Фрагмент для ознакомления
2
1.2 Понятие краеведения и исторического краеведения в сфере журналистики. Их цели и задачи.
Согласно толковому словарю Ушакова, «Краеведение – это изучение какого-нибудь края, изучение отдельных местностей, районов со стороны их природы, истории, экономики, быта и т.п., производимое преимущественно местными силами»[1].
Ученые подразделяют краеведение на несколько пластов, согласно его внутреннему содержанию:
1) Историческое краеведение (изучается прошлое края, памятники, исторические факты и события. Историческое краеведение подразумевает исследование и деятельность, направленную на популяризацию информации об истории края);
2) Географическое краеведение (Всестороннее изучение природы, населения, хозяйства в их динамике, в особенностях данной местности на основе использования доступных методов исследования. Использует комплексный подход при изучении);
3) Биологическое краеведение (Изучается природа отдельного края или региона. Исследователи систематически наблюдают за сезонными явлениями в жизни животных и растений; выявляют закономерности распределения животных и растений на территории; изучают природные сообщества и способы для их охраны, формируют экологическое мировоззрение во внешней среде);
4) Литературное краеведение (Изучает различные типы печатных источников, литературных изданий— монографий, справочников, сборников статей, учебных пособий, а также периодических изданий (особенно местных), содержащих информацию о данном регионе и по конкретной теме);
5) Этнографическое краеведение (Изучается внешний облик территориальных народов, их внутренние различия, жилища и постройки, зодчество, народные знания и приметы (народная медицина, признаки перемены погоды), суеверия, обряды и обычаи, народное художественное и поэтическое творчество, фольклор.)[2].
Согласно Е. Б. Лукиеву под историческим краеведением должна пониматься область научного исторического познания, которая изучает прошлое края или региона, отраженное в памятниках, закономерности, принципы и методы исследования исторической науки и практическая деятельность историков-краеведов, направленная на распространение знания об историческом прошлом края»[3]. Е.Б.Лукиева основным выделяет передачу знаний в общественную жизнь, как обязательное содержание явления.
Край и конкретные районы, населенные пункты, улицы, предприятия, здания, памятники могут играть роль предмета краеведческого исследования. Все эти объекты должны представлять собой историческую, научную, художественную или иную культурную ценность[4].
1. 2 Функции и методы журналистики в контексте краеведческой
темы. Принципы выбора факта и его описания.
Обратимся к полной классификации социальных функций журналистики Е. П. Прохоровой из учебника «Введение в теорию журналистики».
Основной функцией для Е. П. Прохоровой является мета-функция, которая влечет за собой все остальные функции.
В плане краеведения, журналистике присущи, пять социальных функции:
1) Коммуникативная, она же основополагающая для осуществления деятельности журналистики;
2) Рекреативная;
3) Рекламно- справочная;
4) Идеологическая;
5) Культурно-формирующая (базой для этой функции служит исторический аспект, основным материалом чаще всего служит рассказ о событии из прошлого. Данный рассказ должен быть интересен для аудитории, затрагивать актуальные аспекты жизни для реализации рекреативной функции.
Рекламно-справочная функция краеведческой журналистики активизируется при получении конкретного заказа от предприятия или конкретных личностей в краеведческом аспекте.
Идеологическая функция проявляется себя в аналитических материалах, нацеленных на формирование конкретной авторской позиции.
Обращаясь к материалам С.В. Белковского в историческом дискурсе публицистика мало задействована. Большинство авторов стараются не переплетать исторические и политические события, они фактически не переосмысляют историю и не оценивают её. В федеральной прессе нет места колонкам на историческую тематику[5].
Согласно С.В. Белковскому краеведческий материал может реализовываться следующими путями:
1) Качественный контент, вызывающий интерес у аудитории с содержанием актуальной информации, способный вызвать общественный резонанс в обществе;
2) Заполнение свободного места или колонок в печатном издании или заполнении эфирной сетки для разряжения второстепенной темы.
Д. Ю. Асташкин в статье «Исторический дискурс в региональной
медиасфере» подчеркивает, что на конкретную тему, освящаемую в провинциальных СМИ, оказывает влияние календарь памятных дат. Это объясняется информационных поводов, а исторические событие позволяют редакциям распланировать несколько месяцев.
К критериями освящаемости краеведческой темы в провинциальном ТВ или других СМИ можно назвать: конкретный социальный заказ, как и в любом другом публицистическом произведении.
В. М. Горохов в своем труде «Основы журналистского мастерства» высказался следующим образом: «…журналистская тема всегда имеет ярко выраженную функциональную заданность. Тема публицистического произведения в газете по сравнению, скажем, с художественной темой нормативно, прямо отвечает на социальный заказ. Тема непосредственный отклик на актуальные общественные потребности»[6].
Обратимся к Н. Ким, который подчеркивает, что социальный заказ иногда обуславливается и редакционным заданием, и потребностями массовой аудитории[7].
