Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Семья как социальный институт играет большую роль в воспитании и развитии ребенка как личности. Картина мира, отношение к самому себе и к окружающим закладывается в семье, так как ребенок перенимает взаимоотношения родителей между собой, отношения родителей к обществу. Но семья не может воспитывать ребенка в изоляции от других воспитательных институтов. Поэтому обязательным условием для полноценного воспитания дошкольника выступает взаимодействие между дошкольным образовательным учреждением и семьей.
Формирование здорового образа жизни – это одно из важнейших направлений взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи воспитанника. Значимость этого направления обусловлена снижением уровня здоровья дошкольников, вызванным, среди прочих причин, нарушениями образа жизни – малой физической активностью, неправильным питанием, воздействием нерационального использования компьютерных гаджетов – смартфонов, планшетов и пр. Общеизвестно, что здоровье человека на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% – от природного окружения, на 7-10 % – от уровня здравоохранения и на 50% – от образа жизни человека, поэтому проблема сохранения здоровья дошкольников и воспитания культуры здорового образа жизни у детей представляет особый интерес как для исследователей, так и для практиков.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и внедрить методику формирования здорового образа жизни у старших дошкольников, основанную на взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Объект исследования: процесс формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: взаимодействий ДОУ и семьи в формировании здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:
- выявить начальный уровень представлений о здоровом образе жизни у дошкольников и отношение педагогов и родителей к проблеме;
- в работе с детьми использовать игровой метод;
- в работе с родителями использовать разнообразные формы работы: консультации, создание папки-передвижки, проведение круглого стола и пр.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы исследования.
2. Выполнить диагностическое исследование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.
3. Определить отношение педагогов и родителей к проблеме исследования.
4. Разработать и апробировать систему работы по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в рамках взаимодействия ДОУ и семьи.
5. Проследить динамику представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
- анкетирование;
- педагогический эксперимент;
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка использованных источников и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление
Всемирная организация здравоохранения трактует понятие «здоровье» через состояние, при котором ощущается полное физическое, психическое и социальное благополучие. Понимать здоровье просто как отсутствие в текущий момент серьезных заболеваний или физических дефектов не верно.
Я.М.Герчак [12] после обзора разнообразной научной литературы, посвященной понятию «здоровья», представил следующие подходы к определению этого термина:
- здоровье как фундамент полноценного существования и жизнедеятельности человека, условие его гармоничного развития как личности;
- здоровье как интегральная категория, которая включает в себя биологические, психологические, социальные, духовные аспекты природы человека;
- здоровье как биологическая, социально-психологическая, регулируемая и управляемая категория.
Основываясь на сказанном, мы резюмируем: здоровье является важнейшей человеческой потребностью, которая определяет его способность к труду и обеспечивает полноценное и гармоничное личностное развитие. Здоровье выступает важнейшей предпосылкой для познания окружающего мира, для самоутверждения и ощущения субъективного благополучия человеком.
Л.Б. Дыхан [16]в своем исследовании отмечает, что здоровье – это внутрисистемный порядок, позволяющий человеку достигать поставленной цели своей жизни. Данный порядок осуществляется механизмами здоровья, являющимися механизмами саморегуляции системы. Степень порядка может быть различной, что выражается в соответствующих уровнях здоровья.
По мнению Д.В. Викторова [10], понятие «здоровьесбережение» учёными трактуется в различных аспектах:
- с точки зрения самоактуализации и самоосуществления;
- через призму физического саморазвития и самовоспитания;
- в контексте интеграции физкультурного образования;
- в роли составной части индивидуальности личности;
- как часть здоровья и здоровьесбережения;
- в качестве обязательного условия автономии личности;
- через субъективные культурные потребности в освоении здорового стиля жизни.
В связи с этим в научной литературе получило распространение понятие «установка на здоровый образ жизни».
В таблице 1 приведем подходы к понятию «установка на здоровый образ жизни» таких ученых как А.Г. Асмолов[2]; В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт[4]; Н.А. Безруких [5]; О.С. Васильева, О.Р. Филатов[7]; У.А. Зинова[18].
Таблица 1
Подходы к понятию «установка на здоровый образ жизни»
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г.).
2. Асмолов, А.Г. Оптика просвещения : социокультурные перспективы [Текст] / А.Г. Асмолов. –М. : Просвещение, 2015. – 447 с.
3. Балашова, В.Г. Дифференцированное психолого-педагогическое просвещение родителей [Текст] / В.Г. Балашова // Инновационные основы университетского педагогического образования. – Ульяновск : УлГТУ, 2016. – C. 152–162.
4. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента [Текст] / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. – М. : Альфа-М : Инфра-М, 2019. – 336 с.
