Фрагмент для ознакомления
2
противоречия .
Психологическое изучение конфликтов играет ведущую роль в числе других научных исследований этой сферы. Многочисленность психологических исследований проблематики конфликтов подтверждает актуальность, но требует их систематизации, а также более глубокого анализа механизмов регуляции конфликтного поведения. В психологической науке сложилась ситуация, требующая коррекции объектного и предметного полей конфликтных отношений, а кроме того, выхода на личностные и индивидуальные аспекты конфликтов, что предполагает определение психологических механизмов предотвращения сложностей взаимопонимания и личностных детерминант конфликтов .
В изученной нами литературе проведены попытки систематизации психологических исследований данной сфере, однако этот процесс связан с аналогичными сложностями, что существуют в систематизации многих междисциплинарных исследований, к которым по праву относится конфликтология .
А. Адлер вслед за 3. Фрейдом предполагал, что источник конфликтов заключается в недостаточной степени защищенности личности перед внешним миром, а также в факте осознавания своей неполноценности и неполного личностного совершенства, в силу чего каждый человек стремится к превосходству, чтобы укрепить свой статус по сравнению с другими. Именно стремление освободиться от чувства неполноценности приводит человека к конфликтам и невротическому поведению .
Вступая в полемику с 3. Фрейдом, Э. Фромм полагал, что в ходе развития личности приходит обособление каждого индивида его индивидуализация. Этот сложный процесс происходит в постоянном конфликте субъекта с социальной средой. Однако человек в состоянии избавиться от одиночества и преодолеть чувство своей ненужности путем «бегства от свободы». Переживание внутриличностного конфликта основано на бессознательной деятельности, поэтому изучен этот феномен может быть психоаналитическими методами .
Согласно представлениям К. Хорни, конфликт проявляется в рамках системы взаимоотношений личности с социальным окружением, однако это не предполагает наличие конфронтации со своим окружением. В человеке заложены психические ресурсы для поиска и нахождения выхода из противоречия. Фрустрация мотива, который актуален для личности вызывает различные варианты агрессивных реакций, направленных против реальной, а порой и воображаемой причины неудовлетворения или подавления существующего мотива .
В целом можно отметить, что в неофрейдистских теориях основную роль в развитии личности играют не столько непосредственно рассматриваемые мотивы, сколько различные бессознательно формирующиеся формы реагирования на индивида на неудовлетворение мотива. Выраженность агрессивных реакций и их направленность на причины, повинные в затруднении удовлетворения актуальной мотивации проявляется как установки и отношения личности .
Важное внимание в психологическом изучении конфликтов уделяется выявлению внутренних условий конфликтности индивида и факторов, приводящих к конфликтному поведению. Отечественные психологи в качестве основного психологического фактора конфликтности рассматривают дезинтеграцию личности. В представлениях В.С. Мерлина, «внутренние условия психологического конфликта сводятся к противоречию между различными мотивами и отношениями личности». В число внутренних условий, способствующих конфликту, по мнению В.С. Мерлина, также входит субъективное представление о неразрешимости ситуации.
Межгрупповые конфликты рассматривались в работах таких авторов, как Бородкин В. М., Каменев Н.П., Храмов В. О., Чекалин В. И., Шаленко В. Н., Шепель В.М. и др. Данное направление в психологическом плане проработано в ограниченном объеме, поскольку преимущественно внимание было направлено на исследование причин и факторов производственных конфликтов. В данной категории конфликтов могут участвовать противостоящие по интересам группы в рамках подразделения, а также различные малые группы, которые могут состоять из представителей разных структурных единиц организации, например, бригад или отделов. В межгрупповых конфликтах могут быть замешаны представители разных подразделений организации .
Конфликты, относящиеся к типу индивид-группа в принципе относятся к мало проработанным в практической психологии. В настоящее время в психологических исследованиях считается перспективным изучение группы в качестве субъекта деятельности. Такой подход позволяет проводить определенные аналогии между группой и индивидом. Будучи включенной в конфликт интересов, группа имеет определенные установки и представлениями, вырабатывает и придерживается норм поведения, предъявляет своим членам ожидания. Можно также говорить о групповых целях и групповых ценностях .
