Фрагмент для ознакомления
2
Практика развивающего обучения в системе ДШИ "Кантилена"
Для оценки значимости использования принципов развивающего обучения в системе начального музыкального образования необходимо дать характеристику целостной отечественной системы музыкального образования; провести параллели с системой общего образования; сравнить принципы традиционного и развивающего обучения.
Система общего музыкального образования включает в себя ряд последовательных этапов, каждый из которых имеет принципиальное значение. Любая образовательная ступень в свою очередь слагается из нескольких уровней, что позволяет говорить как о многоуровневой общей музыкальной подготовке, так и многоуровневой музыкально-педагогической подготовке.
Первой ступенью общего музыкального образования являются музыкальные занятия в детских дошкольных учреждениях для детей, начиная с двухлетнего возраста. Теория и практика дошкольной педагогики определяет следующие формы организации музыкальной деятельности детей: занятия, использование музыки на праздниках и развлечениях, в игровой и самостоятельной работе. Все формы предусматривают воспитание и развитие детей через совместную музыкальную деятельность. Однако основная задача – практическое освоение и овладение действиями, навыками и умениями воспринимать музыку, пение, движение и игра на музыкальных инструментах – решается очень редко (5, 56).
Общая музыкальная подготовка продолжается далее в общеобразовательных школах в пределах действующей программы «Музыка». Однако для продолжения музыкального образования необходимо углубленное изучение музыкальных дисциплин с конкретной специализацией (музыкальные инструменты) в ДШИ.
Система общего музыкального образования включает в себя ряд последовательных этапов, каждый из которых имеет принципиальное значение. Любая образовательная ступень в свою очередь слагается из нескольких уровней, что позволяет говорить как о многоуровневой общей музыкальной подготовке, так и многоуровневой музыкально-педагогической подготовке.
Первой ступенью общего музыкального образования являются музыкальные занятия в детских дошкольных учреждениях для детей, начиная с двухлетнего возраста. Теория и практика дошкольной педагогики определяет следующие формы организации музыкальной деятельности детей: занятия, использование музыки на праздниках и развлечениях, в игровой и самостоятельной работе. Все формы предусматривают воспитание и развитие детей через совместную музыкальную деятельность. Однако основная задача – практическое освоение и овладение действиями, навыками и умениями воспринимать музыку, пение, движение и игра на музыкальных инструментах – решается очень редко
Общая музыкальная подготовка продолжается далее в общеобразовательных школах в пределах действующей программы «Музыка». Однако для продолжения музыкального образования необходимо углубленное изучение музыкальных дисциплин с конкретной специализацией (музыкальные инструменты) в ДМШ и ДШИ.
По своему характеру цели традиционного обучения представляют трансляцию ученику определенных образцов культуры, формировании личности с заданными свойствами. По содержанию цели традиционного обучения ориентированы преимущественно на усвоение знаний, умений и навыков, а не на развитие личности (всестороннее развитие личности было декларацией) .
Конечно, нам важно отметить, что в современной школе задачи несколько видоизменились – исключена идеологизация, произошли изменения в нравственном воспитании, но трансляционная парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) осталась прежней.
Таким образом, традиционное обучение остается «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее культурой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной .
Обращение к теории развивающего обучения в области музыкальной педагогики отнюдь не случайно. Дело в том, что, как известно, «музыкальное искусство – не только средство эстетического наслаждения, но и великое средство жизненного познания, что оно… может приводить в движение самые глубокие пласты человеческой души, человеческого интеллекта» (Г.Г. Нейгауз). А сам процесс обучения обладает значительными резервами общего и музыкального развития учащихся.
Основные дидактические принципы развивающего обучения оп Г.М. Цыпину: увеличение объема используемого в учебно-педагогической работе материала; ускорение темпов прохождения учебно-педагогического материала; увеличение меры теоретической емкости знаний; развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся.
Музыкальное воспитание и образование является неотъемлемой частью общего процесса, направленного на формирование и развитие человеческой личности. Поэтому нельзя рассматривать их как некую обособленную отрасль знаний. Установлено, что «школьники, отлично занимающиеся музыкой, успешно учатся и по общеобразовательным предметам, а жизнь многократно подтверждает наличие у одаренных музыкантов незаурядных способностей вообще» .
Но такие явления, как демографический спад, массовое распространение у детей дошкольного возраста нарушений психофизического и двигательно-моторного характера, отсутствие гармонично развивающей среды, а также резкое уменьшение числа здоровых детей школьного возраста при общем увеличении учебной нагрузки в
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). - Воронеж, НПО «МОДЕК», 1998.
2. Бычкова А.В. Программные требования и методические рекомендации по хоровому классу// Новосибирск. – Изд-во НИПКиПРО, 2003
3. Бычкова А.В, Малахова Н.Н. «Хоровая прививка». Творческая программа областной профильной смены// Воспитание и дополнительное образование. 2018. № 4
4. Грибкова О.В Формирование профессиональной культуры будущего педагога-музыканта на основе компетентностного подхода// Педагогика искусства. 2009. № 4. С. 91-95.
5. Грибкова О.В. Модель образовательного пространства как фактор повышения профессиональной культуры педагога-музыканта//Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6 (43). С. 264-266.
6. Грибкова О.В., Ушакова О.Б. Культурно-образовательная среда в системе музыкального образования высшей школы//Мир науки, культуры, образования. 2016. № 1 (56). С. 190-192.
7. Гусев Д.А. Мировоззренческая ориентация преподавателя социально-гуманитарных дисциплин в образовательном процессе // Образовательные ресурсы и технологии. 2014. № 4 (7). С. 62-69.
8. Маслова Л.П. Педагогика искусства: теория и практика. - Новосибирск: Издательство НИНК и ПК), 1997.
9. Миловский С.А. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы. - М., 1977. – 53 с.
10. Официальный сайт Детской школы искусств «Кантилена» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kantilena.nsk.muzkult.ru