Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Железнодорожный транспорт является одним из основных видов транспорта при перевозке гру-зов в России. Это связано с тем, что железнодорожный транспорт позволяет перевозить боль-шие объемы важных грузов на большие расстояние, где другими видами транспорта осуще-ствить перевозку бывает невозможно.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что железнодорожный транспорт в Россий-ской Федерации имеет важное значение в жизнеобеспечении многоотраслевой экономики и реализации услуг по перевозке грузов. В силу природно-климатических и политико-экономических условий нашей страны, железнодорожный транспорт несет основную нагрузку по грузоперевозкам. Поэтому важным вопросом в данном виде перевозок является аспект пра-вового регулирования обязательств и ответственности грузоотправителей, перевозчика и грузо-получателя, то есть участников перевозочного процесса
В составе транспортного законодательства различают следующие основные источники права: законы, указы Президента Российской Федерации, подзаконные нормативные акты. К источни-кам транспортного права также относятся санкционированные обычаи, постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Источниками транспортного права относят, и транспортные уставы, и кодексы, действующие в настоящее время. Они детально регулируют отношения, возникающие на транспорте. Это Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (2003 г.) Особенностью данных норма-тивных актов является то, что основные положения в них регулируются нормами, установлен-ными Гражданским кодексом Российской Федерации (гл. 40).
К числу источников транспортного права относятся указы Президента Российской Федерации, регулирующие наиболее важные и конкретные сферы транспортных отношений. Например, Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 732 "О дальнейшем развитии желез-нодорожного транспорта Российской Федерации".
Таким образом, можно сказать, что в настоящее время нормативная база, регулирующая желез-нодорожные грузовые перевозки, является достаточно развитой и актуальной, что позволяет разобраться в зонах ответственности участников перевозочного процесса.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение и освящение актуальной проблемы в сфере железнодорожных грузоперевозок, то есть исследования процесса регулирования право-отношений участников транспортного процесса и рассмотрение случаев нарушения ответствен-ности грузоотправителей и грузополучателей.
Предметом курсовой работы является необходимость правового регулирования процесса пере-возки на железнодорожном транспорте.
Объектом курсовой работы является ответственность грузоотправителей и грузополучателей при осуществлении железнодорожной грузоперевозки.
Основными задачами при написании курсовой работы являются:
анализ правовой природы железнодорожной перевозки;
раскрытие содержания договора перевозки;
анализ ответственности грузоотправителей и грузополучателей;
рассмотрение практических случаев нарушения ответственности при перевозки грузоотправи-телем и грузополучателем.
ГЛАВА 1 ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
1.1 Понятие договора железнодорожной перевозке грузов
Для понимания документа договора перевозки нужно дать определение данного документа
Договором об организации перевозок является долгосрочный договор, который грузоотправи-тели, грузополучатели заключают с перевозчиками при систематическом осуществлении грузо-вых перевозок. В соответствии с договором устанавливаются обязанности сторон, данного дого-вора.
Договор об организации перевозок должен заключаться в письменной форме. В соответствии с договором определяются:
планируемый объем перевозок грузов;
сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок;
порядок расчетов;
ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств;
иные условия организации перевозок.
Договор перевозки груза регулируется гл. 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности ст. 784, 785, 790-797.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной железнодо-рожной накладной и выданной на ее основании грузополучателю квитанции о приеме груза.
Перевозка грузов может осуществляться группами вагонов по одной накладной в соответствии с Правилами, утвержденными приказом МПС России от 18 июня 2003 г. № 32 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной наклад-ной". По одной накладной осуществляется также так называемая мелкая отправка, для перевоз-ки которой не требуется предоставление отдельного вагона или контейнера. Правила перево-зок грузов мелкими отправками утверждены приказом МПС России от 18 июня 2003 г. № 33 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов мелкими отправками".
Единые формы документов на перевозки грузов утверждаются федеральным органом исполни-тельной власти в сфере железнодорожного транспорта и публикуются в сборнике правил пере-возок железнодорожным транспортом.
Договор заключается между транспортной организацией и грузоотправитель. Во многих случаях в качестве грузополучателя указывается третье лицо, которое является контрагентом отправи-теля по договору (купли-продажи и др.).
Договор перевозки груза определяется как соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК).
Из определения вытекает, что договор грузовой перевозки является взаимным и возмездным. Договор считается заключенным лишь тогда, когда произошла передача груза перевозчику. До-говор перевозки груза — строго формальный договор. Он всегда заключается в письменной форме, причем часто с соблюдением обязательных реквизитов, установленные законодатель-ством.
