Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Роль корпоративной культуры в бизнесе чрезвычайно важна, так как её влияние отражается на социальной и кадровой политике, инновациях, маркетинге, результатах продаж. Корпоративная культура является объединяющим фактором для сотрудников организации вокруг единой цели, установок, направленных на успешное функционирование и развитие организации. Она способствует формированию имиджа организации. Корпоративная культура играет, чуть ли не ведущую роль в духовном развитии сотрудников, а также, способствует раскрытию их потенциала, как в плане работы, так и личностного потенциала.
Следовательно, реализация мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры будет способствовать повышению общего потенциала организации и достижению ею как краткосрочных, так и долгосрочных целей в её развитии. Ведущими мероприятиями при этом являются: обучение, корпоративные праздники, совместный досуг, система социальной ответственности организации. Несомненно, проводимая организацией успешная кадровая политика способствует формированию качественной корпоративной культуры.
Изученный зарубежный опыт, успешно используется российскими организациями при формировании и совершенствовании корпоративной культуры. Следовательно, все больше российских организаций стало уделять внимание развитию кадрового потенциала, сплочению трудового коллектива и социальной ответственности. Таким образом, тема работы является актуальной и востребованной.
Целью работы является совершенствование корпоративной культуры.
Достижение поставленной цели подразумевает ряд задач, планомерное решение которых поможет в детальном изучении и раскрытии темы работы:
представить характеристику деятельности ГУП «ТЭК СПб»;
провести анализ развития и современного состояния корпоративной культуры ГУП «ТЭК СПб»;
разработать методы развития корпоративной культуры и системы управления знаниями;
дать оценку эффективности методов развития корпоративной культуры и системы управления знаниями.
Объект исследования – ГУП «ТЭК СПб».
Предметом исследования выступают инструменты корпоративной культуры для совершенствования и поддержания полученных изменений в корпоративной культуре ГУП «ТЭК СПб».
Теоретико–методологической основой работы выступают труды зарубежных авторов, основоположники целенаправленного изучения корпоративной культуры, труды которых стали первыми исследованиями в этом вопросе.
Среди российских специалистов особо выделяют труды таких авторов: А. Я. Кибанов, В. А. Спивак, И. В. Пригожин, А. А. Спирин, Е. Г. Молл, А. В. Кезин, М. В. Дубинина, В. А. Баринов, Л. В. Макаров.
Методы научного анализа, применяемые в работе, – восхождение от абстрактного к конкретному, социологический инструментарий (структурированное интервью, включенное наблюдение, вторичный анализ).
Работа состоит из введения, двух глав, списка источников и приложений.
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ГУП «ТЭК СПБ»
2.1. Характеристика ГУП «ТЭК СПб»
Государственное унитарное предприятие «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» - одна из ведущих теплоэнергетических компаний Северо-Запада. Доля предприятия на петербургском рынке тепловой энергии составляет около 48%.
Основные виды деятельности:
выработка и снабжение тепловой энергией потребителей Санкт-Петербурга;
транспортировка тепла, выработанного на источниках, не принадлежащих предприятию;
эксплуатация городских инженерных теплосистем.
Предприятие отапливает и снабжает горячей водой порядка 16000 домов Петербурга, в которых живет около 3 млн горожан. Среди абонентов компании - жилые дома, здания социально-бытового назначения — больницы, школы, детские сады, многочисленные производственные объекты.
Вся собственность предприятия является государственной собственностью Санкт-Петербурга. В компании трудится более 9 тысяч человек.
«ТЭК Санкт-Петербурга» – ведущая компания в сфере генерации и транспортировки тепловой энергии на Северо-Западе Российской Федерации. За более чем 80-летнюю историю своего развития ГУП «ТЭК СПб» приобрело статус стратегического поставщика тепла Петербурга и стало неотъемлемым элементом жизни города.
Миссия компании – качественное и бесперебойное отопление и горячее водоснабжение Санкт-Петербурга, а также – удовлетворение растущего спроса на тепловую энергию.
Сегодня предприятие объединяет богатейшие традиции ленинградской теплоэнергетики, широкий опыт поколений профессионалов и большой инновационный потенциал. Технологическая политика ГУП «ТЭК СПб» строится на развитии энергоэффективных технологий и привлечении инновационных решений.
2.2. Оценка эффективности развития корпоративной культуры ГУП «ТЭК СПб»
В процессе оценки и анализа корпоративной культуры ГУП «ТЭК СПб» будут использовать:
1. Общенаучные методы познания (анализ, синтез, обобщение, абстракция) – для раскрытия содержания и сущности понятия «организационная культура», систематизации определений корпоративной культуры, которые были даны разными авторами, изучения типов, видов и форм организационных культур, а также для обобщения основных принципов формирования корпоративной культуры для современных организаций и обобщения факторов, которые влияют на формирование корпоративной культуры.
