Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Империя – сложное государственное образование, объединяющее под единой властью многие народы, культуры и территории. Оно состоит из митрополии, которая определяет политику государства, и колоний, подчиненных центральной власти.
Актуальность темы исследования обусловлена факторами теоретико-методологического, политико-идеологического, исторического и философско-мировоззренческого характера.
Проблема анализа смыслового объёма понятий - одна из самых актуальных в научном дискурсе вообще и в теории и методологии политической науки - в особенности.
Объект работы - империя как форма государственно- территориального устройства государства.
Предмет работы - особенности мировых империй.
Цель работы – изучить империю как форму государственно- территориального устройства государства.
Задачи работы:
изучить понятие государственно-территориального устройства;
раскрыть основные признаки государственно-территориального устройства;
рассмотреть понятие и характерные черты империи;
представить характеристику Римской империи ;
представить характеристику Османской Империи;
изучить иные империи.
В научно-предметном отношении в диссертации реализован политологический подход, подразумевающий, что империя есть, прежде всего, и существенным образом политическая реальность и только затем историческая, правовая, культурная, экономическая и т. д.
В теоретико-методологическом отношении в настоящей работе используется политико-философский подход.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Общая характеристика империи как формы государственно-территориального устройства
1.1 Понятие государственно-территориального устройства
Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, способ его политического и территориального деления, предопределяющий вид взаимоотношений органов всего государства с органами его составных частей.
Понятия форм правления государства и форм государственного устройства в корне различны: государственное устройство отражает структуру государственности, т. е. территориальное деление и структуру государства. Формы государственного устройства обусловлены: внутренней структурой государства; правовой позицией частей государства; кругом интересов наций, проживающих на территории государства; правами и свободами граждан (их объем и качество); устойчивым и правильным функционированием государства .
Понятие формы государственного устройства определяет взаимоотношение власти в центре и на местах.
Государственное устройство может быть: унитарным, федеративным, конфедеративным.
Унитарным государством называется государство, представленное цельным государственным образованием. Его составляют административно-территориальные единицы, подчиняющиеся центральным органам власти и не имеющие признаков государственного суверенитета.
Унитарное государство характеризуется следующими признаками: единой системой государственного аппарата на территории страны, который распространяет свою юрисдикцию на все территориальные единицы; административно-территориальными единицами, имеющими, как правило, одинаковый юридический статус по соотношению с центральными органами. У местных органов есть определенная самостоятельность. Степенью их подчинения центральным органам унитарное государственное устройство разделяется в свою очередь на централизованное и децентрализованное.
В централизованном главу местных органов государственной власти представляют назначенные центром чиновники (В Финляндии и Чехии президент назначает губернатора, который возглавляет местное самоуправление). В децентрализованном унитарном государстве население избирает местные органы (Испания).
Смешанные системы отличаются как признаками централизации, так и признаками децентрализации (Франция); единым гражданством; единой системой права, основой которой является Конституция; единой судебной системой; одноканальной системой налогов; межгосударственными отношениями, осуществляемыми центральными органами; едиными вооруженными силами.
Федеративным называется союзное государство, сохраняющее целостность, при том, что части государства имеют определенный государственный суверенитет. Такие части называются субъектами федерации. В настоящее время такую форму государственного устройства имеют в основном крупные и средние по территории демократические государства (в особенности, многонациональные), где предоставление государственности в рамках федерации - принцип суверенитета каждой нации (Российская Федерация) .
В мире насчитывается приблизительно треть таких государств. Федеративное государство характеризуется следующими признаками: административно-территориальным устройством федераций, которое строится по географическому, экономическому, национальному и политическому признакам; экономическим принципом, учитывающим факторы естественно-географических и производственных особенностей государства, размеров ее территории, численности и плотности населения, его тяготении к определенным экономическим центрам, направления и характера путей сообщения, размещения производительных сил; политическим принципом, предполагающим установление административно-территориального деления государства, сближающего органы власти и управления с населением, создание системы местного самоуправления.
Федерации разделяются на национальные, территориальные и национально-территориальные. Отличительные черты национальных федераций (Чехия, СССР): субъекты федерации представляют из себя национальные и национально-государственные образования, которые отличаются по национальному составу, культуре, быту, религии населения; национальные образования, располагающие парламентом, самостоятельной исполнительной властью, независимой судебной системой, имеют все признаки государственного суверенитета; из представителей субъектов федерации сформированы высшие представительные органы, что отражается на интересах всех наций и народностей, которые входят в ее состав.
Центральная власть занимается координацией общефедеральных интересов; взаимосвязь правового положения субъектов и права наций на самоопределение .