Межличностный конфликт наиболее широко представлен в психологической науке в работах таких авторов, как Анцупов А.Я., Гришина Н. В., Крогиус Н. В., Моисеев Д. Л., Шипилов А.Н. и многие другие. В качестве детерминант этого вида конфликтов могут выступать как психологические индивидуальные феномены, например, личная неприязнь на почве существенных личностных различий, так и внешние условия . В частности, причина конфликта может иметь вид объективной производственной или системно организационной специфики. Низкий уровень общей психологической культуры, в том числе уровень профессионального общения, несовершенство организационного взаимодействия и стилей управления могут вести к трансформации производственных конфликтов, межгрупповых и конфликтов между личностью и группой в данный тип - межличностный .
Внутриличностный конфликт возникает в том случае, когда участниками конфликта становятся не субъекты деятельности и общения, а те или иные составляющие внутреннего мира личности. Такое возможно, если потребности или ценности личности, цели и возможности оказываются несовместимыми. Интересно, что межличностные конфликты могут в своей основе иметь внутриличностное происхождение, поскольку социальное поведение личности обусловлено не исключительно внешней ситуацией, а связано с личностными особенностями субъекта. Внутриличностные конфликты имеют самые различные формы, одной из которых является ролевой конфликт, чаще всего встречающийся в практике консультирования. Он связан с тем, что множественные роли личности предъявляют к ее поведению противоречивые требования .
1.2. Особенности личности в контексте конфликтного поведения
Индивидуально-типологические свойства личности – это уникальные особенности психической активности человека, которые находят выражение в чертах темперамента, характерных чертах, устойчивых мотивационно-потребностных особенностях и способностях к определенным видам деятельности. Совокупность индивидуально-психологических свойств формируется в результате системного взаимного влияния индивидуальных биологических предпосылок и приобретенных в социальной среде свойств . В большинстве проанализированных нами источников значительную долю индивидуально-типологических свойств описывают свойствами темперамента–это «характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний» .
В случае обсуждения темперамента, предполагают такие индивидуально-типологические особенности человек, которые определяют важные психические различия между индивидами в глубине возникновения, интенсивности проявления и устойчивости эмоций, степени эмоциональной впечатлительности, характерному темпу и энергичности выполняемых действий. Главным образом имеются в виду динамические и выраженные индивидуально-устойчивые черты психической жизни человека, ежедневного поведения и выполняемой им деятельности. Индивидуально-типологические особенности описывают такие качества личности, которые сформированы в личном опыте индивида на основе его генетической обусловленности проявлений свойств нервной системы. Такая обусловленность влияет на стиль деятельности. Индивидуально-типологические особенности связаны с биологически обусловленными предпосылками .
При существующем многообразии подходов к проблеме индивидуально-типологических особенностей, связанных с темпераментом, считается, что они являются биологическим фундаментом, на котором формируется личность под влиянием социума. Изучаемые нами свойства представляют собой индивидуально своеобразные особенности психики, которые влияют на динамику психической активности индивида . Данные особенности проявляются в разнообразной деятельности одинаковым образом, независимо от конкретного содержания, актуальных мотивов и поставленных целей. Данные свойства остаются относительно постоянными в раннем и зрелом возрасте. В совокупности данные черты определяют тип темперамента. Темперамент определяет динамические аспекты деятельности, свойства темперамента наиболее устойчивы и в своем проявлении достаточно постоянны по сравнению с иными психическими свойствами личности .
Черты темперамента включают индивидуальные особенности, которые определяют своеобразие динамики различных психических процессов. Данные качества обусловлены свойствами нервной системы и предназначены для регуляции динамики психической активности в целом. Между отдельными индивидуально-типологическими особенностями существуют взаимосвязи и определенное закономерное соотношение, комбинация которых определяет тип темперамента. Благодаря этому механизму складывается устойчивый и постоянный характер проявления индивидуально-типологических особенностей, и они сохраняют тенденцию в развитии на протяжении жизни .
Анализ закономерностей проявления и формирования изучаемых нами качеств показал, что можно четко отличить индивидуально-типологические особенности и свойства темперамента от всех иных психических свойств личности по их предназначению и проявлению .
В настоящий момент обсуждается концепция о связи между физиологическими свойствами и психическими процессами, которая получила распространение благодаря последователям И.П. Павлова, а в дальнейшем П.К. Анохина. В качестве механизма реализации этой связи используется представление о том, что между физиологическими и психическими процессами опосредованно задействуются системные информационные процессы психики.
Индивидуально-типологические свойства имеют проявления в двух основных сферах взаимодействия индивида со средой: мир предметной деятельности и мир социальных взаимодействий. В этом случае возможна ориентация на объект или на субъект в деятельности каждого человека .