Рассмотрев высказывания нескольких исследователей, мы можем говорить о то, что система историко-краеведческих материалов в провинциальном медиаобществе представляет собой некую мозаичную структуру из фактов, представляющих особый интерес для аудитории, и памятных дат, событий, блоков, посвященных революции, дню Победы, юбилеем местного исторического события или писателю.
Д. Ю. Асташкин так описал ситуацию в Новогородской области, относительно печатных изданий и местных ТВ передач: «Историческая тема лишь дополняет такие темы как патриотизм, кино, театр, религия. Невозможно опираясь лишь на материалы провинциальных СМИ составить полную модель истории России»[8].
Д. Ю. Асташкин считает, что местные СМИ представляют различные исторические эпохи: средневековая Новгородская республика, шведская оккупация, Великая Отечественная война и восстановление от последствий нацистской оккупации, а остальные события истории лишь обозначены, либо подаются в контексте исторических личностей: казармы Аракчеева, визит в Новгород Александра II, творчество Рахманинова.
А. А. Тертычный выделил следующие методы исследования предмета на краеведческую темы, опираясь на эмпирическое познание:
1) Метод проработки документов;
2) Методы интервью, беседы, опроса, анкетирования.
В современной краеведческой журналистике редко применяются методы эксперимента и наблюдения, поскольку нет привязанности к настоящему, и тема теряет свою актуальность со временем. Однако в исторических публикациях реализуются все методы теоретического познания:
1) Формально-логические методы: индуктивное умозаключение, дедуктивное умозаключение и традуктивное умозаключение;
2) Содержательно-логические методы: метод анализа и синтеза, гипотетические метод, метод историзма, метод логический.
Методы, описанные в работах по краеведению носят прикладной характер. Данный случай А. А. Тертычный относит к группе «частные, конкретные методы»[9].
1.3 Классификация жанров журналистики краеведения
Согласно исследователям А. А. Тертычному и Н. И. Ворона можно выделить следующие жанры краеведческой журналистики. Среди них выделяют информационные (см. схема 1), аналитические (см. схема 2), художественно-публицистические (см. схема 3), фотожурналистические (см. схема 4), и некоторые другие жанровые формы.
Схема 2—Представление информационных жанров в краеведческой журналистике
Схема 3—Представление аналитических жанров в краеведческой журналистике
По мнению А. А. Тертычный утверждает, что информационные жанры являются основными составляющими массовых информационных потоков. Главной задачей информационных жанров является передача информации о конкретном явлении, рассказать о некотором происшествии без объяснения взаимосвязей или создания художественного образа, в отличие от аналитических и художественно-публицистических жанров[18].
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1) Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. М.: Государственный институт «Советская энциклопедия», 1935-1940.
2) Сборная классификация: Пирожков Г. П. Краеведение: единство теории и практики // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение.// Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013 № 2 (28).C. 121-126
3) Лукиева Е. Б. Историческое краеведение. Томск – Том. Политехн. ун-т, 2003 С. 5
4) Лукиева Е. Б. Историческое краеведение. Томск – Том. Политехн. ун-т, 2003 С. 8
5) Белковский С. В. Использование исторических материалов в современной газетной публицистике.: Медиаскоп № 2, 2013
6) Горохов В. М. Основы журналистского мастерства. — Высшая школа, 1989 С.52.
7) 35 Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001 [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.evartist.narod.ru/text/71.htm
8) Асташкин Д. Ю. Исторический дискурс в региональной медиасфере. Новгород,: Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, 2013
9) Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2000 [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.evartist.narod.ru/text2/01.htm
10) Асташкин Д. Ю. Исторический дискурс в региональной медиасфере. Новгород// Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, 2013
11) Минкин А.А. Топонимы Мурмана. Мурманск, 1976, с. 4
12) Подольская Н. В. Ономастическое словообразование (Сопоставительный анализ на материале восточно-славянской онимии).Дисс....докт. филол. наук. -М., 1990. - 430 с.
13) Подольская Н. В. Ономастическое словообразование(Сопоставительный анализ на материале восточно-славянской онимии).Дисс....докт. филол. наук. -М., 1990. - 430 с
14) Мурзаев Э.М. Очерки топонимики / Э.М.Мурзаев. М., 1974
15) Подольская Н. В. Урбанонимия центральных областей РСФСР//Вопросы географии. - М., 1974. - № 94. - С. 123-124.]
16) Мезенко А. М. Урбанонимия Белоруссии. Автореф.: дисс... докт.филол. наук. - Минск, 1991. - 35 с.
17) Суперанская А.В. Структура имени собственного (фонология и морфология). М: Наука, 1969. 207 с.
18) Кубрякова Е.С. Части речи в ономасиологическом освещении. М.: Наука, 1978. 101 с.
19) Беленькая В.Д. Топонимы в составе лексической системы языка. М.: Наука, 1969. 168 с.
20) Шулунова Л.В. Ономастика Прибайкалья. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1995. 207 с.