В основном, договор перевозки груза носит публичный характер (ст. 789, 426 ГК, ст. 20 Закона о федеральном железнодорожном транспорте). Но для признания договора перевозки грузов публичным важно соблюдение определенного ряда условий.
Во-первых, в качестве перевозчика обязана выступать коммерческая организация, специализи-рующаяся на перевозках.
Во-вторых, в соответствии с транспортным законодательством или лицензией данная организа-ция должна быть наделена функциями общественного возчика.
В-третьих, эта организация должна быть включена в особый перечень лиц, обязанных осуществ-лять перевозки транспортом общего пользования, который подлежит обязательному опублико-ванию.
Для заключения договора применяется система единого документа, предусмотренная п. 2 ст. 785 ГК. Заполнение и выдача такого документа имеет важное доказательственное значение. За-ключение реального договора приурочивается к моменту вручения перевозчику груза вместе с сопроводительными документами. Если перевозка оформляется консенсуальным договором фрахтования, он заключается в общем порядке, предусмотренном для гражданско-правовых договоров.
1.2 Форма договора перевозки грузов на железнодорожном
транспорте
В настоящее время в литературе возникают споры насчет формы договора железнодорожной перевозки груза.
Особенностью правового регулирования договора перевозки является то, что помимо общих норм гл. 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ), приняты и действуют транспортные системы уставы и кодексы.
Важно отметить, что договор перевозки грузов должен быть заключен в письменной форме. Данный вывод можно сделать, просмотрев содержание статьи 161 ГК РФ. Если одной стороной договорных отношений выступает юридическое лицо, то договор должен заключаться в простой письменной форме. Поскольку в статье 2 Федерального закона «Устав железнодорожного
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14 ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ, 1996. № 5. Ст. 410.
2. Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ (ред. от 03.07.2016)// Собрание законодательства РФ,2003. № 2. Ст. 170.
3. Приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 28 (ред. от 03.10.2011) «Об утверждении Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспор-том» // Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов, 2003 №. 32.
4. Приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. № 39 «Об утверждении Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодо-рожным транспортом»// Российская газета, 2004. 26 февраля.
5. Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 06.10.2005 No 30 (ред. от 01.07.2010) «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
6. Постановление Тринадцатого апелляционного суда от 11.06.2015 N 13АП-8614/2015 по делу N А56-23682/2014 //
www.consultant.ru/law/podborki/zhelezno-dorozhnyj_transport/.
7. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 декабря 2011 г. по делу N 40-8412/11-32-65 // Сборник судебной практики ФАС Московского округа от 29 марта 2012 г. С. 12 - 19.
8. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 ноября 2016 года NoФ09 - 10511/2016, А50- 9007/2016.
9. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 10.07.2007 № 119 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с применением к грузоотправителям ответственности за искажение ими сведений о массе груза в транспортных железнодорожных накладных»
10. Баукин, В. Г. Проблемы правового регулирования инфраструктурных отношений на железно-дорожном транспорте / В. Г. Баукин / Актуальные проблемы совершенствования правопорядка на транспорте: опыт, проблемы, предложения: сб. научных статей. М., 2007.
11. Гражданское системы права право: учебник / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Про-спект, 2016. 780с.
12. Гречуха, В. Н. Транспортное право России : учебник для магистров / В. Н. Гречуха. — М. : Из-дательство Юрайт, 2015. — 583 с. — Серия : Магистр.
13. Духно Н.А., Землин А.И., Борисова С.В. Транспортное право. Общая часть. Н.А Духно, А.И Землин, С.В. Борисова / Учебник. - М.: МИИТ, 2017. - 259 с.
14. Егиазаров В.А. Транспортное право: учебник. 8-е изд., доп. и перераб. М.: Юстицинформ, 2015.
15. Корниенко А. А., Диасамидзе С. В. За¬щищенный электронный технологиче¬ский докумен-тооборот на железнодорож¬ном транспорте: Учеб.пособие. – СПб.: ПГУПС, 2015.– 58 с.
16. Морозов, С. Ю. Транспортное право: учебник и практикум для СПО / С. Ю. Морозов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 335 с. — Серия: Профессиональное об-разование.
17. Овечкин, А. П. Правовое регулирование предпринимательской деятельности на железнодо-рожном транспорте: учеб. пособие / А. П.Овечкин. Ч. 1. — М.: Юридический институт МИИТа, 2012. — 146 с.
18. Шайдуллина В.К.Договор перевозки грузов: дисс. канд. юридич. наук. / В.К. Шайдуллина. М., 2016. 200 с.