. 2017. № 7. С. 26 - 33.
29. Гусев А. Комментарий к Письму Минфина России от 12.04.2017 № 02-02-05/21864 // Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера. 2017. № 7. С. 75 - 78.
30. Давыдова О. В. Учётная политика УК для целей налогообложения // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учёт и налогообложение. 2018. № 2. С. 37 - 38.
31. Диркова Е. ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации» пересмотрено // Практическая бухгалтерия. 2017. № 9. С. 54 - 57.
32. Дружиловская Э.С. Формирование учётной политики организаций государственного и негосударственного секторов по МСФО и РСБУ // Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях. 2016. № 14. С. 2 - 11.
33. Зарипова М. Инвентаризация расчётов с контрагентами по обязательствам // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учёт и налогообложение. 2018. № 12. С. 34 - 42.
34. Захаров И. В. Бухгалтерский учёт и анализ: Учебник для академического бакалавриата/ И. В. Захаров, О. Н. Калачева; под ред. И. М. Дмитриевой. - М.: Издательство Юрайт, 2015 - 423 с.
35. Ефимова О. В., Мельник М.В. Анализ финансовой отчётности. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Омега-Л, 2012. - 451 с.
36. Елецкая Ю. А. Об учётной политике по налогу на прибыль на 2018 год // Налог на прибыль: учёт доходов и расходов. 2018. № 1. С. 25 - 41.
37. Канке А.А, Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: 2013. - 288 с.
38. Ковалев В. В. Финансы: учебник. - 3-е изд., перераб.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013. - 610 с.
39. Кондраков Н.П Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учёт: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2011. - 504 с.
40. Ларцева Л. Изменения в учёте учреждений госсектора // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учёт и налогообложение. 2017. № 11. С. 13 - 20.
41. Ларцева Л. Новый ОКОФ и обновленная Классификация ОС // Учреждения образования: бухгалтерский учёт и налогообложение. 2016. № 12. С. 11 - 18.
42. Луговая Н.Н. Учётная политика для целей исчисления НДС // НДС: проблемы и решения. 2018. № 1. С. 67 - 79.
43. Лысенко Д. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов / Д. В. Лысенко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 320 с.
44. Любушин, Н.П. Экономический анализ: Учебник для студентов вузов / Н. П. Любушин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 575 с.
45. Маркарьян, Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Э.А. Маркарьян, Г. П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. - М.: КноРус, 2013. - 536 с.
46. Обухова Т. Новые требования к ведению бухгалтерского учёта // Бюджетные организации: бухгалтерский учёт и налогообложение. 2017. № 1. С. 12 - 22.
47. Обухова Т. Учётная политика - 2018: основные изменения и корректировки // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учёт и налогообложение. 2017. № 11. С. 65 - 76.
48. Пономарева Т. Учётная политика - 2018: новшества для всех и для каждого // Новая бухгалтерия. 2018. № 1. С. 102 - 108.
49. Петрова Н. А. Учётная политика по новым правилам // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учёт и налогообложение. 2017. № 9. С. 52 - 60.
50. Савицкая, Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г. В. Савицкая. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 607 с.
51. Семенихин В. В. Бюджетные учреждения. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2017. 951 с.
52. Спиридонов А. А. Новации в учётной политике // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учёт. 2017. № 8. С. 47 - 53.
53. Сергеев, И. В. Экономика организации (предприятия): учебник/ И. В. Сер геев, И. И. Веретенникова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 671 с.
54. Федорова О. С., Харалгина О.Л., Катанаева Т.В., Королева М. В., Чадина В.Э. Учётная политика предприятия для целей бухгалтерского учёта на 2017 год // Налоги и финансовое право. 2017. № 2. С. 8 - 212.
55. Чалдаева Л.А. Финансы: учебник/ под ред. Л. А. Чалдаевой. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 550 с.
56. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 208 с.