Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время функционирование экономики России происходит за счет природных ресурсов, дефицит которых растет с каждым годом. В этих условиях особое значение приобретает эффективный государственный контроль и надзор, способный обеспечить дальнейшее социально-экономическое развитие страны, поднятие качества жизни населения и защиту окружающей среды от пагубного антропогенного воздействия.
Контроль и надзор в сфере природопользования представляет собой правовую форму экологической деятельности, от эффективности которой зависит, насколько своевременно будут выявляться нарушения в экологической сфере, насколько быстро будут реагировать органы власти и в дальнейшем будут ли виновные лица привлечены к юридической ответственности. Такое определение контроля и надзора дает возможность исследовать его в качестве способа обеспечения законности и правопорядка, а также защиты конституционного права граждан на благоприятную среду.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере контроля и надзора за законодательством в области природопользования.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие контроль и надзор за законодательством в области природопользования.
Целью настоящей работы является анализ контроля и надзора за законодательством в области природопользования.
Достижение поставленной цели определяет постановку и решение следующих задач:
– раскрыть теоретические аспекты контроля и надзора в сфере природопользования;
– исследовать осуществление государственный контроль и надзор в сфере природопользования;
– выявить проблемы контроля и надзора в сфере природопользования и пути их решения.
Методологическую основу исследования составляет совокупность теоретико-методологических способов познания общественных явлений и процессов (исторический, системный, аналитический). В основу исследования положен диалектический метод познания общественных явлений и процессов. В работе использовались сравнительно-правовой, структурно-правовой, формально-юридический методы исследования.
Теоретической основой исследования являются труды таких авторов как К.С. Дикусар, О.А. Петрина, Е.В. Евсикова, Г.А. Петросян, А.В. Липунцова, В.А. Шнурков В.А., Т.Г. Косенко и другие.
Структура исследования определена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты контроля и надзора в сфере природопользования
1.1. Понятие и сущность природопользования
Природопользование является той сферой хозяйственных отношений, где больше, чем в других отраслях экономики, должна быть сформирована совершенная институциональная среда хозяйствования, поскольку именно природные ресурсы и природные условия составляют основу жизнедеятельности населения. В условиях отсутствия действенных и результативных рычагов рационального природопользования предпринимательские структуры в поисках рентных доходов в стратегию своей деятельности не смогут вмонтировать экологические императивы.
Основными принципами и требованиями рационального природопользования можно назвать равновесие и баланс природных ресурсов; потребность учета взаимовлияния элементов окружающей среды; приемлемое соответствие интенсивного и экстенсивного использования территории и природных ресурсов; образование системы природоохранных территорий, которая может поддерживать экологический баланс .
Важная роль в регулировании процесса природопользования предприятиями принадлежит государству, поскольку именно оно устанавливает основные направления, параметры и порядок применения инструментов, приоритетными из которых являются разработка соответствующей нормативно-правовой базы по рациональному использованию конкретного вида природного ресурса предприятиями, обеспечение их воспроизводство, и охраны окружающей среды.
Проблема заключается в том, что для того, чтобы сформировать такие институциональные основы природопользования, которые бы способствовали ее рационализации, ускоряли социально-экономический подъем регионов, обеспечивали социальную эффективность использования составляющих «природного капитала» в воспроизводственном процессе .
Сегодня невозможно оставлять без внимания такие факторы, как исчерпание природных ресурсов, в первую очередь невоспроизводимых, уязвимость окружающей среды, экологическую устойчивость и ресурсно-экологическую емкость окружающей среды, границы ее экологической сопротивляемости негативным антропогенным действиям.
Чрезмерная эксплуатация некоторых природных ресурсов, несовершенство форм и способов их привлечения в воспроизводственный процесс требуют пересмотра приоритетов их использования, разработки четких целевых ориентиров стратегии в сфере природопользования, научного обоснования действий и механизмов их достижения.
1.2. Система органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере природопользования
Сегодня система государственных органов, выполняющих функции контроля и надзора в сфере природопользования, очень сложна и нестабильна.
Органы общих и специальных полномочий являются важнейшими звеньями государственных органов в области природопользования:
1) значимую роль в определении государственной экологической тенденции играют наивысшие органы управления;
2) ведомственные, экономические проблемы по управлению охраной и пользованием определенных форм природных ресурсов однозначно решает государственное экологическое ведомство.
