Фрагмент для ознакомления
2
- необходимо разрабатывать теории и концепции, посвященные моделированию социально-культурных процессов, имеющих педагогический и релаксационный потенциал, взаимосвязанный в условиях культурного обогащения культурно-досуговой сферы новыми продуктами.
Можно отметить, что сегодня сфера культурно-досуговой деятельности переживает определенный взлет – обилие выставок самого разного направления, международные форумы в сфере культуры, презентации, мастер-классы и лекции известных деятелей культуры, делящихся своим богатым опытом, международные массовые культурные мероприятия, привлекающие туристов со всего мира способствуют глобализации и развитию мультикультурализма. Однако, определенные сферы, связанные с профессиональным и трудовым досугом, формируются очень тяжело, заменяясь корпоративной культурой, имеющей очень жесткие системы развития: обязательность для многих членов корпорации посещения культурных мероприятий приводит к ущемлению сферы творческого саморазвития человека в свободное время и лишает его возможности самому решать для себя, что ему важно в свободное время. Свободное время – это время, которое человек распределяет по своему усмотрению, ориентируясь на здоровье и физическое самочувствие в первую очередь, имея для себя свои личные перспективные цели, который несут для данного человека свой культурный смысл.
Поэтому важно подчеркивать главный постулат социальнокультурного саморазвития личности - творческие занятия и досуг должны приносить удовлетворение, удовольствие и позитивные эмоции, именно этим досуг отличается от учебной деятельности, которая должна быть обязательна во всех проявлениях изучения учебной программы.
На наш взгляд, сфера социально-культурного развития человека связана с благоприятными условиями, позволяющими личности развиваться во многих направлениях сразу, одновременно фиксируя для себя новые сферы для самореализации, что способствует культурному обогащению личности и развития ее интересов. Многие формы организации досуга учащихся ориентируются на игровые технологии, игровые командные системы, здорового образа жизни, спорта, так как эти направления способствуют творческому и физическому развитию человека, что очень важно именно в молодом возрасте.
Волонтерская деятельность сегодня остается по-прежнему, очень привлекательной сферой для молодых людей, так как позволяет накапливать универсальный опыт, а также развивать личные умения и навыки в различных формах деятельности. Опыт, полученный в условиях протекания волонтерских программ, приводит к умению решать различные государственные и общественные проблемы, общаться с людьми разного социального статуса, понимать новые направления социокультурной сферы, уметь разграничивать свое время и распределять его, находить новых друзей, уметь быть терпеливым, конфликто- и стрессоустойчивым, получать новые возможности для закрепления профессиональных знаний.
Можно говорить об особом потенциале волонтерской деятельности, который направлен на решение социальных проблем, адаптации учащихся в обществе, развития культурного потенциала в условиях благотворительных акций, формирования социального мышления, имеющего гражданские и правовые приоритеты в решении различных ситуативных задач. Художественно-творческая деятельность является особым компонентом социальнокультурной деятельности, так как она базируется на возможностях профессиональной и самодеятельной сферы организации развития личности. Художественное развитие человека начинается с ранних лет и продолжается всю жизнь, позволяя личности испытывать высокие эстетические и художественные эмоции, закреплять навыки в каком-либо виде творчества, развивать творческое мышление.
Глава 2. Современные подходы к организации культурно-досуговой деятельности в средних общеобразовательных школах
2.1 Организация досуговой деятельности учащихся
Педагогический коллектив школы формирует мир увлечения школьников и организует досуговую работу так, чтобы дети имели возможность реализовать свои способности в разных видах продуктивной деятельности.
Досуг – это удовлетворение личных интересов и притязаний детей. Культурно-досуговая деятельность в определенной культурно-досуговой среде формирует развитие творческой личности. Жить полной, яркой, разнообразной детской жизнью – необходимое условие развития личности ребенка.
Задача педагогов, организаторов культурно-досуговой деятельности – создание условий для полноценного развития личности детей и подростков.
Основной целью работы нашей школы является использование
разновариативных подходов к организации культурно-досуговой деятельности через включение учащихся в различные виды социально значимой деятельности.
Школа создает условия для реализации способностей учащихся, приобщает к здоровому образу жизни, к духовным ценностям мировой и национальной культуры, воспитывает культуре общения, культуре отдыха.
Основные направления досуговой деятельности
• Традиционные общешкольные мероприятия
• Образовательно-познавательное направление
• Художественно-эстетическое направление
• Туристско-краеведческое направление
• Общественно-полезные трудовые коллективные мероприятия
• Спортивно-оздоровительное направление
• Экологическое направление
• Духовно – нравственное и эстетическое направление
• Профилактика асоциальных явлений
• Работа школьного ученического самоуправления
Наиболее широко рассматривается понятие «рекреация» как вся деятельность в рекреационном пространстве, которая направлена на восстановление физиологического, физического потенциала, на оздоровление 25 душевных и духовных сил, которые ослабляются в процессе однообразной работы, однообразных занятий или болезни [32]. В целом, исследователи выделяют следующие функции культурнодосуговой деятельности: воспитательная, просвещения, организации творческой деятельности, организации отдыха и развлечений, внутриорганизационная; компенсаторные, воспитательные, просветительные, рекреационно-оздоровительные, коммуникативные [2]. Наряду с указанными функциями отмечают: художественную; преобразовательную; адаптивную; регулятивную; творческую. Для учащихся культурно-досуговая деятельность помимо указанных выше функций имеет назначение самопознания, самореализации и самовыражения.
