Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обосновывается тем, что государство выступает в качестве управляющей системы по отношению к гражданскому обществу как управляемой системе. Социальное правовое государство - относительно новый комплексный институт в системе социальной защиты, оформившийся после Второй мировой войны. Но предпосылки его коренятся издавна в традициях благотворительности, которая, проявляясь в осознании необходимости поддержки слабых и убогих, принимала самые различные формы социальной помощи. Сначала важную роль в становлении этой традиции сыграли патриархальные устои родовой, соседской, крестьянской общины, ремесленных цехов, других средневековых сообществ и корпораций, соответствующие неформальные институты морали и обычного права.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с государством, правом, экономикой.
Предметом исследования данной работы являются нормы действующего законодательства и иные нормативные правовые акты, регулирующие государство, право, экономику, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью данной работы ставится комплексное изучение понятия государства, права, экономики.
Задачами работы является:
• рассмотреть понятие государства;
• исследовать современную реализацию функций государства;
• изучить право;
• определеить значение экономики и выйвить некоторые актуальные проблемы, в частности – значение для государства и экономики санкций и влияние экономики на сферу труда.
В работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе описательный, исторический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
1. Госоударство и его функции
1.1. Понятие государства
В науке теории государства и права государство предлагается рассматривать в широком и узком смысле. Одновременное использование разных смысловых значений государства позволяет добиться непротиворечивости при сопоставлении положений отдельных институтов юридической науки.
Многие авторы дают понятие государства без указания на то, в каком - широком или узком - смысле они рассматривают это явление. Так, А.А. Диденко указывает, что «государство - это суверенная политико-территориальная организация публичной власти, которая осуществляет управление обществом и располагает для этого аппаратом, органами принуждения и системой законодательства».
Р.Т. Мухаев определяет государство как особую форму организации политической власти в обществе, обладающую суверенитетом и осуществляющую управление с помощью специальных органов. Е.М. Гиляров понимает государство как особую структурную политико-территориальную организацию общества, обладающую суверенной публичной властью, осуществляемой для решения общих для общества дел, специальным аппаратом, обеспечивающую управление обществом с помощью правовых велений и существующую на налоги.
Названные определения близки больше к характеристике государства в узком смысле. В данных определениях отображаются общепринятые признаки государства, но сам термин «государство» раскрывается через организационную структуру, которая осуществляет государственную власть. Тем самым первичным и главным выделяется именно государственно-властный механизм.
Совместное сосуществование двух смыслов понимания государства является спорным. С точки зрения формальной логики определение любого понятия, в т.ч. понятия государства, должно быть исчерпывающим. Таким образом, существование узкого понимания государства противоречит правилам логики и не может быть приемлемым для юридической науки.
Государство в узком смысле есть не что иное, как структурно организованный государственный механизм, сопряженный с волевым компонентом носителя государственной власти. Иными словами - это государственная власть. По нашему мнению, термин «государственная власть» может выступать адекватной заменой государства в узком смысле. Тем самым удастся избежать путаницы, связанной с определением государства, с наличием различных его смыслов.
Узкий подход к пониманию государства вступает в противоречие с демократической формой организации власти. Если органы государственной власти формируются населением, то они не могут существовать обособленно от него. Источник государственной власти не может быть оторван от конкретных ее носителей, воплощенных в системе органов власти, ведь в интересах населения и выражен волевой компонент государственной власти. Простая совокупность элементов механизма государства без волевого компонента не может составлять государство даже в узком его значении. Отсюда - при узком подходе - бессмысленно противопоставление государства и гражданского общества, которое и формирует органы власти.
Наиболее приемлемым для юридической науки является широкий подход к пониманию государства как единства населения, территории, публичной власти, а также суверенитета, который является непременным атрибутом публичной власти.
Население, территория и публичная власть - это взаимосвязанные элементы в едином понятии государства. Связи между этими элементами также формируют содержание понятия государства и определяют специфику данного института. В то же время следует отметить, что определение государства через совокупность таких элементов, как население, территория, публичная власть и суверенитет, достаточно упрощено. Современный тип государства несколько видоизменился, большое значение приобрели нормы международного права и международные организации, которые влияют как на наличие самой государственности, так и на ее качественное своеобразие.
