Фрагмент для ознакомления
2
Введение
А.П. Чехов – это один из самых выдающихся писателей в русской литературе и культуре в целом. Его произведения наполнены острой проблематикой, глубоким идейно-философским смыслом. Прозаические произведения Чехова нередко сравнивают с поэзией, так как проза содержит много лиризма, романтических настроений, язык его рассказов носит музыкальный характер.
Творчество А.П. Чехова является неотъемлемой частью русской культуры и литературы. Многие исследователи как зарубежные, так и отечественные обращались к исследованию, критике его произведений. Однако, несмотря на разнообразие существующих работ в литературе все больше ощущается потребность в пристальном изучении в конкретном произведении глубоких образов, культурных ценностей, имеющих значение для русской литературы и культуры в целом.
Творчество писателя можно разделить на определенные этапы, связанные с основными событиями его жизни. Свои рассказы А.П. Чехов начал писать еще будучи студентом с 1884 года, примечательно, что печатается он в юмористических журналах под разными псевдонимами: "Брат моего брата", "Человек без селезенки", "Антоша Чехонте".
Ранние рассказы писателя еще не наполнены глубинными образами, это миниатюры о простой, обывательской жизни русского человека, семейные сцены и конфликты, общественная жизнь "Жизнь прекрасна", "Руководство для желающих жениться", "Смерть чиновника", "Толстый и тонкий", "Хамелеон", "Брожение умов" и т.д.
С начала 90-ых годов наблюдается отказ от юмористического начала в произведениях и переход к изображению более острой проблематики. Это проблемы общественно-политического характера, изображение глупости человека, безликости жизни российского обывателя. Чехов пишет о безликой, глупой жизни русского обывателя.
Для рубежа XIX - XX вв. характерно влияние общего кризиса культуры, «кризис гуманизма» (по выражению Блока), кризис христианского мировоззрения, кризис классической философии, критика всех традиционных ценностей и лихорадочный поиск новых идеологий (религиозно-философский ренессанс, экзистенциализм, марксизм, психоанализ, ницшеанство). Важный символ эпохи - знаменитые слова Ф. Ницше о том, что «Бог умер» .
Общее настроение, которое повлияло во многом на литературу этого периода - это чувство утраты целостной картины мира. Это время грядущих перемен. Такое настроение, к примеру, нашло отражение в рассказе «Скучная история», где основной темой становится тоска и пессимистические взгляды главного героя, разочарованного в жизни.
Зачастую автор не дает собственную оценку поведению или поступкам персонажей, сам автор писал: «Художник должен быть не судьею своих персонажей и того, о чем говорят, а только беспристрастным свидетелем» .
По термину Немировича –Данченко, Чехов мастерски изображает «подводные течения» художественного произведения, особое значение придается художественным деталям, которые имеют функциональные способности. Именно Чехов упоминает о том, что в произведении все должно иметь цель, то есть если на стене висит ружье, оно должно обязательно выстрелить.
Особое мировоззрение Чехова построено на его отношении к религии – это скорее прирожденный атеист, в его рассказах присутствует тоска по отсутствию религиозных и философских идеалов («Скучная история»).
Условно, творчество Чехова можно разделить натри периода:
(1880- 1888) связан с юмористическими короткими рассказами (Антоша Чехонте)
(1888-1899) - с большими рассказами и повестями.
(1899 - 1904) - драматургия.
Особый тип сюжета в новеллах и рассказах построен на отсутствии события как такового. Повествование ведется здесь и сейчас. События рассматриваются сквозь призму юмора.
Первые рассказы не имеют «литературного героя» - это просто люди. (Лида Волчанинова), отсутствует любимый тип. Мир героев реальный, но имена зачастую имеют иронический подтекст. В рассказах снимаются маски с героев, читателю смешно и все ясно, коверкается речь героев. Художественное время – отсутствие событий. Акцент в рассказах – это мораль человека, его сущность. Непривычный юмор: «Читаешь — смешно, а закончишь — плакать хочется» (М.Горький).
Особое внимание необходимо уделить Чехову как мастеру рассказов. Именно в его творчестве жанр малого эпического произведения доведен до совершенства. В маленьком объеме с максимальной достоверностью изображены события, отражающая реальные существенные стороны жизни в России современного ему периода.
В письмах и записях Чехова часто встречаются такие высказывания:
«Краткость — сестра таланта», «Искусство писать — это искусство сокращать», «Писать талантливо, то есть кратко»... Сам художник мог с полным правом заявить: «Умею кратко говорить о длинных вещах».
Читатель во многом сам должен был догадываться о том, что скрывается за текстом. Краткости Чехов достигает благодаря острому изображению обычного течения повседневной жизни, но нарушенного каким-либо случаем. Именно случай является ключевым моментом. При всем при этом динамичность сюжета поддерживается неожиданной развязкой действия, художественными деталями, которые заменяют множество описаний.
Предложения в текстах, как правило, соответствуют небольшому объему, все та же краткость, четкость, ясность. Особое место в творчестве писателя занимает степная тема. Известный факт, что писатель родился в Приазовском крае, который и нашел отражение в его рассказах.
