Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы заключается в том, что таможенная стоимость товаров играет значительную роль в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Она используется в качестве базы для исчисления таможенных платежей, рассчитываемых по адвалорным ставкам, а также служит исходной величиной для формирования информации о стоимостном объеме внешней торговли. Контроль таможенной стоимости товаров и таможенная оценка являются одними из наиболее значимых видов деятельности таможенных органов государств-членов таможенного союза.
Практическое применение таможенных тарифов, эффективность мер тарифного регулирования, их согласованность и соответствие международным нормам и правилам, а также реальный уровень тарифного обложения во многом предопределяется теми правилами, которые устанавливают порядок исчисления базы таможенных пошлин и других таможенных платежей, т. е. зависят от той стоимости товара, которая используется в качестве базы налогового обложения.
Объектом является декларирование таможенной стоимости.
Предмет исследования – процесс совершенствования декларирования таможенной стоимости.
Основной целью работы является исследование методов определения таможенной стоимости, порядка их применения и декларирования таможенной стоимости.
В соответствии с данными целями в исследовании были поставлены следующие задачи:
дать определение понятию таможенной стоимости;
охарактеризовать систему методов определения таможенной стоимости;
раскрыть сущность каждого метода;
раскрыть порядок декларирования таможенной стоимости товаров.
При написании работы были задействованы научные труды и литература других авторов.
Информационную базу исследования составляют законодательные акты и нормативные документы, различные научные публикации по исследуемой тематике, справочные и информационные издания периодическая печать и электронные ресурсы.
Методологическую основу исследования составляет комплекс мер научного познания, среди которых анализ, синтез, системный подход, статистический и сравнительно–правовой методы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретические основы особенностей декларирования таможенной стоимости ввозимых товаров
1.1. Таможенная стоимость: содержание и цели определения в системе регулирования внешней торговли
Актуальность исследования детерми¬нирована необходимостью совершенствова¬ния механизма контроля таможенной сто¬имости для поддержания равной среды для участников внешнеэкономической деятель-ности (ВЭД) и недопущения недо¬бросовестной конкуренции, вызванной ма¬нипуляциями с таможенной стоимостью.
В условиях значительных колебаний конъюнктуры мирового рынка государство использует механизм, оказывающий влия¬ние на товарные цены в сфере обращения для выполнения закона стоимости, - тамо¬женную службу и соответствующие мето¬ды, которыми она добивается выполнения закона стоимости - меры тарифного и не¬тарифного регулирования. Основу таких мер составляет стоимость товаров, которая существует в превращен-ной форме в виде цен производства и ры¬ночных цен, выступающих в процессе ВЭД под различными названиями .
Определим таможенную стоимость как расчетную цену товара, отражающую вели¬чину реальной или абстрактной цены сдел¬ки с оцениваемым, идентичным оценивае¬мому или однородным с оцениваемым то¬варом, функциональным назначением ко¬торой является формирование стоимостной основы для осуществления государством мер регулирования ВЭД.
В общем понимании таможенная сто¬имость представляет собой: алгебраическое выражение, содержащее в себе основу, дополнительные начисления и вычеты в за¬висимости от избранного метода определе¬ния таможенной стоимости и применения условия поставки согласно Инкотермс. Со¬держание каждого из компонентов, обра¬зующих структуру таможенной стоимости, зависит от направления перемещения оце¬ниваемых товаров и метода определения таможенной стоимости.
От правильности определения таможен¬ной стоимости зависит объем и полнота по¬ступления в государственный бюджет сумм таможенных платежей, а также действенность таможенного регулирования в целом.
Функционально таможенная стоимость используется в качестве расчетной базы для исчисления таможенных платежей (тамо¬женной пошлины по адвалорным и комби¬нированным ставкам, акцизов в случае их установления в процентных ставках, а так¬же налога на добавленную стоимость, взи¬маемого при ввозе товаров). В качестве до¬полнительных сфер ее прямого или косвен¬ного применения можно выделить ведение статистики внешней торговли и специаль¬ной таможенной статистики, формирование платежного баланса государства, а также применение иных мер государственного регулирования ВЭД, связанных с таможен¬ной стоимостью товара, включая осуществ¬ление валютного контроля, применение нетарифных мер государственного регули¬рования торгово-экономических отношений, (квотирования, лицензирования).
Конечным результатом использования рассматриваемой категории является ока¬зание непосредственного влияния на конъ¬юнктуру товарного рынка:
обеспечение всем участникам ВЭД равных конкурентных условий и равного права по уплате таможенных платежей, поскольку законодательством предусмотрен единый порядок исчисления таможенной стоимости и ее структура;
проведение протекционистской по¬литики по отношению к отечественным производителям, в том числе за счет ис¬пользования антидемпинговых мер;
формирование уровня цен в стране .
Следовательно, контроль таможенной стоимости выполняет регулирующую фун¬кцию, а сам процесс таможенной оценки может рассматриваться в качестве одного из элементов таможенного администриро¬вания. Путем установления механизма оп¬ределения таможенной стоимости государ¬ство косвенно оказывает регулирующее воздействие на ВЭД.
