Фрагмент для ознакомления
2
и) проявляет физические черты, сходные с гравитационным полем;
к) оказывает влияние на поведение человека и его функциональное состояние.
4. Имеется информационно-энергетическое поле как одна из оболочек Земли. Человек может взаимодействовать с этим и другими типами информационно-энергетических полей, окружающих Землю.
Эти теоремы и постулаты укрепляется воззрением большинства популярных научных работников, к-е на протяжении века досконально занимались изучением задач парапсихологии и кропотливо исследовали их заключения. Между таких следует отметить ключевую идею В. Н. Пушкина (2): "…существует действительность, к-я, будучи абсолютно вещественной, в одно и тоже время владеет свойством психологического. Как раз эта форма материи разрешает делать образы, надлежащие предметам находящегося вокруг мира. Несомненно одно: в результате изучения психолого-биофизических структур должно существенно измениться лицо современного естествознания, должен быть прогресс в решении фундаментальных, методологических проблем науки.
2 Магия. Взаимосвязь с наукой и психологией
Магия — символические действия (обряды) или бездействие, направленные на достижение определённой цели сверхъестественным путём. Практика, классифицируемая как магия, в сущности представляет собой аспект или отблеск мировоззрения, которого придерживались некоторые люди в разные моменты своего исторического развития. Таким образом, магия, как и религия, и наука, является частью общей культуры и миропонимания
Западная наука различает магию от религии или же науки; впрочем эти отличия и в том числе и определения магии считаются просторным полем для обсуждений. Мистика базирована на системе мышления, при которой человек обращается к потаенным силам с целью воздействия на действия, а еще реального или же кажущегося влияния на положение материи. Мистика еще имеет возможность быть связана с разными системами миропонимания, как к примеру, религиозно-философские перемещения неоплатонизм, герметизм, еврейская каббала и христианская каббала. В западной культуре есть различные формы магии, к примеру, связанная с небесными сферами, астрологическая мистика, или же демонология; такие дисциплины, как астрология и алхимия. Мистика, как и иные формы западного эзотеризма, не является допустимой формой познания, она именуется «отвергнутым знанием».
Но мистика в кое-каких качествах аналогична с наукой и технологией, она «действует» абсолютно по другому. Мистика, аналогично религии, связана со необычными, нематериальными силами, но, аналогично науке, претендует на прямую результативность, эффективность собственных поступков. В различие от науки, которая определяет итог сквозь навык и опыт, мистика ссылается на «символичную» причинно-следственную ассоциация.
Дж. Фрезер в своём традиционном труде «Золотая ветвь» разграничивает магию на гомеопатическую и контагиозную
• Гомеопатическая мистика (иначе имитативная, сам Фрезер считал этот термин неуспешным, ибо подозрение осознанно подражающего агента суживает сферу воздействия магии) управляется принципом схожести и однообразия, «подобное изготавливает подобное». В качестве примера возможно привести знакомую практики магии вуду, в коих поражение куколки, символизирующей объект, надлежит намести урон самому объекту.
• Контагиозная мистика исходит из идеи хранения связи меж предметами, когда-нибудь соприкасавшимися и способности влияния. Броским случаем данной идеи имеют все шансы верования, регламентирующие способы ликвидирования отстриженных волос и ногтей (сожжение, закапывание и т. д.), находящиеся там во множества культурах мира.
Фрезер писал: «Гомеопатическая мистика базируется на связи мыслях по сходству; контагиозная мистика базируется на связи мыслях по смежности. Оплошность гомеопатической магии заключается в том, собственно что сходство вещей воспринимается как их идентичность. Контагиозная мистика совершает иную оплошность: она исходит из такого, собственно что багаж, которые когда-то пребывали в соприкосновении, находятся в контакте каждый день. На практике оба облика магии нередко сочетаются» В советском религиоведении приёмы, используемые в магии, различались по нескольким признакам:
По степени сложности:
индивидуальное магическое действие;
индивидуальный/групповой магический обряд;
коллективная магическая церемония;
По целевому назначению:
вредоносная магия (чёрная и злая) — причиняющая вред определённому лицу или нескольким лицам («навести порчу на ребёнка», «наслать моровое поветрие»);
военная магия — пляски, заколдовывание оружия;
любовная магия — приворот («привораживание»)/ отворот («отвораживание»);
лечебная магия — заклинания, молитвы, снадобья;
промысловая магия — заклинание оружия и охотничьих ловушек;
метеорологическая магия — обряды и церемонии связанные с влиянием на погоду (вызывание дождя).
Некоторые исследователи отдельно выделяют вербальную магию (магию слова) — разного рода заклинания, молитвы и т.д.
