Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день тема экопродукции и ответственного потребления становится всё более популярной в России, в связи, с чем растёт число потребителей, для которых характерна избирательность в выборе товара по признаку его экологичности.
Особенности рынка экопродукции в России:
крайне неоднородное понимание термина «экопродукт», зависящее от уровня информированности покупателя, производителя или представителя ритейла;
безосновательные заявления производителей об экологических преимуществах своих товаров, вводящие потребителя в заблуждение;
дезориентация покупателей сотрудниками торговых точек и магазинов, которые, выделяя товары зелёными ярлыками или рассказывая об экознаках, часто имеют смутное представление о них и доносят до потребителей недостоверную информацию.
Целью является исследование перспектив развития рынка «зеленых» (экологичных) товаров в России.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ теоретических основ формирования маркетинга.
2. Осуществить анализ развития рынка «зеленых» (экологичных) товаров в России.
Объектом исследования является рынок «зеленых» (экологичных) товаров в России.
Предметом исследования выступает маркетинг.
Теоретико-методологической основой данной работы являются концепции и гипотезы, обоснованные и представленные в современной экономической литературе. В исследовании использованы методы сравнительного и экономического анализа.
Информационной основой исследования выступают статистические данные объекта исследования, материалы научных конференций и сети Интернет.
1. Процесс управления маркетингом в условиях российской экономики
1.1 Оценка степени проработанности проблемы маркетинговой деятельности в научных трудах авторов
В становлении и развитии рынка особую роль играет маркетинг. Маркетинг позволяет компаниям и производителям оценить потенциал и емкость рынка, определить целевую аудиторию, конкурентов, их сильные и слабые стороны, перспективы развития рынка в целом. Современный маркетинг прошел достаточно долгую эволюцию. Его родоначальником признано считать США, когда производители и продавцы столкнулись с проблемами сбыта своих товаров и перенасыщением рынка.
Сегодня маркетинг превратился в авторитетную теорию современного бизнеса и стал особым руководством для исследования рынков. Маркетинг характеризуется как сложное и многослойное явление, что не позволяет охарактеризовать его одним определением. Рассмотрим определения маркетинга, предложенные ведущими специалистами в таблице 1.1
Таблица 1.1
Определения маркетинга
Автор Определение
Котлер Ф. [25, с. 33] «Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей путем обмена»
Агзамазов Р.З. [2, с. 11] «Маркетинг — это своеобразная философия ведения деловых операций»
Браверман А.А. [1, с. 66] «На макроуровне маркетинг выступает в роли инструмента формирования рыночной среды. На микроуровне маркетинг выступает как инструмент встраивания предприятий в формируемую рыночную среду»
Шаховская Л.С. [8, с. 9] «Маркетинг – это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена»
Швальбе Х. [4, с. 10] «Маркетинг – это сумма всех действий в рамках политики товарооборота с целью создания, поддержания и расширения рынка»
Ламбен Ж.Ж. [4, с. 19]
«Маркетинг – это одновременно философия бизнеса и активный процесс. Маркетинг — это социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний людей и организаций путем обеспечения свободного конкурентного обмена товарами и услугами, представляющими ценность для покупателя»
Дж. Дей [19, с. 29] «Маркетинг – является человеческой деятельностью, которая направлена на то чтобы удовлетворять потребности с помощью обмена»
Е.П. Голубкова[15, с. 56] «Маркетинг – является процессом, в результате которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей услуги и товары, что обеспечивает определенный уровень жизни»
Г. Армстронг [6, с. 21] «Маркетинг — это предпринимательская деятельность по организации потоков услуг и товаров от изготовителя к пользователю или покупателю», иначе говоря, конкретный вид деятельности с конкретными целями»
Исследуя данные определения, пришли к выводу, что между ними есть общее, а именно, в каждом определении маркетинг ориентируется на определенную группу потребителей, она направлен на удовлетворение потребностей потребителя, он исследует рыночную среду, конкурентов, решает вопросы сбыта товаров.
На основе рассмотренных определений, было сформулировано собственное: «Маркетинг представляет собой систему организации и управления сбытом продукции, на основе исследования рынка и потребителей».
К субъектам маркетинга относятся: производители, потребители, продавцы, конкуренты, организации, СМИ и т.д., рис. 1.1.