Важнейшим органом, реализующим контрольно-надзорную функцию в природоохранной сфере, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Одним из направлений, способствующих улучшению рассматриваемых полномочий Росприроднадзора, является его взаимодействие с общественностью, которое проявляется, в том числе, в создании при нем совещательно-консультативных органов, деятельность которых основывается на законодательстве об общественном контроле .
На данный момент таковым органом общественного контроля при Росприроднадзоре является Общественный совет. Вопросы, рассматриваемые Общественным советом, носят разноплановый характер и за последний период охватывают проблемы, среди которых наиболее значимыми являются:
1) повышение качества и прозрачности контрольной и надзорной деятельности Росприроднадзора, формирование института общественных экологических инспекторов;
2) экологические проблемы при проектировании и строительстве мусоросжигательных заводов;
3) выполнение Публичной декларации целей и задач Росприроднадзора;
4) содержание проверочных листов по отдельным видам надзора Росприроднадзора и эталонной карты коррупционных рисков и мер по их минимизации;
5) рейтинги экологической эффективности предприятий и регионов .
Общественный совет – это важнейший социальный институт взаимодействия общества и государства в деле природопользования. Деятельность Общественного совета направлена на обеспечение права и
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.
3. Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 17. Ст. 2546.
4. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (часть III). Ст. 2171.
Статьи
5. Геращенко Е.И. Проблемы контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды // Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения. 2019. С. 130-132.
6. Герман Т.Л., Курузов М.В. Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды // Человек, общество и культура в XXI веке Сборник научных трудов по материалам: Международной научно-практической конференции. 2017. С. 30-33.
7. Дикусар К.С., Петрина О.А. Обоснование необходимости пересмотра подхода к осуществлению контрольно-надзорной деятельности в области охраны окружающей среды // Муниципальная академия. 2019. № 4. С. 68-73.
8. Дмитриева Ю.Ф. Правовые аспекты современной государственной политики в области природопользования // Проблемы и перспективы развития экспериментальной науки. 2018. С. 45-49.
9. Евсикова Е.В., Петросян Г.А. Некоторые аспекты привлечения к административной ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2019. Т. 5. № 2. С. 259-269.
10. Капралов М.М. Прокурорский надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании: отдельные вопросы правоприменительной практики // Вестник Коми республиканской академии государственной службы и управления. Серия: Государство и право. 2018. № 25. С. 100-105.
11. Козонова Д.В. Стратегические направления повышения результативности контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды // Перспективы науки и общества в условиях инновационного развития. 2019. С. 263-265.
12. Мамчуева З.И. Природопользование как объект государственного регулирования // Молодежь. Наука. Образование. Сборник научных работ студентов. Редколлегия: А.А. Эльгайтаров [и др.]. Карачаевск, 2019. С. 144-148.
13. Спиридонов Д.В. Некоторые вопросы правоприменительной практики в сфере недропользования // Нефть, газ и право. 2016. № 6 (132). С. 39-44.
14. Чхутиашвили Л.В. Проблемы повышения эффективности контроля экологической устойчивости экономических субъектов // Цифровое будущее инновационной экономики России межвузовский. 2018. С. 353-356.
15. Шарапов С.П. Проблема осуществления государственного экологического надзора при проведении проверок // Экономика, управление и право: инновационное решение проблем: в 2 ч. 2018. С. 186-190.
16. Шепелев Д.В. Контрольно-надзорная деятельность российского государства в экологической сфере // Теория государства и права. 2019. № 2. С. 112-117.
17. Шнурков В.А., Косенко Т.Г. Организация контроля за природопользованием // Поколение будущего сборник статей Международной студенческой научной конференции. 2019. С. 145-148.
18. Доклады Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Режим доступа: http://www.gosnadzor.ru/public/annual_ reports/ (дата обращения: 10.01.2020).
19. Доклад по правоприменительной практике Росприроднадзора. Режим доступа: http://контроль-надзор.рф/explibrary/?tag=Росприроднадзор&showID=41 (дата обращения: 10.01.2020).
Учебные пособия
20. Правовая охрана окружающей среды: учебник / С.А. Анохин; М.-С.З. Ильясов; Ю.А. Иванова; О.В. Березко; Е.С. Левкина. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2017. 218 с.