Оригинальный вариант классификации предложил советский исследователь первобытной культуры С. А. Токарев. Он разделил все магические обряды на шесть типов, рассматривая их со стороны «механизма действия»:
• Контактная магия — магическая сила передаётся или придаётся человеку путём непосредственного взаимодействия с носителем магической силы, например, ношение талисманов, употребление магических снадобий.
• Инициальная (инцепционная, трансмиссивная) мистика — при волшебной манипуляции выполняется лишь только начало желанного воздействия, а завершение же его возлагается на волшебную силу; к примеру, австралийский волшебник, желая поразить неприятеля из примыкающего племени, изготавливает эту функцию: он ориентирует заострённую палочку в сторону неприятеля и шепчет при данном проклятия, полагая, собственно что впоследствии сего недруг станет поражён или гибелью, или истязающей заболеванием.
• Имитативная (симильная) мистика базирована на принципе «подобное изготавливает подобное». Так, для такого, дабы причинить урон собственному противнику, волшебник колет наточенными предметами набросок людской фигуры или же куколку. По принципу схожести урон, приносимый изображению или же куколке, обязан унестись на обидчика. Иной любознательный образчик сего семейства магии — поддержка при семействах. В данном случае шаман рисует роженицу, привязывая к себя гранит. По убеждению, успешно прошедшее «представление» семейств шаманом надлежит по принципу схожести устроить успешными и истинные семейства.
• Контагиозная (парциальная) мистика базирована на том, собственно, что багаж, один пришедшие в соприкосновение, охраняют ассоциация на расстоянии. Случаем данной магии имеет возможность быть внедрение крови, ногтей, зубов, волос в чернокнижничестве различного семейства.
• Апотропетическая (отгоняющая) мистика обязана посодействовать отпугнуть агрессивные силы, скрыться от их с поддержкой амулетов, оберегов, ритуальных звуков, пламени, волшебных кругов и т. п.
• Катартическая мистика — очистка тела от проникших туда злобных воздействий при помощи ритуального окуривания или же омовения, поста, приёма снадобий и т. д.
В кое-каких ритуалах имеет возможность совмещаться некоторое количество основ влияния, в следствие этого их возможно отнести к смешанным типам.
Токарев считал вербальную магию (магию слова) не особенным и автономным типом, а только «словесным аккомпанементом к совершаемому колдовскому действию». В наст. время Государственный научный фонд (США) относит веру в существование ведьм и колдунов к одному из более распространённых в числе американцев псевдонаучных заблуждений.
Современная психиатрия относит проявления волшебного мышления к расстройствам приспособлении, а когда человек начинает посещать чернокнижников, экстрасенсов либо астрономов, строя жизнь по их советам, или становится членом секты, или погружается в мир мистических учений, оно классифицируется как «магифренический синдром».
3 Исследование парапсихологических свойств у людей. Пси-явления
Если схематически отобразить исследования парапсихологических свойств у людей в виде Гаусовой кривой (рисунок 1), то можно заметить следующее: Данную кривую нормального распределения признаков и свойств можно разделить на три части (А, В, С).
Рисунок 1. Структурное единство психологии как науки.
В средней из них (часть В) психология исследует психические особенности обычных людей, т. е. тех лиц, которых большинство и психика которых не имеет видимых отклонений, указывающие на аномальность или на выраженную экстрасенсорную способность, хотя всегда имеется чрезвычайно большая вариабильность разных функциональных параметров и свойств (3,4).
В боковых частях кривой (А и С) психологи имеют дело с изучением тех лиц, которые относятся к представителям двух крайних психических полярностей - ярко выраженной экстрасенсорики, с одной стороны, и различной степени умственной отсталости (дебильность, олигофрения и т. п.) - с другой. Следовательно, лица, относящиеся к части А, изучаются парапсихологами, а те, кто принадлежит к части С исследуются психопатологами и дефектологами. Необходимо отметить, что пси-явления встречаются на всех этапах (А, В, С), но с разной частотой и с различной степенью выраженности. Наиболее глубоко и с широким диапазоном проявляются экстрасенсорные способности у представителей части А. В части В часто встречающиеся, бывают такие пси-явления, как предвидение во сне, телепатическая близка связь (мать - ребенок), передача мыслей во время агональных состояний кому-либо из близких родственников, экстрасенсорное лечение и другие явления. В части С у лиц с нарушением психики пси-явления большой частью наблюдаются в скрытой, неявной форме: предвидения юродивых людей, образные "видения" у кликуш. Но так как психические нарушения у людей многообразные, это предопределяет и большое разнообразие у них пси-явлений. Последние хорошо иллюстрируется исследованиями по изучению пси-явлений у левшей и больных с очаговыми поражениями головного мозга (5-10).
