Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы заключается в том, что использование интерактивных технологий в дошкольном образовании является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.
Использование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности.
В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности деятельности воспитанников. В последнее время получил распространение ещё один термин – «интерактивное обучение». Использование интерактивных технологий является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Использование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Именно это способствует осознанному усвоению новых знаний.
Внедрение интерактивных технологий в новой и занимательной для дошкольников форме помогает решать задачи речевого, математического, экологического, эстетического развития, а также помогает развивать память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление.
Проблема использования интерактивных технологий в образовательном процессе нашла отражение в трудах И.Ю.Устинова, А.П.Панфилова, Б.Ц.Бадмаева и др.
Проблему использования интерактивных методов в обучении анализируют Кашлев С.С., Панфилов А.П., Бадмаев Б.Ц. и др.
Подходы в обучении и воспитании с использованием интерактивных технологий рассматривают Андреева Е.В., Яковлева О.А., Тимофеева А.Н., Ларина О.Н., Матюшинец О.Ф, Першан С.В. и другие.
Исследования этих и других авторов говорят о том, что в теории вопрос использования интерактивных технологий в обучении и воспитании достаточно хорошо разработан, однако не имеет эффективного практического применения, так как зависит от компетентностей педагога, от материально-технический оснащенности дошкольной образовательной организации, от сложившихся условий в педагогическом коллективе, поэтому тема работы является актуальной.
Объект исследования: процесс использования интерактивных технологий в образовании.
Предмет исследования: педагогические условия использования интерактивных технологий в дошкольных образовательных организациях.
Цель исследования: рассмотреть использование интерактивных технологий в МБДОУ.
Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть практическое использование интерактивных технологий в образовательном процессе МБДОУ;
- рассмотреть практическое использование интерактивных технологий в образовательном процессе МБДОУ.
Методология исследования: анализ и обобщение теоретического материала, основанного на изучении литературных источников по исследуемой проблеме; дедукция; метод группировки; описание, сравнение, систематизация и обобщение, анкетирование, включенное и не включенное наблюдение.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретический аспект применения интерактивных технологий в образовательном процессе
1.1. Понятие, виды, значение интерактивных технологий
Термин «интерактивность» заимствован из латинского языка от слова interactio, что подразумевает inter – «взаимный, между» и action – действие, т.е. «вид информационного обмена обучающихся с окружающей информационной средой».
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имея возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают [15, c. 14].
По мнению И. Ю. Устинова [4, с. 45], любое обучение ставит дидактическую задачу, которая может быть эффективно решена с помощью интерактивного обучения, реализуемого квалифицированным педагогом-профессионалом.
Интерактивное обучение реализует основные положения закона «Об образовании в РФ». Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ трактует «образование» как категорию в двух аспектах: как процесс и как результат.
Образование как результат подразумевает совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [1].
Образование как процесс представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства [1].
Образование как процесс тесно связан с обучением, в том числе с интерактивным обучением. В словаре А. С. Воронина [1, с. 45], интерактивное обучение определяется как обучение, ориентированное на воспитание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе – готовности к активному строительству будущего за счет нового, творческого и мобильного мышления, способности к созданию нового материального продукта, духовного обновления личности и коллектива.
Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.
Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. В процессе освоения учебного материала, обучающиеся осуществляют совместную деятельность, это означает, что каждый вносит в работу свой вклад, происходит обмен опытом, знаниями и умениями, то есть происходит витагенное обучение с опорой на жизненный опыт обучающихся. Причем обучение происходит в доброжелательной обстановке при взаимной поддержке друг друга. Следовательно, интерактивное обучение — это освоение реальных жизненных ситуаций, посредством взаимодействия с окружающими, направленное на выработку умений, необходимых для улучшения качества самой жизни.
Для целенаправленного интерактивного обучения должны быть реализованы определенные цели.
Цели интерактивного обучения:
1. Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
2. Создать условия, при которых дети охотно и самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться ими для решения познавательных и практических задач, развивают исследовательские умения, системное мышление.
3. Создание комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.
По мнению А.П.Панфиловой [6, с. 97], интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности, поэтому оно должно проходить в разных формах.