У каждого из субъектов своя роль и ответственность за выполнение маркетинговых функций. Объектом маркетинга выступает нужда и потребность потребителя. Нужда – это чувство ощущения нехватки чего–либо, настоятельной необходимости удовлетворения возникшей надобности в чем–либо [25, с. 66]. Потребность – это нужда, принявшая конкретную форму в рамках культурных, эстетических, исторических факторов, определяющих поведение индивида социально–экономической системе [25, с. 66].
Рисунок 1.1 - Субъекты маркетинга [25, с. 66]
Основными ключевыми понятиями в маркетинге выступает спрос, товар, обмен, сделка, рынок. Спрос – это конкретная потребность, подкрепленная покупательной способностью [11, с. 78]. Товар – это все, что можно предложить на рынке для приобретения, использования или потребления, с целью удовлетворения определенных потребностей [33, с. 16]. Обмен – акт приобретения некоего желаемого товара в обмен на нечто, предлагаемое другой стороне [11, с. 71]. Сделка – это торговая операция между двумя сторонами [15, с. 36]. Рынок – это место совершения сделки. Существует рынок покупателей и рынок продавцов [15, с. 36].
Цель маркетинга – способствовать сбыту продукции и услуг на основе маркетинговых исследований [15, с. 25]. Задачи маркетинга следуют из целей – это набор последовательных действий, которые организация предпринимает чтобы добиться намеченных результатов.
На рисунке 1.2 представлены инструменты активного маркетинга. Пассивный маркетинг представляет собой информацию о товаре и компании в прессе. Продвижение товара в маркетинге — это любая форма сообщений, используемых предприятием для информации, убеждения или напоминания людям о своих товарах, услугах, образах, идеях или о самом предприятии.
Рисунок 1.2 - Инструменты активного маркетинга
Маркетинг - это деятельность, целью которой является получение прибыли от продаж за счет удовлетворения потребностей потребителей [40, с. 33].
Покупательское потребление представляет собой сферу производства социального и эмоционального эффекта.
Изучение потребителей — самый важный фактор на рынке. В качестве инструментов изучения потребителя используются такие методы как: опрос, экспертный бальный метод. Опрос – это социологический метод получения информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения необходимых ответов на вопросы [5, с.62].
Методы экспертных оценок – это методы организации работы экспертами и обработки их мнений [3, с.15].
Проведенное исследование позволяет нам сделать следующие выводы: маркетинг, прежде всего, призван, инициировать иннова¬ционную деятельность организации, которая является главнейшим элементом ее конкуренто¬способности. Маркетинг, являясь подсистемой управления производственно – сбытовой деятельности, помогает предприятию повышать конкурентоспособность, учитывая при этом рыночные условия и активное воздействия на них. Задача маркетинга состоит в том, чтобы как производитель, так и потребитель в полной мере осуществили свои цели и потребности. C одной стороны, маркетинг используется в роли, как фактор воздействия на рынок и спрос, а с другой, как инструмент адаптации к изменениям спроса.
К субъектам маркетинга относятся производители, потребители, продавцы, конкуренты, организации, СМИ. Объектом маркетинга выступает нужда и потребность потребителя. На рынке маркетингу отводится важная роль, так как он способствует организации эффективного сбыта продукции, а для данного рынка это постоянная проблема, в виду недолговечности товара. Маркетинг на рынке представляет собой взаимосвязанный процесс, направленный на изучение потребителя и активное воздействие на удовлетворение спроса на продукцию.
1.2 Маркетинговый анализ: особенности и роль в деятельности предприятия
Вопросами изучения инновационного маркетинга компаний работающих на рынке занимались такие авторы как, Бутрин А.Г. [13, с. 78] и Богданов Д.В. [38, с. 69]. В деятельности отечественных и зарубежных компаний маркетинговая стратегия необходима для создания надлежащих условий для того чтобы достигать желаемой конкурентной позиции за определенный этап времени [13, с. 78]. В процессе исследования рынка необходимо использовать модель 4Р, которая позволит определить проблемы маркетинга и разработать стратегию, рис. 1.3.
Рисунок 1.3. Модель маркетинг-микса [21, с. 16]
Целью комплекса инновационного маркетинга является разработка стратегии, которая позволит усилить воспринимаемую ценность товара, а также поможет максимизировать долгосрочную прибыль организации на рынке [21, с. 16].
