Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В последние годы развитие творческих способностей и воображения детей стало актуальным вопросом педагогики и психологи, что связано с включением инновационных технологий в образовательный процесс. Перспективному социуму необходимы квалифицированные и мотивированные профессионалы во всех сферах жизни, и стать такими личностями способны в основном люди с выраженными творческими способностями и развитым интеллектом. При этом следует помнить, что основы творческого и интеллектуального развития закладываются в младшем школьном возрасте: повышается объём памяти и непроизвольного внимания, формируется познавательный интерес к изучаемым предметам, осуществляется осознание ребёнком себя как личности и субъекта образовательной и творческой деятельности.
Значительное место исследование творческой активности детей занимают в работах Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Б. Д. Эльконина и др.
В настоящее время в педагогический процесс прочно вошли эффективные формы учебной деятельности, которые предполагают самостоятельный поиск школьниками информации, выполнения различных творческих заданий и активного взаимодействия с педагогом, родителями и сверстниками. В связи с этим мы полагаем, что создание специальных педагогических условий может стать благоприятной базой для формирования творческой активности младших школьников.
Цель исследования: определить эффективные средства развития творческих способностей и воображения младших школьников в процессе обучения
Объектом исследования являются творческие способности и воображение.
Предмет исследования: средства развития творческих способностей и воображения младших школьников в процессе обучения.
Для успешного достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.
2. Провести обзор средств развития творческих способностей и воображения детей младшего школьного возраста.
3. Провести обзор педагогического опыта применения различных технологий развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста.
4. Разработать рекомендации по формированию творческих способностей и воображения детей младшего школьного возраста на основе проведённого обзора педагогического опыта.
5. Сделать выводы по результатам проведённого исследования.
Методологические основы исследования: единство используемых подходов к управлению образовательным учреждением и к организации учебно-воспитательного процесса, разработанных отечественными психологами и педагогами:
- личностно ориентированного (С. Л. Рубинштейн, В. В. Серикова),
- системного (В. В. Давыдов, Д Б. Эльконин, Л. В. Занков, Л. С Выготский),
- средового (Ю. С. Мануйлов, В. П. Зинченко).
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы и нормативной документации по исследуемой проблеме, наблюдение, анализ педагогических процессов, психологические методики.
Теоретическая значимость. Проведён комплексный анализ историографии по проблеме исследований творческих способностей младших школьников
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть применены в педагогической практике классного руководителя, психолога, педагогов дополнительного образования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВООБРАЖЕНИЯ МАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
1.1. Психолого-педагогические особенности младших школьников
Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста являются важным фактором развития их творческой активности. К настоящему времени создано множество работ по психолого-педагогическим особенностям младших школьников. Различные авторы (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, B.C. Мухина, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) отмечали особенности развития интеллектуальной и мотивационной сферы детей в возрасте 8-10 лет, формирование их самосознания, коммуникативных способностей, специфику игровой, образовательной, творческой и других видов деятельности детей, выявляя при этом готовность к началу школьного обучения [12, с.74].
Согласно исследованиям различных авторов, ребёнок - младший школьник развивается очень активно. При этом происходит совершенствование основных видов его деятельности и психических процессов. Так, в памяти ребёнка возникают как количественные, так и качественные изменения: повышается её объём, появляются опосредованность и произвольность.
Параллельно с развитием памяти, происходит преобразование внимания детей: повышение его устойчивости, объёма, распределения, переключения, способности к сосредоточению. Ребёнку 8 лет оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 30-40 минут. Также при выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие [2, с.93].
Одним из важнейших новообразований, которое является необходимым условием развития креативного мышления младших школьников, является воображение. Формируются такие его особенности, как произвольность и оригинальность. В 8-10 лет ребёнок способен самостоятельно придумать историю с логичным сюжетом на интересную ему тему[2, с.74].
Активное развитие воображения и совершенствование восприятия становятся основой детского творчества, которое реализуется в продуктивной деятельности. Рисунки детей становятся более пропорциональными и напоминающими реальные объекты, совершенствуется конструкторская деятельность, продолжается развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.
Младший школьный возраст – время познавательной активности и осознанных открытий. Происходит расширение знаний об окружающем мире, а также общение полученных знаний[19, с. 110].