На основании сравнительного анализа механизма определения таможенной стоимо¬сти товаров, ввозимых на таможенную тер¬риторию Евразийского экономического со¬юза (далее - ЕАЭС) и вывозимых с тамо-женной территории ЕАЭС, можно отметить, что определение таможенной стоимости вво¬зимых товаров представляется более трудо¬емким по сравнению с аналогичным поряд¬ком для вывозимых товаров, что объясняет¬ся зависимостью структуры и величины под¬лежащих к уплате таможенных платежей от направления перемещения товаров. Это объясняется отсутствием предусмотренных таможенных законодательством ЕАЭС ста¬вок вывозных таможенных пошлин в отно-шении перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС товаров, за исключением от¬дельных категорий, установленных на на¬циональном уровне, а также закреплением на уровне национального законодательства государств - членов ЕАЭС перечня тамо¬женных процедур при помещении товаров, под которые таможенная стоимость не оп¬ределяется и не заявляется, если в отноше¬нии таких товаров не установлена адвалор¬ная или комбинированная ставка вывозной таможенной пошлины.
Анализ практики администрирования таможенной стоимости как инструмента таможенного регулирования
Анализ сложившихся тенденций в ин¬ституте таможенной стоимости на террито¬рии Российской Федерации позволил выявить:
планомерное сокращение числа дек¬лараций на товары с корректировкой тамо¬женной стоимости;
низкую долю доначисленных тамо¬женных платежей по случаям внесения из¬менений (дополнений) в сведения, заявлен¬ные в декларации на товары в части тамо¬женной стоимости, что свидетельствует о превентивной функции и правоохранительной направленности механизма контроля таможенной стоимости;
постепенное развитие системы та¬моженного контроля на стадию после вы¬пуска товаров;
уменьшение числа случаев внесения изменений (дополнений) в сведения, заяв¬ленные в декларации на товары в части таможенной стоимости, признанных судом незаконными, что может косвенно свиде-тельствовать в том числе о повышении уров¬ня обоснованности принимаемых должно¬стными лицами таможенных органов реше¬ний по таможенной стоимости;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164–ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Российская газета. – 2003. – № 254.
2. Закон РФ от 21.05.1993 № 5003–1 «О таможенном тарифе» // Российская газета. – 1993. – № 107.
3. Бакаева, О. Ю. Таможенное право / О.Ю. Бакаева, Г.В. Матвиенко. – М.: ЮРИСТЪ, 2018. – 428 c.
4. Галузо, В.Н. Таможенное дело. Учебник для студентов вузов / В.Н. Галузо. – М.: Юнити–Дана, 2017. – 375 с.
5. Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза. – М.: Проспект, 2018. – 848 c.
6. Коник, Н.В. Таможенное дело. Учебное пособие / Н.В. Коник. – М.: Омега–Л, 2016. – 204 с.
7. Косаренко, Н. Н. Таможенное право России. Курс лекций / Н.Н. Косаренко. – М.: МПСИ, Флинта, 2019. – 216 c.
8. Лимонов, Л.Э. Региональная экономика и пространственное развитие. Учебник. В 2 томах. Том 2. Региональное управление и территориальное развитие / Л.Э. Лимонов. – М.: Юрайт, 2017. – 464 с.
9. Лимонов, Л.Э. Таможенный союз и приграничное сотрудничество Казахстана и России / Л.Э. Лимонов. – СанктПетербург, 2016. – 56 с.
10. Лодыженский, К. Н. История русского таможенного тарифа / К.Н. Лодыженский. – М.: Социум, 2019. – 432 c.
11. Макрусев, В.В. Управление таможенным делом. Учебное пособие / В.В. Макрусев. – М.: Троицкий мост, 2016. – 448 с.
12. Маховикова, Г.А. Таможенное дело. Учебник / Г.А. Маховикова. – М.: Юрайт, 2016. – 395 с.
13. Миляков, Н. В. Таможенная пошлина / Н.В. Миляков. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 256 c.
14. Покровская, В.В. Таможенное дело. Учебник / В.В. Покровская. – М.: Юрайт, 2016. – 731 с.
15. Руденко, Л.Г. Экономика таможенного дела. Учебник / Л.Г. Руденко. – М.: Дело и сервис (ДиС), 2019. – 942 c.
16. Толкушкин, А.В. Таможенное дело. Учебник для вузов / А.В. Толкушкин. – М.: Юрайт, 2016. – 551 с.
17. Шкиотов, С.В. Таможенный союз как фактор повышения конкурентоспособности российской экономики / С.В. Шкиотов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2018. –№ 6. – Том 18. – С. 280–286.
18. Шумакевич, Н.В. Экономический потенциал таможенной территории России: учебно–методическое пособие / Н.В. Шумакевич. – Балашов: Николаев, 2017. – 52 с.
19. Эриашвили, Н.Д. Таможенное дело. Учебник / Н.Д. Эриашвили. – М.: Юнити–Дана, 2016. – 375 с.