В инновационном маркетинге методы, подходы и стиль эффективного руководства меняются в зависимости от ситуации. На каждой стадии жизненного цикла инноваций требуются различные методы и подходы, разная стратегия и тактика маркетинга. Также могут применяться различные инструменты продвижения: радио, телереклама, пиар, наружная реклама и т.д. Сегодня, существует немало способов презентации своей услуги или продукта. Довольно часто стали использоваться инструменты интернет-маркетинга.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ от 12.12.1993 // Российская газета. – 2017. – № 15. – С. 5–9.
2. Агзамов Р.З. Маркетинг, ориентированный на создание компетенций: учеб. пособие [Текст] / Р. З. Агзамов. – Уфа: УГАТУ, 2016. – 84 с.
3. Актуальные проблемы теории и практики маркетинга [Текст] /С. М. Крымова. – Ростов–на–Дону: ДГТУ, 2017. – 123 с.
4. Альтшулер И.Г. Стратегия и маркетинг. Две стороны одной медали, или просто о сложном [Текст] / И.Г.Альтшулер. – М.: Дело, 2017. – 285 с.
5. Ансофф И. Стратегический менеджмент [Текст] / И. Ансофф. – СПб. Питер, 2016. – 342 с.
6. Армстронг Г. Введение в маркетинг [Текст] /Г. Армстронг. – М.: Вильямс, 2016. – 824 с.
7. Барышев А.Ф. Маркетинг: учебник [Текст] /А. Ф. Барышев. –М.: Академия, 2017. – 223 с.
8. Басовский Л.Е. Маркетинг: курс лекций /Л. Е. Басовский. – М.: ИНФРА–М, 2017. – 218 с.
9. Бест, Р. Маркетинг от потребителя: пер. с англ. [Текст] / Р. Бест. – М.: Манн, Иванов, и Фербер, 2016. – 760 с.
10. Бурцева, Т.А. Управление маркетингом: учеб. пособие [Текст] / Т.А. Бурцева. – М.: Экономист, 2017. – 271 с.
11. Бутрин А.Г. Управление сбытом цветочной продукции [Текст] /А. Г. Бутрин, Д.А. – Челябинск: Абрис–Принт, 2016. – 91 с.
12. Гайдаенко, Т.А. Маркетинговое управление [Текст] / Т.А. Гайдаенко. – М.: Эксмо, 2016. – 512 с.
13. Ганаева, Е.А. Маркетинг: учеб. – метод. пособие [Текст] / Е.А. Ганаева. – М.: Инфра, 2016. – 118 с.
14. Гиссин В.И. Актуализация маркетинговой поддержки в процессе производства и товародвижения: научно–практическое пособие [Текст] / В. И. Гиссин. – Ростов–на–Дону: РГЭУ, 2017. – 67 с.
15. Голубков, Е.П. Маркетинг для маркетологов / Е.П. Голубков [Текст] // Маркетинг за рубежом и в России. – 2016. – № 6. – С. 121 – 140.
16. Гурков, И.Б. Интегрированная метрика стратегического процесса – попытка теоретического синтеза и эмпирической апробации / И.Б. Гурков [Текст] // Рос. журн. менеджмента. – 2017. – Т. 5, № 2. – С. 3–28.
17. Дашков Л.П. Особенности применения маркетингового инструментария в предпринимательской деятельности в сфере услуг [Текст] /Л. П. Дашков. – М.: ИВЦ Маркетинг, 2017. – 15 с.
18. Долгополова Е.Е. Информационное обеспечение маркетинга: теория и практика: науч.–практ. пособие [Текст] / Е. Е. Долгополова. – Минск: Новое знание, 2017. – 14 с.
19. Дэй, Дж.С. Организация, ориентированная на рынок: как понять, привлечь и удержать ценных клиентов [Текст] / Дж.С. Дэй. – М.: Эксмо, 2016. – 304 с.
20. Жукова Т.Н. Управление и организация маркетинговой деятельности: учебное пособие [Текст] / Т. Н. Жукова. – М.: ИНФРА–М, 2017. – 195 с.
21. Звягинцев, В.Б. Разработка маркетинговой стратегии компании и контроль над ее осуществлением [Текст] / В.Б. Звягинцев // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2017. – № 1. – С. 72–81.
22. Капон Н. Управление маркетингом [Текст] / Н. Капон. – Москва: Питер, 2017. – 832 с.
23. Катернюк, А.В. Основы современного маркетинга / А.В. Катернюк. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 666 с.
24. Ким, С.А. Маркетинг: учеб. пособие [Текст] / С.А. Ким. – М.: Дашков и Кº, 2016. – 240 с.
Котлер Ф. Десять смертных грехов маркетинга