Интерактивные формы обучения.
1. Индивидуальная форма — это взаимодействие педагога с одним обучающимся, который самостоятельно принимает решение поставленной перед ним задачи.
2. Парная форма используется для решения заданий в паре, обучающиеся не только учатся, но и осуществляют взаимообучение и взаимоконтроль.
3. Групповая форма используется, когда обучающиеся делятся на подгруппы и осуществляют решение проблемы сообща.
4. Фронтальная форма предполагает, что педагог работает со всеми обучающимися, задание выполняют все участники одновременно, в едином темпе и с общими задачами.
5. Коллективная форма используется тогда, когда обучающиеся рассматриваются как целостный коллектив, но со своими лидерами и особыми формами взаимодействия.
6. Форма взаимодействия со сменным составом обучающихся используется для реализации коллективной или фронтальной работы, но с
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С.Воронин. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, - 2006. - 135 с.
2. Галишникова, Е. М. Использование интерактивной доски в процессе обучения : учитель / Е. М. Галишникова. - М., 2007. - 241 с.
3. Калягин, И.Н. Новые информационные технологии и учебная техника / И.Н. Калягин. М.: Высшее образование в России, - 2003. - 289 с.
16. Караковский, В. А. Воспитание? Воспитание! / В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова. - М.: Новая школа, - 2002. -160 с.
4. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения : учеб.-метод. пособие / С.С.Кашлев. -2-е изд. - Минск: ТетраСистемс, - 2013. - 224 с.
5. Кларин, М. В. Технология обучения: идеал и реальность / М. В. Кларин. Рига: Эксперимент, 2001. - 180 с.
6. Клейман, Г.М. Школа будущего: компьютеры в процессе обучения : Пер. с англ. / Г.М. Клейман. - М. : Радио и связь, - 2004. - 347 с.
7. Коул, М. Д. Новые информационные технологии, основные навыки и изнанка образования: что следует делать? / Социально-исторический подход в психологии обучения / под ред. М. Коула. - М.: Педагогика, - 2004. - с.
8. Левитес, Д. Г. Практика обучения: образовательные технологии / Д.Г. Левитес. - М., 2004. - 258 с.
9. Молоков, Ю. Г. Актуальные вопросы информатизации образования : Сборник научных трудов / Ю. Г. Молоков. - Новосибирск, 2002. - 376 с.
10. Мясоед, Т. А. Интерактивные технологии обучения : Спец. семинар для учителей / Т. А. Мясоед. - М., 2004. - 346 с.
11. Попова, Н. Е. Условия использования мультимедийных средств обучения в образовательном процессе : коллективная монография / Профессиональное образование: модернизационные аспекты. Т.4. - Ростов-на-Дону: Научное сотрудничество, 2014. – С. 204-229.
12. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение : учебное пособие для студ. учреждений высш. Проф. образования / А.П.Панфилова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 192 с.
13. Пидкасистый, П. И. Искусство преподавания / П.И.Пидкасистый, М.Л.Портнов.- М.: Изд-во «Рос. пед. агентство», 2003. - с. 184
14. Полат, Е.С. Новые педагогические технологии : пособие для учителей / Е.С. Полат. - М., 2002. - 442 с.
15. Роберт, И.В. Информационные технологии в науке и образовании / И.В. Роберт. - М. : Школа-Пресс, 2002. - 429 с.
16. Соколова, Э. С. Педагогические мастерские: Франция-Россия / Под ред. Э. С. Соколовой. - М.: Новая школа, 2002. - 128 с.
17. Столяренко, Л.Д. Педагогические технологии. - В 2 кн.: Педагогика и психология высшей школы / Л.Д.Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, - 2001. - с.269.
18. Устинов, И.Ю. Определения основных терминов дидактики высшей военной школы / И.Ю.Устинов, М.: Новая школа, - 2010. - 320с.
19. Цукерман, Г. А. Инновации в мировой педагогике / Г.А.Цукерман.- Рига: Эксперимент, - 2005. - 180 с.
20. Щуркова, Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса / Н.Е.Щуркова. - М., 2005. - 365 с.