В базу собственной работы исследователями положен принцип симметрии - принципиальный методологический принцип в исследовании сознания людей. Они сосредоточили свое внимание на многофункциональной асимметрии человека, под к-й понимается широкая совокупность функциональных проявлений в нервно-психической и физиологической деятельности человека: взаимодействие в коллективной работе правой и левой частей парных органов человеческого тела (глаза, уши, руки, ноги, гемисферы мозга) и организация различных функций в пространстве и во времени. Изучавшие признаки
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Пушкин В.Н. «О материальной основе отражения действительности человеком». Вопросы психогигиены, психофизиологии, социологии труда в угольной промышленности и психоэнергетики. Москва: 1980г. Стр. 339.
2. Стасюк В.С. «Опять феномен» Сов. Белоруссия. 1989. 16 апр. Стр. 4.
3. Дубров А.П. «Симметрия биоритмов и реактивности». Москва: Медицина, 1987.
4. Dubrov А.P. «Symmetry of bioythms and reactivity». L.; N.Y., 1989.
5. Брагина H.H., Доброхотова Т.А. «Функциональная асимметрия человека». Москва: Медицина. 1981.
6. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. «Функциональная асимметрия человека II». Москва: Медицина, 1988.
7. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Я. «Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга». Москва: Медицина, 1977г.
8. Доброхотова Т.А. «Загадки неправорукого меньшинства человечества» Вопросы философии. 1980. № 1. Стр. 124-134.
9. Доброхотова Т.А., Брагина Я.Я. «К постановке проблемы пространственно-временной организации психической деятельности человека». Вопросы безопасности, психогигиены, психофизиологии труда в угольной промышленности. Москва, 1983. Выпуск 4. Стр. 56-83.
10. Доброхотова Т.А., Брагина Я.Я. «Принцип симметрии-асимметрии в изучении сознания человека» Вопросы философии. 1986. № 7. Стр. 13-27.
11. Казначеев В.П., Михайлова Л.П. «Сверхслабые излучения в межклеточных взаимодействиях» Новосибирск: Наука, 1981.
12. Кобозев Н.И. «Исследование в области термодинамики процессов мышления». Москва: Издательство МГУ, 1971.
13. Чернецкий А.В. «Энергетика биоэлектронных процессов. Методы рефлекторной диагностики, терапии и реабилитации для совершенствования оздоровительной работы в промышленности». Москва, 1983. Выпуск 5. Стр. 108-119.
14. Мелюхин С.Т. «Материя» Белорусская советская энциклопедия. 3 издание. Том 15. Стр. 503-504.
15. Манеев А.К. «Проблема фундаментального уровня структурной организации материи: Информационные материалы». Москва: Философское обустройство СССР, 1980. Стр. 47-48.
16. Манеев А.К. «Философский анализ антиномий науки». Минск: Наука и техника, 1974. Стр. 116-130.
17. Аноним. «Живые электреты» Техника молодежи. 1981. № 8. Стр. 51.
18. Shuhuang Lin, Zhungchi Zhang, Weiyi Liu et al. Some experiments with the moving of objects through Exceptional functions of the human body. Psi research. Vol. 2. Page 3-24.
19. Alcock J. A. Parapsychology: Science of the anomalous or search for the soul? Behavioral and Brain Sciences. Vol. 10. Page 553-565.
20. Schmidt H. Clairvoyance tests with a machine. Journal of Parapsychology. Vol. 33, Page 300-306.
21. Schmidt H. Precognition of a quantum process. Journal of Parapsychology. Vol. 33. Page 99-108.
22. Schmidt H. PK test with a high-speed random number generator. Journal of Parapsychology. Vol. 37, N 1. Page 105-118.
23. Nelson R.D., John R.G., Dunne B.J. Operator-related anomalies in physical systems and information processes. Journal of the Society for Psychical Research. Vol. 53, N2. Page 261-285.
24. John R. G., Dunne B. J. Margins of Reality. The Role of Consciousness in the Physical World. San Diego; N.Y.
25. Schmidt H., Morris R. L., Rudolph L. Channeling evidence for a PK effect to independent observers. Journal, of Parapsychology. Vol. 50, N l. Page 1-15.
26. Honorton C. Meta-analysis of psi ganzfeld research. A response to Hyman. Journal of Parapsychology. Vol. 49, N 1. Page 51-91.
27. Open peer commentary. Behavioral and Brain Sciences. Vol. 10. Page 553-643.