Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что сегодня перед ДОУ стоит задача заложить в дошкольника базу для формирования активной и зрелой личности. Конечно, данная задача не является чем-то новым. Такая задача ставилась перед ДОУ всегда. Однако сегодня ДОУ формирует в ребенке целый перечень компетенций или закладывает основы этих компетенций для будущего формирования их в школьные годы.
Одной из таких компетенций является формирование взаимопомощи. Президент России В.В. Путин во время своих выступлений, как перед правительством РФ, так и перед депутатами или обычными гражданами подчеркивал, что главная задача, как политиков, так и граждан – это сбережение России для будущих поколений. Только активные и развитые люди смогут двигать страну вперед и преумножать ее богатства и силу.
Можно сказать, что сегодня России требуются высоконравственные и моральные граждане, понимающие свою ответственность за развитие страны как в данный момент времени, так и в будущем. Конечно, формирование такого гражданина происходит поэтапно и постепенно. Первым и важным этапом процесса развития такого человека является семья и ДОУ.
Педагог ДОУ – это первый важный взрослый человек в жизни ребенка не связанный с семьей. Именно он становится первым учителем, наставником для маленького человека. Именно он становится и первым примером для формирования ребенком модели общения с окружающим миром и одногруппниками.
Именно в детском саду формируются первые представления о дружбе, товариществе и взаимовыручке и поддержке. Отечественные психологи и педагоги подчеркивали, что детский коллектив подобен симфоническому оркестру. Здесь каждый человек, как и инструмент в оркестре уникален. Задача педагога-дирижера не задавить всех своим авторитетом, а помочь раскрыться, что бы оркестр заиграл ярко, динамично и самобытно.
Говоря об особенностях дошкольника еще К.Д. Ушинский, Б.Д. Эльконин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др. отмечали, что дошкольник не в состоянии выдержать все время занятия. Он все равно будет отвлекаться, и стремиться переключиться на другой вид деятельности. Б.Д. Эльконин отмечал, что ведущим типом деятельности для дошкольника является не учеба, а игра. Через игру ребенок получает основной массив знаний об окружающем мире. Примечательно, что информация, полученная этим путем, точно остается в сознании ребенка.
Цель исследования – теоретически обосновать возможность формирования взаимопомощи у детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр.
Объект исследования – процесс формирования взаимопомощи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – методика формирования взаимопомощи у детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр.
Гипотеза исследования – участие в подвижных играх детей дошкольного возраста увеличивает у них способности к взаимопомощи
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы исследования;
2. Выявить уровень взаимопомощи у детей старшего дошкольного возраста;
3. Разработать и апробировать методику формирования взаимопомощи у детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр.
Методы исследования – анализ, синтез, дедукция, анкетирование.
1. Теоретические основы применения подвижных игр в педагогике
1.1. Понятие о подвижной игре для дошкольников
Подвижные игры — важное средство воспитания детей дошкольного возраста. Правильно подобранные игры способствуют гармоничному развитию организма дошкольников.
Подвижные игры удовлетворяют потребность организма ребенка в движении, способствуют обогащению его двигательного опыта.
Также ценность подвижной игры состоит в том, что она вызывает положительные эмоции, чувство удовлетворения, жизнерадостность, активность, положительно влияет на психическое и физическое развитие дошкольника[15].
Значительное влияние оказывают подвижные игры на воспитание морально-волевых качеств, на умственное развитие ребенка, помогают обогатить представления об окружающем мире, различные явления природы, расширяют кругозор.
Подвижная игра — это осознанная, эмоциональная деятельность детей, направленная на достижение условной игровой цели. Она имеет свою структуру [5]:
• игровой замысел или цель игры;
• роли;
• игровые действия;
• сюжет;
• правила игры.
Подвижные игры по степени физической нагрузки бывают большой, средней и малой подвижности, по характеру игровых действий — сюжетные и несюжетные, с простыми и сложными правилами.
При выборе подвижных игр нужно учитывать определенные требования [1]:
1) Игры подбираются в соответствии с педагогическими задачами. Следует четко определить, какие умения и навыки в этой игре закрепляются, какие физические качества развиваются, какая воспитательная цель реализуется.
2) При выборе подвижной игры учитывается ее место в режиме дня (на утренней, дневной и вечерней прогулках).
3) Учитывается место проведения и время года.
4) Также нужно учитывать двигательную подготовленность детей, их интересы и предпочтения.
Содержание игры должен быть доступно детям, напоминать интересные явления окружающей жизни. Кроме этого, движения, которые дети выполняют в игре, должны быть хорошо усвоены. При выборе игры нужно учитывать желания детей, пол, предпочтения [5].
Для обеспечения полноценного развития ребенка в игре важно менять условия их проведения, правила и разнообразить способы выполнения двигательных действий. Ребенку интереснее выполнять новое, даже сложное движение, чем повторять давно знакомое.
