Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В системе процессов психики речь занимает особенное положение, она состоит из множества компонентов и уровней. Регулируя поведение и являясь основой мышления, речь выполняет ведущую роль в становлении психики ребёнка. Ядром работы по развитию речи в дошкольных организациях является формирование диалога, так как он занимает главенствующую позицию на начальном этапе речевого развития детей.
Без специального и целенаправленного обучения речевая активность у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) не возникает, дословесные формы общения не формируются. В завершение дошкольного периода дети с трудом усваивают средства речевого общения, вне зависимости от имеющегося словарного запаса и понимания обращенной речи. Это связанно с тем, что у детей с ОНР наблюдается недостаточное развитие потребностей социальной направленности. Все вышеперечисленное и обусловливает актуальность исследования.
В трудах таких ученых, как Л. С. Выготский 7, А. А. Леонтьев 11,
С. Л. Рубинштейн 15 раскрываются психолого-педагогические особенности и механизмы развития диалогической речи детей дошкольного возраста. Основы методики развития диалогической речи у дошкольников с ОНР определены в работах А. Н. Гвоздев 8, Т. Б. Филичевой 22, Л. Ф. Спировой 18. Эти авторы определили цели и задачи развития диалогической формы речи дошкольников, рассмотрели специфические условия становления диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – диалогическая речь у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в игре.
Предмет исследования – развитие навыков диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в игре.
Цель исследования – провести эмпирическое исследование развития диалогической речи дошкольников с ОНР и ее развитие в игровой деятельности
Задачи:
1. Изучить современное состояние проблемы изучения диалогической речи.
2. Провести исследование уровня развития диалогической речи дошкольников с ОНР и с нормальным уровнем развития речи.
В соответствии с целью и задачами работы в исследовании применялись следующие методы: анализ и изучение литературных источников по исследуемой проблеме, обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме изучения детей дошкольного возраста с ОНР, педагогический эксперимент, анализ результатов педагогического эксперимента.
Работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
1.1 Развитие диалогической речи в онтогенезе
Ранний возраст является периодом, который особенно благоприятен для освоения речевой деятельности. Интенсивное развитие речевой деятельности в дошкольном возрасте связано с предметной деятельностью дошкольников.
В системе процессов психики речь занимает особенное положение, она состоит из множества компонентов и уровней. Регулирует поведение и является основой мышления, речь выполняет ведущую роль в становлении психики ребёнка. Речевое развитие представляет собой необходимое условие для становления всех функций высшей психики. М. Р. Львов утверждает, что «речь – это вербальное, языковое общение с помощью языковых знаковых единиц: слов, синтаксических конструкций, текста, интонаций, часто при поддержке невербальных средств, жестов, мимики и пр.» [14, с. 59]. С. Л. Рубинштейн пишет, что «речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка, речь – это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности – общения – и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления» [15, с. 136]. Становление устной речи и умений речевого общения, является основной цель работы по развитию речи. На сегодняшний день лингвисты выделяют, что в развитие речи входят такие задачи как:
- Развитие словаря.
- Воспитание звуковой культуры речи.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
A. Обучение диалогической речи.
B. Обучение монологической речи.
Подробнее рассмотрим характеристику каждой задачи, содержание которых определяют лингвистические понятия и своеобразие овладения языком.
1. Развитие словаря.
Усвоение значения слова и его уместное употребление в контексте, в ситуации общения, это является главным в развитии словаря дошкольника.
Задачи словарной работы и её содержание в дошкольных организациях определяются в соответствии с познавательными возможностями детей. Освоение значений слов происходит на уровне элементарных понятий. Работа над словарем детей происходит на основе ознакомления с окружающим. Очень важно, чтобы дети освоили семантическое поле слов и их сочетаемость с другими словами. Словарная работа очень тесно связана с развитием диалога и монолога [1, с. 180].
2. Обучение звуковой культуре речи – задача, которая имеет много аспектов, она состоит еще из более частых мини задач, они в свою очередь связаны с развитием фонематического восприятия и произношения. Данная задача заключается в: развитии фонематического слуха, который является фундаментом для восприятия и различения фонологических средств языка; развитие правильного звукопроизношения; воспитание орфоэпической правильности речи; формирование просодической стороны речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация); сформировать четкую дикцию. Внимание акцентируется на воспитании культуры речевого поведения [3, с. 21].