Отличительные черты территориальных федераций (США, Бразилия): субъекты федерации, деятельность которых находится в зависимости от властных полномочий общефедеральных органов, не являются государствами, разделение компетенций центра и субъектов федерации определено конституционными нормами, устанавливающими список вопросов, по которым имеют право издавать нормативно-правовые акты исключительно общефедеральные органы; оставшиеся вопросы заключены в ведение субъектов федерации; субъекты территориальной федерации не имеют право на прямое представительство в международных отношениях; федеральные власти осуществляют управление вооруженными силами, в мирное время субъекты федерации не имеют прав на создание профессиональных вооруженных формирований.
Субъекты международного права, вступающие в отношения с другими государствами, приносят в жертву собственный суверенитет ради достижения совместных для этих государств целей. Конфедерация - это союз государств, который временно образуется с определенными политическими, военными, экономическими и другими целями.
Субъекты конфедерации являются полностью суверенными государствами, признающие власть общих политико-административных органов. Вооруженные силы каждого из государств находятся также под общим командованием, международной политикой государства занимаются совместно.
Содружество - это государства, объединенные однородностью, которая основана на: интеграции хозяйственных связей (Содружества Независимых Государств); языковом единстве (Британское Содружество Наций); общности правовой системы, культуре, религии (Лига арабских стран).
Сообщество - это государства, объединенные с целью решения проблем, которые влияют на жизнеспособность государства, его статус в мире (Европейское Сообщество) .
Ассоциация - это союз государств, занимающихся решением глобальных мировых проблем: сохранением мира, охраной окружающей среды, рациональным использованием природных ресурсов. Союзы - это государства, объединенные на основе исторических корней, экономической целесообразности, геополитических факторов и т.д. (Союз РФ и Республики Беларусь, Балтийский союз).
Империи - это государства с обширной территорией, сильной централизованной властью, асимметричным взаимоотношением центра и периферии (последняя подчиняется первому), разнородным этническим и культурным составом населения (Римская, Британская, Российская империи). Протекторат - это объединение, в котором формально слабое государство находится на попечении более сильного. На практике же, слабое государство постепенно теряет суверенитет, вплоть до оккупации слабого более сильным государством.
1.2 Основные признаки государственно-территориального устройства
Административно-территориальное устройство можно охарактеризовать как обусловленное функциями государства и проводимое с учетом природно-исторических, экономических, национальных и иных особенностей деление территории на отдельные части, в соответствии с которым строится система местного самоуправления, других государственных и частных органов, обеспечивающих их реализацию.
При определении особенностей административно-территориального устройства, по мнению В. Н. Грицака, нельзя игнорировать тот факт, что административно-территориальное устройство является неотъемлемым элементом более широкого понятия «территориальное устройство» и может включать в себя либо всю территориальную организацию государства, либо (при наличии элементов политико-территориального устройства) ее часть. В России, где нет признаков политико-территориального устройства (характерного, например, для всех федеративных государств), существующая территориальная структура идентична административно-территориальной структуре, но не следует предполагать, что такая же ситуация сложилась и в других странах.
Как утверждают А. С. Саломаткин и С. Н.Бабурин, территориальная структура государства определяется его историко-культурной эволюцией, формированием и развитием экономической системы, политических и правовых институтов. Она выступает в социально-экономическом развитии общества как фактор развития и как результат этого развития.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдулаев, М.И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. – М.: Право, 2018. – 244 c.
2. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. – М.: Новый Юрист, 2018. – 624 c.
3. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Новый Юрист, 2018. - 624 c.
4. Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. - М.: Книга по Требованию, 2018. - 226 c.
5. Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. - М.: Эксмо, 2017. - 832 c.
6. Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций / С.А. Жинкин. - М.: Феникс, 2018. - 493 c.
7. Клименко, А. В. Теория государства и права / А.В. Клименко, В.В. Румынина. – М.: Высшая школа, Мастерство, 2018. – 224 c.
8. Комаров, С. А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.В. Малько. - М.: Норма, 2018. - 442 c.
9. Краткий курс по теории государства и права. Учебное пособие. – М.: Окей Книга, 2017. – 848 c.
10. Лазарев, В.В. Теория государства и права 5–е изд., испр. и доп. учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. – М.: Юрайт, 2016. – 521 c.
11. Летушева, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. – М.: Академия, 2018. – 208 c.
12. Любашиц, В.Я. Эволюция государства: историческая динамика и теоретическая модель / Любашиц В.Я., Разуваев Н.В. - М.: РИОР, 2018. - 533 с.
13. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х томах. Том 3 / М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2017. - 828 c.
14. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. - М.: Юрайт, Юрайт, 2018. - 384 c.
15. Теория государства и права. - М.: Форум, Инфра-М, 2017. - 624 c.
16. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. - М.: Интерстиль, 2017. - 384 c.