2. Методы системного анализа – для выделения основных факторов, которые влияют на формирование корпоративной культуры ГУП «ТЭК СПб».
3. Методы опроса – для исследования современного состояния корпоративной культуры, отношения сотрудников, а также ожиданий и требований персонала ГУП «ТЭК СПб» относительно компонентов корпоративной культуры ГУП «ТЭК СПб».
4. Методы статистического и графического анализа – для исследования состава и структуры персонала ГУП «ТЭК СПб», наглядного изображения результатов, оценки результатов совершенствования корпоративной культуры ГУП «ТЭК СПб», и схематического представления некоторых теоретических и практических положений работы.
5. Методы группировки и сравнения – для определения основных направлений усовершенствования корпоративной культуры ГУП «ТЭК СПб».
При диагностике корпоративной культуры и системы ценностей ГУП «ТЭК СПб» применим следующие инструменты: анализ документов, обход организации, анкетный опрос, наблюдение.
Анализ документов:
В организации имеются рекламные проспекты, содержащие информацию об истории предприятия.
Стратегические документы компании. Ежегодно составляется программа стратегического развития предприятия, бизнес–планы.
Корпоративная структура. Ежегодно генеральным директором утверждается корпоративная структура, учитывающая на конкретный момент времени необходимые функции и задачи.
На всех сотрудников составлены должностные инструкции.
Управление персоналом. В организации выработана определенная кадровая политика, своевременно осуществляется подбор персонала, проводится аттестация работников. В специализированных организациях осуществляется повышение квалификации персонала и переобучение. Разработаны программы обучения персонала. Документы по адаптации персонала отсутствуют.
Анализ выборочных показателей персонала показал, что средний
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аширов, Д. А. Управление персоналом / Д.А. Аширов. – М.: ТК Велби, Проспект, 2017. – 432 c.
2. Базаров, Т. Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров. – М.: Академия, 2017. – 224 c.
3. Баранова, И. П. Организационное поведение / И.П. Баранова. – М.: Маркет ДС, 2018. – 168 c.
4. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2019. – 320 c.
5. Герш, М.В. Организационная культура / М.В. Герш // Отдел кадров коммерческой организации. – 2017. –№ 3. – С. 24–26.
6. Доронина, О. Тип организационной культуры: как выбрать подходящий для своей организации? / О. Доронина // Консультант. – 2017. –№ 3. – С. 5–39.
7. Зайцев, Л. Г. Организационное поведение / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. – М.: Магистр, 2018. – 464 c.
8. Зайцева, Н. А. Управление персоналом в гостиницах / Н.А. Зайцева. – М.: Дрофа, 2018. – 416 c.
9. Захаров, Н. Л. Организационное поведение государственных служащих / Н.Л. Захаров. – М.: ИНФРА–М, 2017. – 240 c.
10. Иванникова, Н. Н. Организационная культура. Краткий курс / Н.Н. Иванникова, Д.А. Лурье. – М.: Окей–книга, 2019. – 128 c.
11. Игошина, И.А. Организационное поведение / И.А. Игошина. – М.: ИНФРА–М, 2019. – 969 c.
12. Кабкова, Е. Н. Шпаргалка по теории организации / Е.Н. Кабкова. – М.: Аллель, 2017. – 423 c.
13. Козлов, В.В. Организационное поведение в структурно–логических схемах / В.В. Козлов. – М.: Альфа–пресс, 2018. – 824 c.
14. Коновалов, В. Поддержка самых работоспособных, или как правильно разработать кадровую политику / В. Коновалов // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2016. – № 1. – С. 11–13.
15. Корпоративная социальная ответственность. Учебник. – М.: Юрайт, 2018. – 446 c.
16. Лапина, Т А Корпоративная Культура: Учебно–Методическое Пособие / Лапина Т. А. – Москва: Гостехиздат, 2017. – 777 c.
17. Ларина, О.И. Банковское дело. практикум: Учебное пособие для академического бакалавриата / О.И. Ларина. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 251 c.
18. Лебедько, С. Зарубежный опыт мотивации персонала / С. Лебедько // Нормирование и оплата труда на автомобильном транспорте. – 2016. – № 9. – С. 6.
19. Литвинюк, А. А. Организационное поведение. Учебник / А.А. Литвинюк. – М.: Юрайт, 2017. – 527 c.
20. Макарова, И.К. Управление человеческими ресурсами: уроки эффективного HR–менеджмента: Учебное пособие / И.К. Макарова. – М.: Дело АНХ, 2018. – 422 c.
21. Макринова, Е.И. Управление персоналом в гостиничном менеджменте: Учебное пособие / Е.И. Макринова, А.Г. Васильев, А.С. Васильева. – СПб.: Троицкий мост, 2018. – 208 c.