Фрагмент для ознакомления
2
реализоваться в том или ином виде искусства или деятельности. В связи с этим очень важно, чтобы человек в этот период жизни не сбился с правильного пути, не стал зависим от вредных привычек, научился быть коммуникабельным, выбрал вид деятельности, который был бы интересен ему больше всего, чтобы работать в этой сфере, став взрослым, а главное, чтобы любить свою работу в будущем.
1.2. Проблемы самореализации молодежи
Если рассматривать проблемы самореализации молодежи не только со стороны индивидуума как сложности реализации отдельной личности, а взглянуть на них в общем, как на проблемы всего социума, то можно увидеть, что решение этих проблем может усовершенствовать социальную систему, поднять производительность, а также избежать множества социальных конфликтов. Социально-демографическая группа, попадающая под определение «молодежь», обладает более высоким уровнем восприятия и принятия модернизации общества .
Молодежи легче адаптироваться к современным условиям существования, проще осваивать нововведения в различных областях. Культура, политика, общественно-хозяйственная деятельности и многое другое не стоят на месте, руководствуясь лишь культурным наследием и опытом предков. Все социальные отрасли видоизменяются, обретают новые современные очертания. Людям, перешагнувшим рубеж молодости, принять такие изменения бывает крайне сложно из-за плотно укоренившихся консервативных взглядов. Со временем бразды правления социумом передаются в руки юного поколения. Именно поэтому так важно создавать благоприятные условия для самореализации молодежи, помогая молодым людям стать гармоничными всесторонне развитыми личностями.
В исследованиях возрастной психологии говорится, что именно в процессе взросления у человека формируется самосознание и устойчивая система ценностей, а также предопределяется социальный статус личности. Для периода молодости характерны проявления критичности мышления, человек учится оценивать и анализировать. Параллельно с этим в сознании молодых людей уже заложен фундамент из стереотипов прошлого времени, задачей молодежи является правильно отфильтровать опыт минувших лет, выделить для себя главную и полезную информацию.
Проблемы самореализации молодежи включают в себя и вечное противоборство старого и юного поколений. В основном, старики всегда недовольны поведением молодежи, стараются дать совет со стороны прожитых лет, а молодые люди со всей своей юношеской амбициозностью не хотят прислушиваться и делать выводы. На самом деле противостоянии этих двух социальных групп может, как и послужить определенную пользу, так и причинить немалый вред в дальнейшей реализации молодежного потенциала. Однозначно, опыт прошлого может быть полезен, чтоб, например, не совершать таких же ошибок или, как говорится, заново не изобретать велосипед. Вот тут-то как раз и молодым людям и пригодиться умение фильтровать информацию и давать собственную оценку тем или иным суждениям .
Что же касается негативных последствий, то слишком настойчивое навязывание консервативных взглядов воспрепятствует желанию молодежи развиваться в современном мире, идти в ногу со временем, адаптироваться к стремительно развивающимся особенностям окружающей среды. Молодые люди, задавленные авторитетностью старшего поколения, теряют интерес к познанию всего нового, развивается пассивность, порой граничащая с инфантилизмом, а эти качества никак не способствуют самореализации и достижению успеха.
Глава 2. Проблемы молодежи в современном мире
2.1. Несоответствие социальным требования
Современный мир уже не так строго относится к соблюдению правил нравственности, как в давние века, в этом тоже есть немалая составляющая сути проблемы самореализации молодежи. Именно поэтому у большинства современных молодых людей крайне размытые нормы морали. У большинства преобладают гедонистические наклонности, эгоизм, что рано или поздно приводит к саморазрушению личности. Проблемы, с которыми сталкивается современная молодежь, мешают самореализации индивида или же делают ее практически невозможной. Духовное опустошение, бесперспективность дальнейшей жизни, раскол ценностных ориентаций, распространяющийся нигилизм и ломка нравственных идеалов – вот основные причины, которые подводят современных молодых людей к таким социальным проблемам, как :
– Алкоголизм
– Наркомания
– Аморальность
– Преступность
– Склонность к суициду
– Подмена жизненных ценностей
Попадая в одно из вышеперечисленных течений, индивид вступает на путь деградации и саморазрушения. И лишь путем долгой и сложной социальной, физической и психологической реабилитации можно вернуть человека к нормальному существованию, а также мотивировать его личность к дальнейшему саморазвитию.