Развитие чётких представлений об интеллектуальных, физических и личностных свойствах не только сверстников, но и самого себя, сравнение результатов своей деятельности с результатами деятельности других детей подводит ребёнка к формированию его «Я-образа». Это следствие установления связей между индивидуальным жизненным опытом ребёнка и информацией, полученной в ходе общения. Далее происходит формирование «Я-концепции», под которой понимают «теоретическую картинку самого себя (А.А. Реан); форму переживания человеком своей личности (А.Д. Леонтьев); систему представлений о себе, сопряжённую с самооценкой (Р. Берне)» [14, с. 82]. В 8 лет ребёнок познаёт и анализирует собственные личностные качества, проявляемые, как правило, в значимых видах деятельности. В этом возрасте начинает проявляться потребность в самореализации и самосовершенствовании, что может выражаться не только вербально, но посредством определённых действий. Параллельно с познанием себя, ребёнок начинает себя оценивать с позиций своих авторитетов и идеалов. При этом ввиду ограниченности адекватной информации и своих возможностях и способностях ребёнок принимает на веру оценку себя другими людьми, отношение к себе и начинает оценивать себя через призму отношения к себе [8, с. 30]. Вот почему характеристика взрослых имеет огромное значение для детской самооценки и личностной активности. Положительная самооценка ребёнка основана на ощущении собственной ценности, самоуважении, и положительного отношения ко всему, что входит в совокупность представлений о себе. Отрицательная самооценка определяет самоотрицание, неприятие себя, негативное отношение к собственному образу. Задача родителей и педагогов – создание условий для формирования адекватной самооценки, для понимания детьми адекватных собственных возможностей в различных сферах деятельности.
Таким образом, младший школьный возраст – важный период детства, связанный с появлением значимых преобразований в психике ребёнка. Этими преобразованиями являются произвольность психических процессов – памяти, внимания, ощущения, восприятия и т.д. Также происходят изменения и в представлениях детей о собственной личности, на что оказывает воздействие комплекс сложных и содержательных отношений со взрослыми и сверстниками. Важная задача родителей и педагогов – грамотно поддержать данный процесс развития и создать условия для успешной социализации.
Развитие креативного мышления младших школьников всегда привлекало внимание педагогов, психологов и социологов, стремящихся провести качественную исследовательскую работу. Среди отечественных исследователей значительное внимание данной проблеме уделяли С. Л. Рубинштейн, В. В. Давыдов, Л. С. Выготский, Л. В. Куликов, Д. Б. Эльконин, Л. В. Занков и др.
Так, Б.М. Теплов выделяет два вида креативных способностей, проявляющихся у детей:
1. Специальные способности, проявляющиеся в определённом виде человеческой деятельности.
2. Общие способности, охватывающие широкий спектр видов деятельности [16, с. 63].
В современных условиях в нашем государстве создаются образовательные организации, призванные развивать креативное мышление (гимназии, лицеи и др.). При этом анализ психолого-педагогической литературы по вопросам творческого развития детей позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на обширную информационную базу, практических рекомендаций по развитию творческих способностей младших школьников к настоящему времени недостаточно. [8, с. 60].
Достаточно точно актуальность проблемы развития креативного мышления и творческих способностей детей выразил П.В. Тюленев: «…от решения этого вопроса зависит все будущее ребенка, счастье семьи. Родители хотят знать правду и должны знать ее, несмотря на то, что она тщательно скрывалась» [14, с.59].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
4. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
5. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6-7 лет / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. - М.: Просвещение, Росмэн, 2018. - 224 c.
6. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.
7. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
8. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
9. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
10. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
11. Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2. М, 2002 г.- 160 с.
12. Маврина, Л. Развитие речи / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2015. - 16 c.
13. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
14. Москвин, В. П. Риторика и теория коммуникации. Виды, стили и тактики речевого общения / В.П. Москвин. - Москва, 2015. - 218 c.
15. Официальный сайт ГБОУ «Средняя школа № 9» г.Москвы[Электронный ресурс] – URL: http://sch9uz.mskobr.ru
16. Официальный сайт ГБОУ СОШ № 585 Кировского района Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] – URL:https://sc585.spb.ru/
17. Официальный сайт МБОУ «Средняя школа № 28» г. Воронежа [Электронный ресурс] – URL: http://school28-vrn.ru/index.php/ru/
18. Официальный сайт МБОУ «Средняя школа № 38» г. Липецка [Электронный ресурс] – URL:http://mboucs38.my1.ru/
19. Официальный сайт МБОУ «Гимназия № 6» г. Мурманска[Электронный ресурс] – URL:http://gymn6.com.ru/
20. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
21. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
22. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
23. Тарасов, В.В. Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений.- М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 180 с.
24. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: Система заданий/ под ред.А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.
25. Шиховцова, Н.Н. Система воспитания как условие становления личности. – Воронеж, 2011. – С. 136-140.
26. Шиховцова, Н.Н. О формировании социально-нравственных ценностей /Н.Н. Шиховцова. - Москва - Владикавказ: МПА-Пресс, 2006. – С. 87-93.
27. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеклассной работе. – М.: изд-во НИР РАО, 2006. – С. 110 - 119.
28. Шиховцова, Н.Н. Нравственное воспитание учащихся в контексте системного анализа. – Карачаевск, 2013. - С. 114-122.
29. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у детей в новых социокультурных условиях. – Казань, 2007. – С. 111-119.
30. Эльконин, Д.Б. Система развивающего обучения: пособие для студентов педагогических вузов. – М, 2011. - 260 с.