Еще с 1886 года писатель стал задумываться над новыми формами, в которых он бы смог выразить ранее не изображенные образы, эмоции, впечатления. И уже в 1888 году Чехов пишет: «Я принялся за большую вещь… Для дебюта в толстом журнале я взял степь, которую давно уже не описывали. Я изображаю равнину, лиловую даль, овцеводов, […], попов, ночные грозы, постоялые дворы, обозы, степных птиц и проч. Каждая отдельная глава составляет особый рассказ, и все главы связаны, как пять фигур в кадрили, близким родством. Я стараюсь, чтобы у них был общий запах и общий тон, что мне может удаться тем легче, что через все главы у меня проходит одно лицо… Вместо художественного, цельного изображения степи я преподношу читателю „степную энциклопедию". Первый блин комом. Но я не робею. И энциклопедия, авось, сгодится. Быть может, она раскроет глаза моим сверстникам и покажет им, какое богатство, какие залежи красоты остаются еще нетронутыми, и как еще не тесно русскому художнику» .
Перед тем как приступить к написанию совершенно новой литературной формы для писателя он посещает свои родные места для того, чтобы «не иссохнуть», а возобновить в памяти любимые образы степи.
Именно благодаря произведениям Чехова в русской литературе был открыт степной приазовский край. Красота степной природы находит отражение в разной мере в таких произведениях писателя как «Двадцать девятое июня», «Казак», «На пути», «Счастье», «Красавицы», «Святою ночью», «Перекати-поле», «Печенег», «В родном углу», «Степь».
Творческий метод, стиль писателя – это процесс постоянного формирования, но в то же время существуют периоды, когда кажется, что все уже сложено. Таким периодом в творчестве Чехова, в частности вершиной и результатом стала повесть «Степь». Эта повесть открыла писателю мир в большой литературе, так как жанр повести – это совершенно новое для писателя явление.
Создание повести - это своего рода обращение к юношеским годам писателя. Биография писателя подтверждает тот факт, что в детском возрасте писатель любил поездки к деду Егору Михайловичу, но не всегда удавалось совершать эти поездки. Мальчика, как и его братьев, привлекала красота простора и пейзажа, который возникал, когда они отправлялись на новое место.
Для возобновления юношеских воспоминаний писатель потратил полтора месяца на путешествие в родные края. Нелегкий путь творческих исканий писателя нашел отражение в этом вершинном произведении. Наша задача представить глубину этих исканий в ключевых мотивах повести, чему посвящена вторая глава исследования.
Творчество Чехова приходится на период сложной борьбы двух лагерей: демократического и школы «чистого искусства». Так, в литературе появилось изображение социального конфликта и человека в обществе, а также заострилось внимание на особенности мироздания, месте человека в нем.
Зачастую в качестве источника литературной памяти Чехова исследователи используют мемуары и письма писателя. О его творчестве написаны работы многих исследователей: Сухих И.Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова (1987), Шубин Б.М. Дополнение к портретам: Доктор А. П. Чехов (1989), Чуковский К.И. О Чехове. Человек и мастер. (1981), Громов Л.П. Этюды о Чехове (1951), Коноплева Е.П., Ивашененкова Е.Н., Белова Л.П., Дымов А.С., Щеглова С.А. «...Таганрога я не миную». Чехов в Таганроге. (1985) и др.
Среди отечественных критиков, рассматривавших пьесы Чехова мы выделили работы Буренина В.П., Петерсена В.К, Введенского А.И., Ляцкого А.И., Белкина А.А., Бердникова Г.П., Назаренко В.Н., Сухих И.Н. и др. Взаимосвязь прозы и поэзии в произведениях Чехова не однократно отмечена в работах Бялого, Э.А. Полоцкой, М.П. Громова, Е.М. Сахаровой, А.П. Чудакова.
Актуальность любого исследования определяется степенью изученности темы в существующих работах. Наше исследование является актуальным, так как основываясь на уже существующих критических материалах представляет новый взгляд на произведения крымского периода писателя. В предыдущих работах произведения Чехова А.П. рассматриваются в аспекте поэтики произведения, художественного мира и пространства, наше же исследование
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева, Н. П. Поток сознания персонажей художественного текста (на материале прозы А. П. Чехова разных периодов) [Текст] / Н. П. Авдеева. Известия Саратовского ун-та. Новая серия. Т. 14. – 2014, № 4. – С. 10-15.
2. Бабенко, Л.Г. Коммуникативное пространство художественного текста в свете теории речевых жанров [Электронный ресурс] // Методологические подходы к изучению семантики дискурса и анализ дискурсивных практик. — Режим доступа: http://elar.urfu.ru/- bitstream/10995/21856/1/newappr-2012-01.pdf.
3. Бердников Г. П. «Степь» // А. П. Чехов. Идейные и творческие искания / Г. Бердников. 3-е изд., доработ. М., 1984. С. 80—94. 1-я публ.: Проблемы русской жизни в повести А. П. Чехова «Степь» // Звезда. 1960. № 1.