Так, например, международную правосубъектность приобретает только признанное государство. Международное признание - это акт, которым государство признается таковым иными государствами.
Понятие «государство» с точки зрения международного права.
Чтобы определить, является ли отдельная территория земли государством, необходимо учитывать как юридические, так и фактические обстоятельства. В международном праве отсутствует формализованное определение государства. Это объясняется тем, что, во-первых, вопрос признания отдельной территории земли в качестве государства возникает при разрешении пограничных вопросов, во-вторых, государства предпочитают сохранять за собой максимальную свободу признания государств таковыми.
Классическое определение понятия государство дано в Конвенции Монтевидео 1933 г. о правах и обязанностях государств. Так, согласно ст. 1 Конвенции государство сочетает четыре признака: (a) постоянное население, (b) определенная территория, (c) правительство и (d) способность вступать в отношения с другими государствами. Считается, что все признаки должны присутствовать одновременно. Однако отсутствие какого-либо признака не влечет автоматическое прекращение государства.
По мнению профессора Кроуфорда, это связано с устойчивой презумпцией бессрочности существования государства. Он считает, что это обусловлено еще и тем, что если ранее отдельная территория уже была признана государством, то она продолжает сохранять за собой такой статус. Кроме того, «государства в состоянии банкротства» или «в состоянии распада» по-прежнему сохраняют за собой статус государства даже
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конвенция Монтевидео 1933 г. о правах и обязанностях государств (принята 26 декабря 1933 г., вступила в силу 26 декабря 1936 г.), 165 LNTS 19.
2. Устав Организации Объединенных Наций. Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами», Вып. XII, - М., 1956, с. 14 - 47
3. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) // Собрание законодательства РФ. 10 сентября 2012 г. N 37 (приложение, ч. VI). С. 2916 - 2991.
4. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
5. Федеральный закон от 02.05.2012 N 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета, N 99, 04.05.2012.
6. Распоряжение территориального управления Кронштадтского административного района Санкт-Петербурга от 20.06.2001 N 389-р «О Координационном совете общественных организаций при главе администрации» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
7. Постановление администрации г. Чебоксары от 22.02.2011 N 28 «О Молодежном правительстве города Чебоксары» // Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары. 18.03.2011. N 3.
8. Решение Рязанской городской Думы от 11.12.2008 N 907-1 «Об Общественном молодежном парламенте города Рязани» // Рязанские ведомости. 14.01.2009. N 3.
9. Вайпан В.А. Принцип социальной справедливости в правовом регулировании предпринимательской деятельности // Гражданское право. 2016. N 2. С. 3 - 8.
10. Гиляров Е.М. Теория государства и права: Учеб. пособие. М.: МИФИ, 2008. С. 14.
11. Губин Е.П. Государство и бизнес в условиях правовых реформ // Журнал российского права. 2015. N 1. С. 23 - 30.
12. Диденко А.А. Теория государства и права: альбом схем. Белгород, 2003. С. 14.
13. Евстифеев Д.М. Понятие конституционного долга личности // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 10. С. 19.
14. Куренной А.М. Политика, экономика, право: проблема преференций в сфере труда // Трудовое право в России и за рубежом. 2016. N 4. С. 3.
15. Маркова Е.Ю. Экологическая миграция. Судьба населения островных государств, уходящих под воду // Миграционное право. 2018. N 1. С. 3 - 5.
16. Мохов А.А. Влияние санкционных режимов на цивилистический процесс // Вестник гражданского процесса. 2016. N 6. С. 34.
17. Мухаев Р.Т. Политология: Учеб. для вузов. 2-е изд. М.: Приор-издат, 2003. С. 418.
18. Никитенко И.В. Современная миграционная политика и ее влияние на миграционную безопасность России // Миграционное право. 2015. N 4. С. 15.
19. Петренко А.В. Экономические санкции и их оспаривание в ВТО в контексте исключений по соображениям национальной безопасности (статья XXI:(b)(iii) ГАТТ) // Международное правосудие. 2016. N 2. С. 83.
20. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: вопросы и ответы. М.: Новый юрист, 1999.
21. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. С. 78.