5. Безруких, Н.А. Формирование установки студентов на здоровый образ жизни в образовательном процессе профессиональной школы [Текст] / Н. А. Безруких. – Саратов : ПАГС им. П.А. Столыпина, 2017. – 108 с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте : монография : цикл статей [Текст] / Л.И. Божович. – М. : Питер, 2018. – 400 с.
7. Васильева, Е.А. Обогащаем воспитательные умения родителей [Текст] / Е.А. Васильева // Ребенок в детском саду. – 2016. – № 5. – С. 68–72 ; – № 6. – С. 66–71.
8. Васильева, О.С. Психология здоровья человека : эталоны, представления, установки [Текст] / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. – М. : Академия, 2017. – 352 с.
9. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М. : Мозаика-Синтез, 2016. – 70 с.
10. Викторов, Д.В. Здоровьесбережение и анализ факторов риска студентов [Текст] / Д.В. Викторов, О.В. Мельникова // Человек. Спорт. Медицина. – 2016. – № 8 (267). – С. 9–11.
11. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Смысл, 2019. – 1136 с.
12. Герчак, Я.М. Социально-экономические и правовые аспекты развития и совершенствования системы физического воспитания в процессе модернизации высшей школы [Текст] / Я.М. Герчак // Педагогическое образование и наука. – 2015. – № 2. – С. 69–73.
13. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология [Текст] / О.Б. Дарвиш. – М. :Владос-Пресс, 2015. – 263 с.
14. Детский сад – семья : аспекты взаимодействия [Текст] / авт.-сост. С. В. Глебова. – Воронеж : Учитель, 2019. – 111 с.
15. Другли, М.Б. Работа с родителями – ребенок в центре внимания? [Текст] / М.Б. Другли, В. Личтварк. – Архангельск : ПГУ, 2015. – 159 с.
16. Дыхан, Л.Б. Педагогическая валеология [Текст]/ Л.Б. Дыхан, В. С. Кукушин, А.Г. Трушкин. – М. ; Ростов н/Д : МарТ, 2016. – 527 с.
17. Запорожец, А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка [Текст] / А.В.Запорожец // Вестник практической психологии образования. – 2017. – №4 (33). – С. 70–72.
18. Зинова, У.А. Формирование установки на здоровый образ жизни у студентов гуманитарных факультетов университета [Текст] / У.А. Зинова // Вестник Университета. – 2018. – № 14–1. – С. 242–246.
19. Ионова, В. Делимся опытом организации работы с родителями [Текст] / В. Ионова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 3. – С. 45–51.
20. Ирхин, В.Н. Теория и практика отечественной школы здоровья [Текст] / В.Н. Ирхин. – Барнаул : Изд-во БГПУ, 2018. – 279 с.
21. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст] / О.А. Карабанова. – М. : Гардарика, 2016. – 320 с.
22. Коскина, Н.М. Традиционные формы работы с родителями / Н. М. Коскина [Текст] // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2016. – № 4. – С. 88–93.
23. Крупина, И. Педагогическое просвещение родителя : формы работы педагогического коллектива с родителями [Текст] / И. Крупина // Воспитание школьников. – 2016. – № 1. – С. 18–20.
24. Лисина, М.И. Роль общения в психическом развитии ребенка [Текст] / М.И. Лисина // Вестник практической психологии образования. – 2016. – №4 (33). – С. 92–96.
25. Марина, И.Е. Формирование установок на здоровый образ жизни у субъектов образовательного процесса [Текст] / И.Е. Марина, Д.В. Трошкина // Дискуссия. – 2016. – № 11. – С. 117–122.
26. Метенова, Н.М. Работа с родителями на современном этапе развития образования [Текст] / Н.М. Метенова // Начальная школа : плюс – минус. – 2011. – № 8. – С. 57–67.
27. Назарова Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие [Текст] / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – М. : Академия, 2017. – 256 с.
28. Свирская, Л.В. Работа с семьей : необязательные инструкции [Текст] / Л.В. Свирская. – М. : Линка-Пресс, 2019. – 173 с.
29. Творьянович, Г.И. Содержание психолого-педагогического просвещения родителей [Текст] / Г.И. Творьянович // Проблемы дошкольного образования на современном этапе. – Вып. 9. – Ч. 2. – С. 307–314.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : текст с изменениями и дополнениями [Текст] / М-во образов. и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. – 31 с.
31. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М. : Академия, 2016. – 384 с.
32. Эриксон, Э.Г. Детство и общество [Текст] / Э.Г. Эриксон ; пер. с англ. А.А. Алексеев. – СПб. : Речь, 2010. – 416 с.