Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
По мере развития спутниковой связи, информационных технологий, Интернета СМИ становятся важным фактором не только постоянных изменений в нашем образе жизни, но и существенным средством воспитания подрастающих поколений (А.В. Шариков). Однако А.В. Шариков сетует на то, что телевидение в современной России «повернулось спиной к детям» [6].
Согласно данным современных исследований, среднестатистический российский ребенок становится активным телезрителем с двух лет. Так называемое «телесмотрение» способно значительно облегчить жизнь современных родителей.
К трем годам у него уже есть любимые мультипликационные герои, понравившиеся мультики он смотрит по нескольку десятков раз в день. Мультипликация или анимация – это вид современного искусства. Анимация производное от латинского "anima" – душа, следовательно, анимация означает одушевление или оживление. Не все мультфильмы обладают воспитательными воздействиями на ребенка и несут добро в массы детей.
Объект исследования: сотрудничество детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие сотрудничества детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультфильма.
Цель исследования: выявить особенности развития сотрудничества детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультфильма.
Задачи:
1. Определить содержательные характеристики дошкольников.
2. Проанализировать понятие сотрудничества.
3. Выявить качественные характеристики развитие коммуникативных навыков у дошкольников в условиях учебной кооперации.
I ГЛАВА. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ МУЛЬТФИЛЬМА
1.1 Теоретические аспекты развитие детского сотрудничества детей старшего дошкольного возраста
Одно из требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – обучение дошкольников работать в малой группе (3-5 человек) [1]. Детей, возможно, учить работать в группе с 1 класса. Кооперация в обучении начинается с парного взаимодействия. Со второй четверти фронтальное расположение парт заменяется групповым: парты стоят по четыре и в классе образуются шесть - семь групп.
Группы динамичные, т.е. они могут меняться в зависимости от результатов контроля, от урока, по мере выполнения проекта и перехода к следующему.
На уроках чередуется фронтальная форма работы с групповой. Новый материал – вместе, а дальше – по группам. Каждая группа живёт своей жизнью: эта группа уже выполнила задание и сделала взаимопроверку; другая группа обсуждает, чьё решение верно; третья группа, обсудив, решила позвать учителя на помощь.
Дети учатся разрешать учебные ситуации с помощью группы и учебника, а не только с учителем.
За счёт параллельного взаимодействия происходит экономия времени на уроке: за материалами подходят по одному человеку от группы, одновременно отвечает не один человек, а шесть или семь человек, и группа слушает, ведь каждый в ней знает, что скоро наступит его очередь выступать. Такая форма учебной деятельности мотивирует каждого ученика на активность.
Выступает на уроке или один человек от группы, или каждый в группе рассказывает частичку задания.
Командный ответ у доски для детей легче индивидуального: даже самые робкие выходят вместе с группой, чтобы ответить или высказать мнение.
В группе существуют разные роли, например, координатор, хранитель времени, секретарь, докладчик и т.п. Один раз в неделю проводится занятие внеурочной деятельности, на котором происходит выполнение проектного, исследовательского или творческого задания, в процессе которого дети обучаются работать в группе.
Происходит разделение на группы (каждый раз по-разному), распределение ролей (так, чтобы каждый попробовал все роли), сам проект и групповая рефлексия по итогам, но при этом, обязательно учитывать индивидуальные физиологические и психологические особенности. В четвертом классе дети уже умеют работать в группе и выполнять задания, поэтому учителю остаётся только ввести новый материал, а дальше группы могут работать по плану урока автономно друг от друга.
Кооперация в малых группах позволяет учесть индивидуальные особенности детей, например, темп работы, уровень знаний, темперамент, тип мышления и т.п. У детей снижается тревожность, они знают, что их выслушают, помогут при необходимости.
Дошкольники получают опыт деятельности в различных ролях, в том числе и опыт организаторской деятельности и коллективной ответственности за общее дело.
Дети очень любят работать таким образом и быстро привыкают к такой форме обучения.
Таким образом, для развития коммуникативных навыков очень эффективно использовать метод учебной кооперации. Учебную кооперацию мы определяем, как совместную работу группы, направленную на достижение общих целей.
Данный метод эффективен в учебной деятельности, так как при роботе в группе учащиеся самостоятельно достигают цели, решают учебную задачу путём дискуссии. При такой работе каждый учащийся вовлечён в деятельность.
1.2 Обзор, специфика и подбор мультфильмов для детей старшего дошкольного возраста
Обратимся, например, к рассмотрению одного из мультсериалов – «Котопёс», авторы которого утверждают что ««Котопёс» рассказывает о забавных невзгодах уникального создания с двумя головами на разных концах туловища. Котопес – это странный гибрид кошки и собаки, живущий в абсурдном, загадочном мире, наполненном удивительными персонажами, парадоксальными событиями и безумными приключениями».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Божович Л.Н., Конникова Г.Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 1975. № 1. С. 80–90.
2 Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 147–157.
3 Жарова Д.В., Иванова Е.В. Формирование эмпатии в дошкольном возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 1621–1625. [Электронный ресурс]. URL:https://e-koncept.ru/2014/54588.htm (дата обращения: 02.02.2018).
4 Ивлева К.В. Развитие сотрудничества дошкольников в познавательноисследовательской деятельности // Молодой ученый. 2017. № 47. С. 76–79.
5 Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей дет. сада. М.: Просвещение,1985.
6 Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Academia, 2000.
7 Приходько Ю.А. Формирование положительного эмоционального отношения детей друг к другу в процессе совместной деятельности: автореф. дис. …канд. психол. наук. Киев, 1980.
8 Римашевская Л.С. Субъектные проявления старших дошкольников в процессе сотрудничества со сверстниками: особенности сопровождения // Детский сад от А до Я. 2011. № 2. С. 105–112.
9 Римашевская Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. М.: Центр педагогического образования, 2007. 109 с.
10 РябонеделяН.Н. Роль эмоций в формировании индивидуального стиля общения дошкольников со сверстниками: дис. … канд. пед. наук, М., 1997.
11 Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. М.: ВЛАДОС, 2003.
12 Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Развитие общения детей со сверстниками: игры и занятия с детьми раннего возраста: 1–3 года. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
13 Солодкова А.М. Взаимосвязь развития эмпатии как психологического новообразования старшего дошкольного возраста и общения со сверстниками // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2017. № 5(16). С. 63–64. [Электронный ресурс]. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1507042668.pdf (дата обращения: 02.02.2018).
14 Солодкова А.М., 2018 Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». № 4(21.2). 29 июня 2018
15 Спицына В.В., Солодкова А.М. Психологическое содержание эмпатии как возрастного новообразования дошкольного возраста // Ребёнок и Общество: науч.-практ. электрон. журнал. 2016. № 3. С. 54–55.[Электронный ресурс]. URL: http:// childandsociety.ru/ojs/index.php/cas/article/view/120 (дата обращения: 02.02.2018). 1
16 Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: пособие. М.: Просвещение: Владос, 1995.