Фрагмент для ознакомления
2
для личного пользования вообще освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов.
Таможенным законодательством ЕАЭС, товары для личного пользования условно разделены на несколько категорий [2]:
• товары, которые ввозятся без уплаты таможенных пошлин, налогов;
• товары, бывшие в употреблении;
• товары, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа;
• товары, которые ввозятся с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов;
• товары, бывшие в употреблении, которые могут ввозиться в установленном количестве иностранными физическими лицами на период своего пребывания на таможенной территории ЕАЭС без уплаты таможенных пошлин.
Человек возвращается после отдыха, путешествия, деловой поездки в Россию, или другую страну ЕАЭС. Везет с собой какие-то вещи, с которыми выехал за рубеж, и какие-то вещи для личного пользования, которые приобрел в иностранном государстве. Всё, что ему необходимо знать содержится в Приложении №1 и №2 к Решению Совета ЕЭК № 107.
Приложение №1 определяет стоимостные, весовые и количественные нормы, в пределах которых товары для личного пользования ввозятся на территорию ЕАЭС без уплаты таможенных пошлин, налогов, в зависимости от способа их перемещения на таможенную территорию ЕАЭС. Если ввозимые товары не превышают нормы, указанные в приложении, то у человека отсутствует обязанность их декларировать [3].
Нормы ввоза товаров имеют разное значение, начиная с 01 января 2019 года и с 01 января 2020 года.
Если стоимость или количество ввозимых человеком товаров превышает нормы, указанные в Приложении № 1, то человек обязан уплатить таможенные пошлины по единой ставке 30% от стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг. веса в части превышения стоимостной и (или) весовой нормы. Иной размер совокупного платежа установлен: как в отношении товаров для личного пользования доставляемых на таможенную территорию ЕАЭС перевозчиком или пересылаемых в международных почтовых отправлениях, начиная с 01 января 2020 г. он составит 15% от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг. веса в части превышения стоимостной и (или) весовой норм.
Также иной размер пошлины установлен при ввозе алкогольных напитков и пива, свыше 3л. в расчете на одно физическое лицо (достигшее 18-летнего возраста), и в отношении этилового спирта. Важно ознакомиться с размером таможенной пошлины и совокупного платежа. Это можно сделать в Приложении № 2 к Решению № 107 от 20.12.2017 г. [9].
С освобождением от уплаты таможенных пошлин могут ввозить товары отдельные категории сотрудников дипломатических представительств государств-членов ЕАЭС, члены семей таких сотрудников, физические лица, направленные на работу в иностранное государство, иностранные физические лица, постоянно проживающие в государствах-членах ЕАЭС, либо получившие статус беженца, вынужденного переселенца в странах ЕАЭС, либо получившие разрешение на работу в странах ЕАЭС. Подробный перечень категорий таких лиц, а также условий ввоза приведены в Приложение № 3 к Решению Совета ЕЭК № 107.
Таможенным кодексом ЕАЭС (пункт 11 части 1 статьи 2), что иностранным лицом – которым является только лицо, не являющееся лицом государства-члена. Исходя, из буквального прочтения данной нормы следует, что лица, имеющие двойное гражданство, то есть гражданство Российской Федерации (или другой страны ЕАЭС) и паспорт иного государства, не рассматриваются таможенными правилами, как иностранцы.
Однако если человек временно проживал в иностранном государстве (за пределами территории ЕАЭС) не менее 12 месяцев, то для него установлены специальные дополнительные ограничения по нормам ввоза товаров для личного пользования без уплаты таможенных пошлин, налогов. Они приводятся в Приложении № 2.
Пунктом 4 Приложения № 3 к Решению Совета ЕЭК № 107 установлено ограничение, в соответствии с которым, вне зависимости от способа перемещения товаров (в сопровождаемом или в несопровождаемом багаже и вне зависимости от вида транспорта на котором происходит пересечение границы), лица, временно проживавшие за пределами территории ЕАЭС не менее 12 месяцев, могут ввозить на таможенную территорию Союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов товары для личного пользования, стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 5 000 евро (за исключением транспортных средств для личного пользования и кузовов транспортных средств для личного пользования), при условии подтверждения факта временного проживания в иностранном государстве, а в случае превышения стоимости товаров, оплачивают таможенную пошлину в размере 30% от стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной нормы 5 000 евро в эквиваленте в отношении ввозимых товаров (См. Приложение № 2 к Решению Совета ЕЭК № 107). Это влечет обязанность в любом случае декларировать товары при ввозе на территорию ЕАЭС [4].
Однако, ни в тексте Таможенного кодекса, ни в Решении Совета ЕЭК № 107 и Приложениях к нему не дано разъяснений, относительно того, имеют ли лица, временно проживавшие за пределами территории ЕАЭС при ввозе товаров одновременно и на ввоз товаров с освобождением от уплаты пошлины (стоимостью до 5 000 Евро) и на ввоз товаров без уплаты таможенных пошлин (стоимостью до 10 000 Евро при ввозе воздушным транспортом), либо только по одному из перечисленных оснований.
1.2. Понятие о таможенной декларации
Таможенная декларация на товары – инструмент контроля перемещения грузов через границу. Документ накладывает ограничения на вывоз или ввоз товаров определенной категории, например, культурных ценностей, объектов авторских прав. Он помогает сотрудникам таможни определить верность размера пошлины на перевозку, расчета льгот по налогам и сборам. Таможенная декларация на товары – обязательный документ для предпринимателя, занятого ВЭД.
Таможенная декларация на товары (ТД) – документ, используемый при экспорте или импорте сырья либо готовой продукции. В нем содержится информация о перевозимом товаре. Ввоз и вывоз без ТД участниками ВЭД является административным или уголовным правонарушением.