Школьники как субъект культурно-досуговой деятельности имеет особые психолого-педагогические характеристики. В исследовании Т. Т. Фисюк приводятся следующие специфические черты, проявления учащихся как участника культурно-досуговых программ:
• социально-психологические особенности: повышенная эмоциональность, быстрая смена настроения, физическая подвижность, быстрое освоение окружающей действительности, зрительская и интеллектуальная восприимчивость, стремление к новому и ореолу исключительности;
• личные потребности выступают как фиксированные ценностные ориентации в единстве мотивационно-личностных и социально-объективных факторов;
• потребность в динамических формах деятельности;
• установки на культурно-досуговую деятельность как на процесс самоутверждения, саморазвития, самореализации;
• стремление к новым социальным образованиям, группировкам. Указанные социально-психологические особенности школьников важно учитывать при организации культурно-досуговой деятельности, поскольку их игнорирование может привести к результату обратному запланированному [30].
Для учащихся и учащихся в целом досуг выполняет важные функции:
• способствует снижению стрессовых воздействий и беспокойств;
• помогает обучающимся максимально реализовать свои лучшие качества;
• способствует формированию позитивной «Я-концепции»;
• помогает формировать ценностные ориентации;
• развивает и формирует личность;
удовлетворяет потребности личности;
• стимулирует веселое настроение, позитивный взгляд на жизнь, способствует выходу из депрессивных состояний [7].
Посредством культурно-досуговой деятельности обучающемуся намного проще формировать положительное и уважительное отношение к самому себе, даже некоторые недостатки личности можно преодолеть в процессе досуга. Такие формы досуга, как объединения по интересам, коллективные праздники, — наиболее благоприятная среда для осознания себя, своих достоинств и недостатков, своих личностных качеств в сравнении с другими людьми. В этом заключается социализирующий аспект досуговой деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. — Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 476 с.
2. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность. Теория и практика организации: учебное пособ. – М., 2006.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания // Советская педагогика. 1965. № 7. С. 31-40.
4. Ариарский, М.А. Прикладная культурология: монография. – СПб, 2001
5. Асанова И. М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И. М. Асанова, С. О. Дерябина. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 192 с.
6. Бессонова Ю.А., Степанченко О.В. Понятийно-терминологическая система социальнокультурной деятельности: учебное пособие. – СПб.: Изд-во «Лань», 2017. – 160 с.
7. Блуммер Г. Коллективное поведение // Психология масс : сб. – Самара,2004.
8. Братухин А. В. К вопросу о классификации молодежных субкультур современной России. IV Всероссийский социологический конгресс. 2012. Электронная версия http://www.isras.ru/abstract_bank_congress4/597.pdf (дата обращения 13.09.2012).
9. Воловик А. Педагогика досуга [Текст]: учебник / А. Воловик, В. Воловик. – Харьков: ХГАК, 1999. – 332 с
10. Володина О.А., Рябова О.Н. Организация досуговой деятельности молодежи
11. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644). 53
12. Евладова Е. Б. статья: Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС/ Е. Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - №3. – С. 15-26.
13. Евладова Е. Б. статья: Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС/ Е. Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - №4. – С. 15-21.
14. Жарков А.Д. Теория, методика и организация культурно-досуговой деятельности: учебник. – М.: МГУКИ, 2012 . – 456 с.
15. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебник для учащимися вузов культуры и искусств. – М.: Издательский Дом МГУКИ, 2002. – 288 с.
16. Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность как самостоятельная отрасль педагогической науки // Образование и общество: научный, информационно-аналитический журнал. – 2007. – № 2.
17. Жаркова А.Д., Чижикова В.М. Культурно-досуговая деятельность: // Учебник. – М. : МГУК, 1998. – 301 с.
18. Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. Учеб. пособие для учащимися пед. ВУЗов / Загрекова Л.В., Николдина В.В. – М.: Высш. шк., 2004. – 157 с.
19. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: учеб. пособ. для высшей школы. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга. 2004. - 192 с. (с.99-106)
20. Зеер, Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование / Э.Ф. Зеер. –Екатеринбург: Изд. Центр ЕПУ, 1998. – 197 с.
21. Как вести дискуссию? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/582172/
22. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: учеб. пособие. М., 2004.С. 145-174.
23. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Культурно-досуговая деятельность: // Учебник. – М. : МГУКИ, 2004. – 539 с.
24. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Культурно-досуговая деятельность: учебник – М.: МГУКИ, 2004 - 539 с.
25. Клюско, Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945-1985 гг.). Теоретико-методологический и исторический аспекты: учебное пособ. – М., 1999.
26. Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность: конспект лекций, опорные занятия и определения: учеб.пособие. Казань: Медицина, 1995. С. - 21.
27. Методика социально-педагогической деятельности (Методика организации социальнокультурной деятельности): учебно-методический комплекс по учебной дисциплине / сост. Л.В. Королькова. - Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2018. - 75 с.
28. Рылеева А.С. Организация культурно-досуговой деятельности населения России: // учебное пособие. Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2014. – 229 с.
29. Суртаева В.Я., Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации : учебное пособие для учащихся вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
30. Трухачев А.В., Иволга А.Г. Анализ влияния факторов на въездные – выездные туристские потоки на примере отдельных стран // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: http://www.scienceeducation.ru/119-14790 (дата обращения: 08.10.2014).
31. Agritourism Impact Toward Locals Attitudes – An Evidence From Vojvodina Province (Serbia) / Petrovic, Marko D.; Blesic, Ivana; Ivolga, Anna; Vujko, A. Journal оf the Geographical Institute Jovan Cvijic Sasa. – Том: 66. – Выпуск: 1 – С. 105-123.
32. Ivolga, A.G. International tourism market: current state and prognosis / I. Ozaeva, A.G. Ivolga, V.S. Varivoda // Сб. статей IV Междунар. науч.-практ. конф. (г. Ставрополь 11-16 марта 2016 г.) материалы и доклады. – Ставрополь, 2016. – С. 89-94.