На конфликтное поведение личности может оказывать влияние совокупность свойств темперамента. Эмоциональность, являясь одним из основных компонентов темперамента, отражает специфику аффектов и настроений индивида, в свою очередь в качестве основы имеет уровень впечатлительности, быстроту возникновения реакции и способность ее тормозить. Этот компонент наиболее сложен, проявляется в поведении как импульсивность и эмоциональная лабильность. Чуткость индивида к эмоциональным проявлениям и влияниям других ложится в основу регуляции своего поведения по отношению к другим людям .
Импульсивность в процессах коммуникации может проявляться как степень, с которой эмоциональная реакция является побудительной силой действий. Для социальной адаптации личности важное значение имеют сформированные индивидуальные свойства, которые контролируют предварительное обдумывание, самоконтроль и принятие сознательного решения относительно изменения своего поведения .
Фрагмент для ознакомления
3
Библиография
1. Алавердов, А.Р. Управление персоналом: Учебное пособие / А.Р. Алавердов, Е.О. Куроедова, О.В. Нестерова. - М.: МФПУ Синергия, 2017. - 192 c.
2. Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. - СПб.: Питер, 2018. - 304 с.
3. Анцупов, А.Я. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: Эксмо, 2019. – 656 с.
4. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: Учебное пособие для студентов вузов / Т.Ю. Базаров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 239 c.
5. Бедяева, Т.В. Управление персоналом на предприятии туризма: Учебник / Т.В. Бедяева, А.С. Захаров; Под ред. проф. Е.И. Богданов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 180 c.
6. Бугаков, В.М. Управление персоналом: Учебное пособие / В.П. Бычков, В.М. Бугаков, В.Н. Гончаров; Под ред. В.П. Бычкова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 237 c.
7. Бухалков, М.И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала: Учебное пособие / М.И. Бухалков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 192 c.
8. Бухалков, М.И. Управление персоналом: Учебник / М.И. Бухалков. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 400 c.
9. Валиева, О.В. Управление персоналом. Конспект лекций: Пособие для подготовки к экзаменам / О.В. Валиева. - М.: А-Приор, 2018. - 176 c.
10. Вафин, А.М. Конфликт? Да поможет воображение! / А.М. Вафин // Управление персоналом. – 2018. - № 18.
11. Веснин, В.Р. Основы менеджмента. Учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2016. – 320 с.
12. Веснин, В.Р. Управление персоналом в схемах: Учебное пособие / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2017. - 96 c.
13. Герчиков, В.И. Управление персоналом: работник - самый эффективный ресурс компании: Учебное пособие / В.И. Герчиков. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 282 c.
14. Гребенюк, Т. А., Конфликтные ситуации в организации / Т.А. Гребенюк // Молодой ученый. – 2016. – №10. – С. 675-678.
15. Дементьева, А.Г. Управление персоналом: Учебник / А.Г. Дементьева, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2016. - 287 c.
16. Зайцева, Н.А. Управление персоналом в гостиницах: Учебное пособие / Н.А. Зайцева. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 416 c.
17. Калмыкова, О. Управление конфликтами в организациях нефтегазового комплекса / О. Калмыкова, А. Гагаринский // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2017. - № 3.
18. Кибанов, А. Разработка кадровой политики организации / А. Кибанов // Кадровик. Кадровое делопроизводство. – 2017. – №1. – С. 19-25.
19. Кравец, М. Почему появляются слухи в организациях? / М. Кравец // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2018. - № 3.
20. Лобанова, Т.Н. Предупреждение служебных конфликтов в современных финансовых организациях / Т.Н. Лобанова // Управление в кредитной организации. – 2017. - № 1-2.
21. Смирнов, И.Е. В конфликтах банков с клиентами виноват и закон / И.Е. Смирнов // Управление в кредитной организации. – 2018. - № 6.
22. Холмуминова, Б. А. Причины и некоторые особенности педагогических конфликтов / Б.А. Холмуминова // Молодой ученый. – 2016. – №10. – С. 1312-1314.
23. Шараева, Л. Г. Разрешение конфликтов в образовательной организации / Л.Г. Шараева // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). – М.: Буки-Веди, 2016. – С. 123-127.
24. Ясногородская, О.В. Как разрешить конфликт в коллективе? / О.В. Ясногородская // Руководитель бюджетной организации. – 2017. - № 12.