Участник ВЭД обязан оформлять таможенную декларацию при помещении груза под таможенные процедуры. Он одновременно выполняет функции следующих документов [2]:
1. Первоисточник для ведения таможенной статистики по внешнеэкономической торговле. Декларация – источник сведений для таможни о грузе, сделке с иностранными юридическими лицами;
2. Удостоверение правоотношений между грузовладельцем, перевозчиком, таможней;
3. Бухгалтерский документ.
Декларация подтверждает легальность внешнеэкономической сделки, соблюдение ее участниками законодательства, международных договоренностей РФ по международной торговле. Одновременно документ свидетельствует об одобрении таможенными органами ввоза или вывоза товаров.
Оформление таможенной декларации регулируется Таможенным кодексом. В соответствии с нормативным актом документ отражает следующие сведения [2]:
• Дата, адрес оформления ТД;
• Страна производства и назначения груза;
• Код товара, его количество, стоимость, описание тары;
• Условия перевозки;
• Разновидность таможенной процедуры;
• Данные о таможенном брокере, владельце, отправителе груза, декларанте;
• Сведения о транспортном средстве, перевозящем груз;
• Квоты для грузов, на импорт которых действуют ограничения;
• Размеры таможенных сборов;
• Валюта налога;
• Адрес пункта таможенного контроля и т.д.
Декларирование ввозимых товаров проводится в течение двух месяцев после прибытия в пункт таможенного контроля. При импорте ТД подается непосредственно перед пересечением границы.
В соответствии с положениями ст. 104 и ст. 105 ТК ЕАЭС таможенная декларация подается в электронном виде. На бумажном носителе документ принимается в следующих случаях [1]:
• Прохождение грузом процедуры таможенного транзита;
• Предназначение перевозимого объекта – для личного пользования;
• Доставка товара почтовой связью;
• Использование вместо ТД перевозочных документов.
Декларация также подается в письменной форме, если под таможенные процедуры помещен транспорт, используемый для международных перевозок. Таможенный орган принимает декларацию в письменной форме, если у него нет технической возможности принимать документ в электронном виде.
Помимо стандартной декларации, в таможенный орган может быть представлена краткая форма документа. Ее подает грузоперевозчик до помещения товара под растаможку [10].
Также существует временная форма ТД, которую декларант вправе оформить только после разрешения таможни. Такой вид декларации подается в случае, когда отсутствуют полные сведения о перевозимом товаре. При постоянном вывозе отечественной продукции за границу с разрешения таможни можно оформить периодическую декларацию.
Таможенная декларация заполняется по формам и правилам, утвержденным соответствующими комиссиями ЕАЭС. При внешнеэкономических сделках со странами ТС используется инструкция от 20.05.2010 № 257.
В одной ТД указываются данные о продукции из одной партии, которая помещается под одну процедуру растаможки. Инструкция накладывает ограничения по количеству товаров в одной ТД – их не должно быть более 999. Если продукцию из одной партии нужно поместить под разные процедуры растаможки, под каждую необходимо оформить отдельную таможенную декларацию (п. 4 Главы I. Инструкции).
Таможенная декларация состоит из основной и добавочных частей. Основной лист оформляется в четырех экземплярах декларантом. Графы 7, 43, C, Д заполняет сотрудник таможни. Добавочные части декларации необходимы только в том случае, если в документе содержатся сведения о двух и более наименованиях перевозимой продукции [7].
Таким образом, основной лист декларации включает сведения об одном товаре. Одно добавочное приложение может содержать информацию о трех товарных позициях. Одна декларация подается на несколько товаров, если они имеют одно наименование, входят в одну товарную партию, имеют общий код ТНВЭД и страну происхождения, проходят одну процедуру растаможки и в отношении них предусмотрена одинаковая пошлина.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) – Электронная библиотека Консультант Плюс – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/c90ae4a93484d8cc34d2e3ff337e9e8ea96f7a05/ - Точка доступа 08.01.2020
2. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 июля 2019 г. N 124 "О таможенном декларировании товаров для личного пользования"- Он-лайн справочник Таможенные документы – https://www.alta.ru/tamdoc/19kr0124/ - Точка доступа 07.01.2020
3. Костин А.А., Подойма Л.Ю. Комплексный подход к развитию системы управления таможенными рисками в рамках Евразийского экономического союза // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2015. – № 2(54). – С. 251–259.
4. Матвеева О.П., Антонов А.Ю. Методические подходы к оценке эффективности государственных таможенных услуг // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2009. – № 2–4. – С. 62–70.
5. Матвеева О.П., Антонов А.Ю. Государственные таможенные услуги: сущность и направления повышения эффективности // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2009. – № 3. – С. 64–69.
6. Матвеева О.П., Мешечкина Р.П. Таможенное дело как инструмент государственного администрирования // Управление в области таможенного дела: сборник материалов 1 Международной научной конференции. – Минск: Издательский центр БГУ, 2014. – С. 97–104.
7. Мешечкина Р.П., Алейников И.А. Инновационный подход к решению проблем таможенного декларирования товаров и транспортных средств // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 10. – С. 94–98.
8. Мешечкина Р.П., Антонов А.Ю. Направления совершенствования таможенного декларирования товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу евразийского экономического союза // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 2-2. – С. 397-401.
9. Мешечкина Р.П., Алейников И.А. Совершенствование таможенного администрирования как фактор развития государственных таможенных услуг // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2015. – № 2 (55). – С. 157–161.
10. Шахмаметьев А.А. Перемещение через таможенную границу товаров физическими лицами для личного пользования: правовая основа регулирования, порядок взимания таможенных платежей // М.: ТЕИС, 2011. С. 4, 35, 42, 136.