2.2.Зависимость от электронных гаджетов
Форумы, социальные сети, развлекательные порталы… Они способны удерживать людей у мониторов компьютеров и ноутбуков чуть ли не сутками. Порой складывается впечатление, что парни и девушки, «живущие» в онлайн режиме, ленятся выходить в реальный мир. Виртуальность очень удобна тем, что можно многое сказать, прокомментировать, обсудить, и не боятся осуждающих взглядов. Сидя дома, можно общаться с людьми, которые находятся в любой части света, купить вещь, которая не продается в магазинах вашего города, узнать новости, которые не показали по телевизору, узнать ту или иную информацию подробно до мелочей и кратко в обобщенном виде, узнать комментарии людей по поводу всего, что вас только может заинтересовать, послушать музыку, прочитать текст слов. Да даже выучить любой язык, вам нужен только компьютер и интернет, остальное все можно найти на просторах разных сетей и ссылок .
Тем не менее, подростки мало того, что не выходят из дома. Они тратят свое время не на саморазвитие, а на компьютерные онлайн игры. Тем самым забывая об учебе в школе. В итоге, как правило, они получают плохие оценки. Данная проблема исходит от недопонимания в семье, в обществе. Им проще закрыться в своей комнате, играть или общаться с другими людьми, нежели объяснить свою точку зрения. С другой же стороны, пытаясь сообщить о своих мыслях, их никто не хочет понимать, возможно, даже не пытается. Молодёжь сидит в интернете, избегают общения с людьми в жизни. Появляется другая проблема - они перестают общаться в жизни, они могут переписываться только через социальные сети, тем самым уменьшается их коммуникабельность, они не могут заводить более разговор с незнакомцем, познакомиться с кем-либо на улице, спросить время у прохожего. Им спокойнее сидеть в интернете, писать «друзьям», которых никогда не видели, а может и не увидят.
Отсутствие опыта общения с людьми в период молодости сильно сказывается на взрослой жизни. Постоянное знакомство с незнакомыми людьми на работе, совершение покупок, продажа своих вещей так же связана с необходимостью диалога с глазу на глаз. Всё больше людей переселяются из реальной жизни в виртуальное пространство. И это действительно мешает им строить реальную жизнь, на которую по факту не остаётся времени.
Развивается социопатия и психопатия. Некоторые молодые люди в прямом смысле и двух слов связать не могут.
Альтернатива функциям социальных сетей и гаджетов :
– использовать реальный мир для общения;
– искать друзей в реальности. Виртуальный мир дает только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения;
– наполнять жизнь положительными событиями, поступками;
– иметь собственные четкие взгляды, убеждения;
– избегать лживости и анонимности в виртуальной реальности;
– научиться контролировать собственное время и время за компьютером.
– найти любимое занятие, увлечение, хобби в реальной жизни.
– больше гулять, проводить время на свежем воздухе, займитесь спортом.
– прислушиваться к советам родителей, если они говорят, что вы слишком много времени проводите за компьютером.
2.3. Алкоголь, наркотики и табак
Алкоголизм можно назвать социальной проблемой молодежи, так как от него никто не застрахован. Здесь влияет как наследственная предрасположенность, так и приобретенная, методом втягивания. Подросток, рано начавший употреблять спиртные напитки, теряет смысл в жизни. В последующем его стимулом становится выпивка. Сегодня алкоголизм является самой актуальной проблемы молодежи не зависимо от пола. Подросток в стадии алкогольного опьянения становится неуравновешен, навязчив, груб. Отсюда выходит еще одна проблема молодежи, это преступность. Ведь таким людям море по колено, и они могут пойти на все тяжкие. Большее количество всех преступлений, совершенных подростками, именно, в стадии алкогольного опьянения. Чтобы избежать подросткового алкоголизма и вырастить полноценного члена общества, необходимо следить за своими детьми и вовремя ограждать их от плохих компаний, где практикуется употребление спиртных напитков. Большинство подростков и юношей считают, что слабый алкоголь – это всего лишь недорогой и абсолютно безопасный способ расслабиться . При этом многие, периодически прикладываясь к бутылке хмельной жидкости, с презрением смотрят в сторону алкоголиков. Им кажется, что они пьют не водку, а практически «лимонад». Да и употребляют не для того, чтобы «забыться», а лишь с целью повысить настроение. Отношение нашей молодежи к слабоалкогольным напиткам, как к лимонаду, очень опасно! Пивной алкоголизм развивается медленнее и не так заметно, чем алкоголизм от крепких спиртных напитков. Проблема алкоголизма среди подростков очень актуальна в наше время. Все больше и больше лиц подросткового возраста
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Алексеевв, А. И. Государственная молодежная политика Российской Федерации: развитие и основные стратегические ориентиры развития /А. И. Алексеев // Образование. Вестн. Высш. шк. 2016. – № 5. С. – 46 –53.