4. Беседа К. А. Роговой с учениками // Обретение смысла: Сб. статей, посвященный юбилею докт. филол. наук, проф. К. А. Роговой. СПб., 2006. С. 6-27
5. Борзунова А. К. Коммуникативные неудачи как следствие нарушения речевого этикета // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 79-83. — URL https://moluch.ru/archive/43/5176
6. Бялый Г.А. Чехов и русский реализм. Очерки. - Л.: Советский писатель, 1981.
7. Бялый, Г. Чехов и русский реализм [Текст] / Г. Бялый. – Л.: 1981. – 400 с.
8. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Справочное пособие. Серия «Высший балл». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 – 384 с.
9. Введенский А. И. Журнальные отголоски / Аристархов // Господа критики и господин Чехов: антология / сост. С. ле Флемминг. СПб. ; М., 2006. C. 119—120.
10. Венедиктова Т.Д. Литературная прагматика (обзор современных исследований). // НЛО. №135. – 2015.
11. Гинзбург Л. О психологической прозе [Текст] / Л. Гинзбург. — Л.: 1977. — С. 356.
12. Горький, М. А. А. П. Чехов [Текст] / М. А. Горький. Собр. Соч. в 30-ти т. – М.: 1950, Т. 5. – С. 428.
13. Громов М. П. По древней великой дороге // Чехов / Михаил Громов. М., 1993. С. 214—224.
14. Громов, М. П. Тропа к Чехову [Текст] : док.-худож. кн. о жизни и творчестве А.П.Чехова / М.П. Громов. — М. : Дет. лит., 2004. — 459 с. 13. Завьялова, О.Н. Речевое (языковое) манипулирование [Текст] / Н. О. Завьялова. Культура русской речи: Энциклопедический словарьсправочник. — М.: 2003. – С. 566-567.
15. Дамм Т. И. Малоформатные комические речевые жанры современной российской газеты (лингвостилистический аспект): Автореф. дис.... канд. филол.наук. Кемерово, 2003.
16. Карасик В.И., Дмитриева О.А. Лингвокультурный типаж: к определению понятия [Текст] // Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи: сб. науч. тр. / под ред. В.И. Карасика. – Волгоград: Парадигма, 2005. – С. 5 - 25.
17. Катаев, В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации [Текст] / В. Б. Катаев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 326 с.
18. Козлов, В.И. Архитектоника художественного мира лирического произведения: автореф. дис. … канд. фил. наук. — М., 2006.
19. Кулешов В.И. Чехов и русская поэзия его времени // Чеховские чтения в Ялте: Чехов в Ялте: Сб. науч. трудов. -M., 1983.-С. 5-11.
20. Левкович, О.В. Особенности создания портретно-психологической характеристики в прозе А. П. Чехова [Текст] / О. В. Левкович. Ученые записки Казанского ун-та, 2012. — Т. 154, кн. 2. – С. 63-68. 26. Леорда, C.B. Речевой портрет современного студента [Текст] // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. 2006. № 6. С. 59- 60.
21. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. – М. 2007. – С. 150-151.
22. Своеобразие творчества А.П. Чехова, эл. режим доступа: https://bsu.by/Cache/pdf/205193.pdf
23. Седегов В. А. П. Чехов в восьмидесятые годы. – Ростов н/Д., 1991. – С.128
24. Тугушева М. П. «Лучше сделать не умею» // О Чехове с любовью / М. Тугушева. М., 2000. С. 11—12.
25. Федосюк М.Ю. Исследование средств речевого воздействия и теория жанров речи // Жанры речи. Саратов, 1997.
26. Художественное восприятие: основные термины и понятия. (Словарь-справочник). Тверь: Твер. гос. ун-т, 1991. - 186 с.
27. Черемисин Б.Е. А.П. Чехов и К .Фофанов // Чеховские чтения в Ялте. Чехов: взгляд из 1980-х. М.: ГБЛ, 1990. - С. 76-87.
28. Чехов А. П. и его среда: Сборник. Л.: Academia, 1930. - 466 с.
29. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем [Текст] / А. П. Чехов. — Т. 2. — М.: 1983. – 584 с. 52. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем [Текст] / А. П. Чехов. — Т. 5. - М.: 1985. – 704 с.
30. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем [Текст] / А. П. Чехов. — Т. 9. — М.: 1977. – 544 с.
31. Чехов А. П. Юмористические рассказы [Текст] / А. П. Чехов. — М.: 2017. – С. 237 -240.
32. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 7. М., "Наука", 1985
33. Чехов и его время. М.: Наука, 1977. - 359 с.
34. Эйхенбаум Б.М. О прозе: Сб. статей. JI.: Худож. лит., 1969. - 501 с.
35. Язык и стиль А.П. Чехова: Сб. ст. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1986.- 121 с.
36. Хализев В.Е. Теория литературы 4-е изд., испр. и доп. - М.: 2004. - 405 с.
37. Головачева А. Г. Крым в жизни и творчестве А. П. Чехова / А. Г. Головачева // Литература в школе. – 2010. – N 3. – С. 11–17.
38. Головачева А. Г. А. П. Чехов и Крым: поэтика и поэзия диалога / А. Г. Головачева // Литература в школе. – 2008. – N 2. – С. 7–10.