Фрагмент для ознакомления
2
2.Проект мероприятий по совершенствованию конкурентной политики компании
2.1.Теоретические аспекты организации конкурентной борьбы предприятия на рынке
Среди исследований связанных с КС понятий традиционно наибольшей популярностью пользуется изучение конкурентных преимуществ. Причем исследователи чаще всего интересуются их истоками, анализируют способы оценки, определяют их место среди других категорий и изучают способы управления. Подавляющее большинство всех исследователей конкурентных преимуществ, приводя их виды, цитирует американского ученого М. Портера, причем предложенную им стратегию «фокусирования» исследователи часто выпускают. [16, с. 156]. В результате своего исследования Н.В. Черная делает вывод, что конкурентные преимущества предприятия возникают лишь в процессе динамического и непрерывного соперничества между экономически независимыми субъектами рынка в условиях ограниченных ресурсов то есть в конкурентной среде в процессе конкуренции [16]. Уточним: преимущества предприятия возникают не только в процессе динамического и непрерывного соперничества. Преимущества одного предприятия перед другими имеют место и без возникновения отношений соперничества, то есть является объективным проявлением существования различных предприятий (по размеру, форме собственности, этапом жизненного цикла, выпускаемой продукцией, возможностями и т. д.). Конкурентными преимущества становятся тогда, когда их начинают использовать в конкурентном соревновании.
Н.Н. Алферова выделяет три основных свойства конкурентного преимущества: относительность конкурентного преимущества, пространственная локализация конкурентного преимущества, временная цикличность конкурентного преимущества; при этом каждое преимущество имеет свой жизненный цикл, который ограничен определенным отрезком времени [17, c. 4-5]. По нашему мнению, время действия конкурентных преимуществ ограничивается скоростью их воспроизведения конкурентами или скоростью распространения инновации.
Е.А. Афоничкина, Н.П. Бахарев, А.А. Лихацкая предлагают этапы анализа конкурентных преимуществ: анализ истории успешных отраслей; структурный анализ отраслей; нахождение позиции фирмы в глобальном масштабе, выявление ее конкурентных преимуществ. Они считают, что значение каждого преимущества можно рассчитать количественно и проанализировать в динамике, но не подтверждают это мнение никакими расчетами [4]. Понятно, что чем больше организация имеет конкурентных преимуществ перед настоящими и потенциальными клиентами, тем выше ее конкурентоспособность, живучесть, эффективность, перспективность. А.Г. Мокроносов и И.Н. Маврина отмечают, что в условиях инновационного развития и глобализации экономики меняются характер и структура конкурентных преимуществ, они изменяются под воздействием инновационного процесса; государство, территория рассматриваются как основа стратегии предприятия, а не только как место, где оно осуществляет свою деятельность [13, с. 44].
Важной тенденцией современных научных исследований является изучение возможностей предприятия к устойчивости в конкурентной борьбе. С одной стороны, это касается предпосылок КС предприятия. В частности Н.Н. Алферова отмечает, что наличие у предприятия ресурсов и возможностей, которые определяют его конкурентные преимущества, обусловливающие формирование устойчивого конкурентного положения фирмы [17, с. 6]. На основании анализа определений конкурентных преимуществ Д.В. Акопян и И.В. Суворов предлагают под конкурентными преимуществами организации сферы услуг понимать «ее преимущества над конкурентами, связанные с более эффективным использованием всех видов ресурсов во всех сферах деятельности такой организации, которые являются основой формирования ее КС с потенциальной возможностью формирования конкурентос-тійкості» [18, с. 52].
С другой стороны, устойчивость и выносливость в конкурентной борьбе все чаще предопределяют направление научных исследований относительно КС как таковой.
В научной литературе практически отсутствуют работы, где бы комплексно рассматривались проблемы формирования конкурентностойкости предприятия, ее обеспечение и особенности ее диагностики. Обоснование учеными необходимости оценивания конкурентостойкости предприятия базировалось и зависело от понимания самого понятия конкурентостойкости. Так, авторы рассматривали конкурентостойкости предприятия как отдельную категорию, понятие, характеристику или составляющая. При этом одни делали упор на то, что уровень конкурентостойкости предприятия показывает устойчивость конкурентной позиции предприятия, другие - устойчивость конкурентоспособности предприятия [19, с. 20]. Одним из первых обратил внимание на актуальность обеспечения конкурентной устойчивости предприятия. Л. Дикань. По его мнению, конкурентоустойчивость определяется двумя элементами: первый - конкурентоспособность товара или товарной массы которая в динамике характеризует степень удовлетворения спроса; второй - эффективность производства и управления [18, с. 51]. Обычно эти два элемента настолько тесно связаны, что часто определяют друг друга. По мнению Б.И. Яценко, конкурентная устойчивость - это способность предприятия сохранять в долгосрочном периоде собственную конкурентоспособность за изменений внешней и внутренней среды [1, с. 104]. Сравнивая категории «КС» и «конкурентостойкость», Б.И. Яценко приходит к выводу, что если конкурентоспособность - это способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам, то конкурентная устойчивость предусматривает способность предприятия к удержанию конкурентных позиций в течение определенного, как правило, долгосрочного отрезка времени. И довольно справедливо замечает, что «конкурентостойким может быть только конкурентоспособное промышленное предприятие. Однако не каждое конкурентоспособное промышленное предприятие может быть конкурентостойким» [1, с. 103].