3. Формирование грамматического строя речи подразумевает становление морфологии (изменение слов по родам, числам, падежам), различных способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Речевое общение не осуществимо, пока дошкольник не освоил грамматический строй речи 4, с. 20.
Необходимо, что бы дети усвоили грамматические навыки и свободно ими пользовались, так же умениями речевого общения в связной речи. Для этого в дошкольных организациях созданы условия, для того что бы дети усвоили трудные грамматические формы, нарабатывали грамматические навыки, для предотвращения грамматических ошибок. Акцент ставится на усвоение детьми всех частей речи, различных способах словообразования, разных синтаксических конструкциях.
4. Развитие связной речи.
Связная речь – это единое по смыслу и структуре целое, которое включает в себя связанные друг с другом и тематически объединенные отрезки, которые имеют завершенность 19, с. 31.
Одна из функций связной речи, которая занимает главенствующую позицию – коммуникативная. Диалог и монолог – это основные формы, в которых выражается коммуникативная функция. Особенности методики формирования этих форм, определяют их своеобразие.
Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, которое не рассчитано на быструю реакцию слушателя и протекающее относительно долго по времени [1, с. 98]. Строение монолога имеет более сложную структуру, так как выражение мысли идет от одного лица и эта мысль неизвестна слушателю. Поэтому монологическое высказывание передает более полную информацию, оно более развернуто. В монологе важно выражать свою мысль живо, эмоционально с применением паралингвистических средств (жесты, мимика, интонация), которые занимают второстепенное место. Правильное изложение и подача своей мысли невозможна без внутренней подготовки, необходимо предварительно продумать свое высказывания, что занимает какое-то время, это необходимо, чтобы не отойти от темы, а сосредоточится на главном. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость фраз, законченность мысли, логическая завершенность выражения; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монологического высказывания поддерживается одним говорящим 17, с. 80.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М: Издательский центр «Академия», 2016. – 400 с.
2. Алеушина, В. К. Развитие диалога у старших дошкольников в совместной игровой деятельности / В. К. Алеушина // Книжки, нотки и игрушки. – 2011. – №11. – С. 3-6.
3. Аммосова, В. В. Обучение детей общению: пособие для воспитателей и родителей / В. В. Аммосова. – Якутск: Бичик, – 2005. – 64 с.
4. Арушанова, А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками / А. Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 5 – 78 с
5. Бородич, А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич, – М: Просвещение, 2017. – 83 с.
6. Волкова, Л. С. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. вузов / Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 680 с.
7. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. – М: Просвещение, 2012. – 654 с.
8. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М: Просвещение, 2011. – 472 с.
9. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников/ Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб: Союз, 2014. – 265 с.
10. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М: Просвещение, 2013. – 368 с
11. Леонтьев, А. Н. Психология общения / А. Н. Леонтьев. – М: Тарту, 2014. – 371 с.
12. Лепская, Н. И. Детская речь в свете теории коммуникации / Н. И. Лепская // Вопросы языкознания. – 2006. – №2. – С. 82-89.
13. Лисина, М. И. Возрастная и педагогическая психология/ М. И. Лисина. – М: ВЛАДОС, 2012. – 276 с.
14. Львов, М. Р. Основы теории речи : учеб. пособие / М. Р. Львов. – М: Академия, 2010. – 248 с.
15. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2013. – 712 с.
16. Сазанова С. Н. Развитие речи дошкольников с ОНР / С. Н. Сазанова (Комплексный подход): учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М: Академия, 2013. – 144 с.
17. Соловьева, О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду / О. И. Соловьева. – М: Просвещение, 2011. – 176 с.
18. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. 1-4 классы: Науч.-исслед. ин-т дефектологии АПН СССР./ Л. Ф. Спирова.– М.: Педагогика, 2015. – 192 с.
19. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. – М.: Просвещение, 2012. – 165 с.
20. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольника / О. С. Ушакова. – М. : Изд-во института психотерапии, 2011. – 133 с.
21. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. – М: Просвещение, 2012. – 240 с.
22. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: учеб. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М: Академия, 2013. – 103 с.
23. Флерина, Е. А. Разговорная речь в детском саду: Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Е. А. Флерина, М. М. Алексеева. – М: Академия, 2016. – 393 с.
24. Чулкова, А. В. Формирование диалога у дошкольников: учебное пособие / А. В. Чулкова. – М: Феникс+, 2018. – 221 с.
25. Эльконин, Д. Б. Психология игры/ Д.Б. Эльконин. – М: Просвещение, 2015. – 360 с.