2. Борисова, Т. Семья - активный субъект формирования социальной ответственности молодежи [Текст] / Т. Борисова // Воспитание школьников. – 2019. – № 5. – С. 49-51.
3. Босов, студент как "массовый человек" [Текст] / // Высшее образование в России. – 2019. – № 4. – С. 120-122.
4. Васильева, Е. Активность студентов как показатель их социализации и социальной компетенции / Е. Васильева, А. Малыгина // Alma mater: Вестник высшей школы. – 2017. – № 7. – С. 18-22.
5. Вислова, А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления / А. Вислова // Воспитание школьников. – 2018. – № 3. – С. 15-20.
6. Гурдеев, Н. К. Молодежь России: социологический портрет / Н. К. Гурдеев, Ф. Э. Шидков. – Москва: ЦСПиМ, 2018. – 592 с.
7. Дорошина, Н.Н. Исследование нравственных качеств молодежи / Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 2018. – 456 с.
8. Жданов, А.Ю. Социальное развитие молодежи в современной России / А.Ю. Жданов // Общество и право. – 2016. – № 2 (44). – С. 269 – 273.
9. Зубок, О. Социология молодежи: становление и развитие / О. Зубок // Социально-гуманитарные знания. – 2019. – № 1. – С. 56-77.
10. Запесоукий, А.С., Файн, А.П. Эта непонятная молодежь…: Проблемы неформальных молодежных объединений / А.С. Запесоцкий, А.П. Файн. – М.: Профиздат, 2018. – 224 с.
11. Исхакова, Е. Предпочтения молодежи / Е.Исхакова // Социологические исследования. – 2016. – № 6. – С. 103-106.
12. Иваненков С. Проблемы социализации современной молодежи. / С.Иваненков. – М., 2011. – 213с.
13. Карпухин, О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации / О.И. Карпухин // СОЦИС. – 2018. – №12. – С. 89 – 94.
14. Ловкова, П.П., Миронова, С.Г. Молодежь России: сборник статей из периодических изданий за 2018 г. / П.П. Ловкова, С.Г. Мырина. – М.: Российская государственная библиотека для молодежи, 2018. – 248 с.
15. Марукина, Н.Л. Молодежь России и политика [Текст] / Н.Л. Маркина. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 2016 – С. 54– 56.
16. Переверзев, М. П. Менеджмент в молодежной политике: моногр. / М.П. Переверзев, З.Н. Калинина. - М.: ИНФРА-М, 2019. – 240 c.
17. Певцова, И. Социальные проблемы российской молодежи / И. Певцова // Право и образование. – 2018. – № 11. – С. 89-99.
18. Петров, предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений /И.Петров // Социологические исследования. – 2018. – № 2. – С. 83-90.
19. Радченко, А. Ф. Материалы научных исследований проблем молодежной политики современной России / А.Ф. Радченко. - М.: Ленанд, 2017. - 176 c.
20. Сагитов, С. Формируем духовно-нравственную культуру и гражданскую активность молодежи / С. Сагитов // Ватандаш. – 2019. – № 1. – С. 3-11.
21. Садриев, М. Молодежь и политика / М. Садриев // Бельские просторы. – 2019. – № 4. – С. 148-154.
22. Сапронов, А. Молодежь в современной социокультурной ситуации / А. Сапронов, П. Кравчук // Высшее образование в России. – 2017. – № 6. – С. 140-142.
23. Семенов,О. ориентации современной молодежи / О.Семенов // Социологические исследования. – 2017. – № 4. – С. 37-43.
24. Старикова, О.В. Молодежь как часть государственной политики: Монография / О.В. Старикова. – Красноярск: Сиб.федер. ун-т, 2016. – 216 с.