Гораздо менее распространенным и несколько подзабытым есть понятие «конкурентный статус». В отличие от таких авторов, как А.Н. Тридєд и И.М. Кирчатов, которые переводят конкурентный статус из категории, которая формирует конкурентоспособность предприятия, в категорию, сложившуюся конкурентоспособностью [20; 21], Д.В. Акопян и И.В. Суворов считают, что конкурентный статус отличный от конкурентостойкости. Это актуально для организаций любых сфер деятельности, в том числе и сферы услуг. Он четко отражает конкретное положение фирмы в конкурентной среде в определенный момент времени [18, с. 52]. Считаем, что острого противоречия здесь нет: между этими понятиями существует двустороннее влияние. Пытаясь достичь определенного уровня КС, предприятие получает соответствующий конкурентный статус. И уже имея определенный статус на рынке, предприятие использует его для удержания и повышения своей КС.
Управления КС предприятия является еще одним направлением научных исследований. Под системой управления конкурентоспособностью предприятия. М. Гранатуров и И.А. Кораблинова понимают совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, рычагов и стимулов, необходимых для создания и реализации условий, способствующих созданию конкурентных преимуществ предприятия в существующем или будущем бизнес-среде [14, с. 33-35]. Так, управление конкурентоспособностью предприятия является определенным аспектом менеджмента предприятия, что направлено на формирование, развитие и реализацию конкурентных преимуществ и обеспечения жизнеспособности предприятия как субъекта экономической конкуренции. Его целью является обеспечение жизнеспособности и устойчивого функционирования предприятия при любых экономических, политических, социальных и других изменений в его внешней среде [12, с. 114]. Итак, видим, что управления КС предприятия имеет целью более широкие задачи, чем простое обеспечение предприятию повышение КС. Являясь подсистемой общей системы управления, она подчиняет свои действия действиям всей системы управления. Управление конкурентными преимуществами предприятия прежде всего предполагает построение четкой управленческой системы, что обусловливает достижение конечной цели - победу в конкурентной борьбе. Понятие «управление конкурентными преимуществами предприятия», по мнению И.Ф. Бурыгина, следует рассматривать как планомерный (системный) процесс воздействия на факторы и условия, обеспечивающие необходимый уровень конкурентоспособности предприятия в рыночной среде, как постоянный во времени процесс создания и поддержания конкурентных преимуществ [6, с. 118-119].При этом необходимо помнить, что механизм управления конкурентными преимуществами экономического субъекта будет результативным только в том случае, если он оказывается способным обеспечить приспособление предприятий в условиях экономической ситуации, динамично меняется. Одним из признаков высокого качества системы управления конкурентными преимуществами являются возможность ее саморегулирования.
Так постепенно на наших глазах зарождается новая категория конкурентного анализа - «конкурентный иммунитет». Это понятие было введено в научный оборот группой ученых - А.И. Татаркин, С. Важенин, И.С. Важенин, Д.А. Копанцевим [5; 8; 22]. И в понимании И.С. Важенин и С. Важенина «конкурентный иммунитет» - это способность субъекта не только успешно вести конкурентную борьбу, но и противостоять потенциальным рискам внешних и внутренних потрясений, а также динамично восстанавливаться после деструктивных явлений благодаря наличию внутренних, иногда еще не востребованных и не задействованных, ресурсов и активов [8, с. 23]. Проведенный П.П. Крилатковим и И.А. Блинковым сравнительный анализ позволяет утверждать, что меры, направленные на формирование и поддержку КС промышленных предприятий,
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Бариленко В. И. и др. Основы бизнес — анализа: учебное пособие. / под ред. В. И. Бариленко. — М.: КНОРУС, 2018. — 272 с.
2. Бердников В. Основы бизнес – анализа. – М.: КНОРУС, 2016. – 495 с.
3. Дэвенпорт Т. Аналитика как конкурентное преимущество. Новая наука побеждать. – М.: Дашков и К, 2015. – 626 с.
4. Елиферов В.Г. Бизнес – процессы: регламентация и управление. – М.: Дашков и К, 2016. – 386 с.
5. Каюмова, Р. Ф. Ассортиментная политика предприятий / Р.Ф. Каюмова. - М.: Бибком, 2015. - 745 c.
6. Конрад К. Бизнес – анализ. – М.: Вильямс, 2017. – 576 с.
7. Каменски Х. Методы стратегического анализа. Доступ через http://ecsocman.hse.ru/data/2010/05/18/1214035316/2008-4-5.pdf
8. Учитель Ю. Г. SWOT-анализ и синтез – основа формирования стратегии организации. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 275 с.
9. Фирсенко С.С. Товарная политика предприятия: учеб. Пособие / С.С. Фирсенко, Е.В. Щербенко. – Краснояр, 2016. – 336 с.
10. «Международный Институт Бизнес – Анализа» [электронный ресурс]. – режим доступа:http://www.iiba.org/, свободный.
11. «Экономический портал»» [электронный ресурс].– режим доступа :http://institutiones.com/,свободный.
12. Журнал «Бизнес – аналитика»[электронный ресурс].– режим доступа: http://www.fin-izdat.ru/journal/fa/,свободный.
13. «Бизнес – аналитика» [электронный ресурс].– режим доступа: http://www.businessanalytica.ru/,свободный.
14. Научный журнал «Аналитика» [электронный ресурс].– режим доступа: http://www.j-analytics.ru/,свободный.
15. Информация о компании ООО «Котон Текстиль»