Подвижные игры усложняются с целью [15]:
• Обеспечить устойчивый интерес к игре;
• Усовершенствовать двигательные умения и навыки;
• Решить разнообразные развивающие и воспитательные задачи.
Усложнить двигательную игру можно [5]:
1) изменив форму организации игры;
2) усложнив двигательные задачи;
3) изменив форму движения;
4) увеличив количество основных ролей
5) введя новые роли;
6) введя дополнительные основные движения;
7) Введя дополнительные правила и т.д.
Подвижные игры является лучшим средством для развития у детей самостоятельности и организованности, сообразительности и творчества. Поэтому воспитателю следует, активно привлекать детей, особенно старшего возраста, к изменениям вариантов проведения игр.
Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Для того, чтобы игра служила эмоциональным средством физического воспитания детей, воспитатель должен проводить ее с радостью и удовольствием. Для того, чтобы собрать детей на игру, можно использовать [15]:
• условный сигнал;
• интересную и яркую игрушку;
• стихи, загадки;
• сюрпризный момент.
Далее знакомят детей с сюжетом и ходом игры, правилами, показывают определенные двигательные действия. Следующий этап — это распределение ролей между игроками. Он имеет свои особенности [11].
В младших группах воспитатель сначала сам выполняет роль ведущего, а во II полугодии 2 младшей группы назначает детей на эту роль. В конце средней группы и в старшем дошкольном возрасте на роль ведущего дети уже могут выбирать самостоятельно. Для этого им пригодятся считалки, жеребьевки, расчет на «один», «два» и т.д. [5].
Воспитатель следит за выполнением детьми правил игры, качеством выполненных двигательных действий. Он так руководит игрой, чтобы в ней закреплялись и совершенствовались умения и навыки из основных движений. Ход подвижной игры следует направлять таким образом, чтобы это способствовало развитию положительных качеств. В конце игры подводят итоги. Прежде всего, следует отметить тех, кто правильно выполнял правила игры и двигательные действия, проявлял ловкость, выручал сверстников, помогал, был доброжелательным. Однако не следует прибегать к излишней критике детей за то, что они были медленными и поэтому их поймали. Важно чтобы ребенок добился лучших результатов.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольника
Работа таких исследователей, как Н.Н. Поддяков Л.А. Венгер А.В. Запорожец, З.М. Истомина А.Н. Леонтьев В.С. Мухина, Д. Б. Эльконин оказало большое значение на изучение психологических особенностей старших дошкольников.
Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) является последним из
Список литературы
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова И.В., Соловьева Е.А. Подвижная игра как средство формирования взаимопомощи у детей старшего дошкольного возраста. Монография. – Казань: КФУ, 2017. – 393 с.
2. Беляков А.С., Владимиров К.М. Подвижная игра как средство формирования взаимопомощи у детей дошкольного возраста. – Материалы межрегиональной конференции. – Смоленск: СмГУ, 2016. – С. 21-25
3. Демидова О.Ю. Старший дошкольный возраст. Особенности развития. – Сборник статей студенческих научных работ и публикаций.– Воронеж: Изд-во ВорГПУ, 2017. – С. 33-36
4. Евдокимов В.С., Андреев С.Н., Поляков М.С. Психолого-педагогические условия формирования взаимопомощи дошкольников. Вестник ВолГУ – Волгоград: ВолГУ, № 7, 2016. – С. 39-43
5. Жилина Е.Ю. Влияние подвижных игр на формирование взаимопомощи у детей дошкольного возраста // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2018 – С. 56-59
6. Загвязинский, В.И. Теории обучения и воспитания: учеб. для студентов вузов: рек. УМО вузов РФ по психолого-пед. образованию/ В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. — М.: Академия, 2012. − 257 с.
7. Иванов В.М., Бахтин Н.С. Дошкольный возраст. Место подвижных игр. – Кострома: Изд-во КГУ, 2014. – 212 с.
8. Кирилова Т.А., Подгорная А.В. Дети дошкольного возраста. Психолого-педагогические особенности возраста. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 1476 с.
9. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. - М.: Форум, 2005. -- 76 с.
10. Логинова В.И., Саморукова М.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2003. – 174 с.
11. Макарян В.Н. Подвижные игры как средство развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Макарян В.Н. / Всероссийский сетевой журнал Дошкольник РФ — Режим доступа. — URL: http://doshkolnik.ru/sport-trenirovki (дата обращения 15.01.2020)
12. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М.: Академия, - 1975. - 239 с.
13. Особенности проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://lib.rosdiplom.ru/library/prosmotr.aspx?id=499202 (дата обращения 16.01.2020)
14. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр //Академия 2001 г. – 368 с.
15. Хайрутдинова Ф.Ф. Подвижные игры как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. L междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(50). URL: https://sibac.info/archive/guman/2(50).pdf (дата обращения: 16.01.2020)
16. Ярошенко Д.С., Фролов Е.Б. Подвижные игры как средство развития психики детей младшего дошкольного возраста. – Вестник Омского государственного педагогического университета – Омск: ОмГПУ, 2017. – С. 120-123