Фрагмент для ознакомления
2
может менять свой вектор каждый раз, когда меняется власть, на любом уровне. Принятие стратегии развития данной отрасли в социальной жизни государства должно происходить не чаще чем раз в 10-15 лет. А всё потому, что судьба страны не может быть предметом, чьих то политических интересов .
Основные векторы, согласно которым развивается молодежная политика в странах СНГ:
1. Создание законодательства, которое относится к государственной молодежной политики Проведение слушаний в Парламенте о положении молодежи и подготовка доклада по этому вопросу Парламенту и Президенту.
2. Создание структурных подразделений, которые занимаются проблемами молодежи, в органах государственной власти и управления всех уровней.
3. Решение проблем, связанных с трудоустройством молодежи.
4. Создание социальных служб для молодежи.
5. Содействие созданию и деятельности общественных молодежных и детских объединений.
6. Реализация целевых комплексных молодежных программ.
1.3. Структура и задачи социальной службы для молодежи
Социальная защита и поддержка молодежи является одним из основных факторов развития любого государства. Большинство молодых людей не имеют прочного положения в обществе. Социальная защита в первую очередь должна быть направлена на поддержку населения, находящегося в сложном экономическом положении.
Соцзащита и поддержка молодых людей включает в себя систему государственных, региональных и местных законодательных актов. Федеральной правовой базой выступают такие правовые акты, как Конституция РФ и ФЗ «Об образовании в РФ». Обсуждается проект Закона «О молодежи и государственной молодежной политике».
В субъектах России осуществляется законодательное регулирование защиты и поддержки молодых людей. Законы о молодежной политике приняты в 62 регионах РФ. Почти все региональные законы «на бумаге» реализуют основные принципы поддержки молодежи: признание интересов и потребностей молодых людей как особой социальной группы граждан; поддержка значимых общественных инициатив, молодежных и детских объединений; обеспечение равных прав и гарантий в сфере получения социальных услуг; содействие в развитии коммерческих молодежных проектов и предпринимательства.
Целью социальной поддержки является укрепление социально-правовой защищенности молодежи. Социальная защита нацелена на обеспечение социальных, правовых, политических, экономических и иных прав молодого человека. К основным направлениям молодежной политики относится обеспечение социальной справедливости, свободного развития личности и достойного существования граждан .
Система молодежной соцзащиты включает в себя следующие элементы: совокупность правовых и социальных гарантий; деятельность общественных институтов и учреждений, работающих с социально уязвимыми группами населения; социальные и правовые услуги, направленные на поддержку различных групп молодежи .
Разработка мер социальной поддержки должна осуществляться с учетом возрастных интересов и потребностей граждан. Среди молодых людей выделяют такие группы, как: сироты, инвалиды, молодые семьи, школьники и студенты, нетрудоустроенные граждане, правонарушители. К каждой группе молодежи необходим свой подход. Система поддержки молодежи начинается с защиты матери, ребенка и семьи. Функция защиты детей и матерей реализуется с помощью учреждений образования, здравоохранения и социального обеспечения. Не менее важным направлением является организация результативной образовательной системы. Только доступное и качественное образование позволяет молодежи успешно адаптироваться в обществе. Существенным аспектом защиты молодых людей должна стать работа с гражданами, находящимися в группе риска, помощь уязвимым и незащищенным слоям населения. В России назрела острая необходимость в общественных, психологических мероприятиях, направленных против пропаганды алкоголя, наркотиков, агрессивного поведения и насилия.
Социальная служба – это предприятие, учреждение, организация и другие юридические лица различных форм собственности, осуществляющие социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица. Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет следующую структуру учреждений социального обслуживания. Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям, молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее – в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии – приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье; учащиеся – телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда.
Социальная незащищенность, недостаток внимания общества предопределяет эту социальную группу как дестабилизирующую общественную силу, а в это же время на молодежи лежит ответственность за будущее страны, за созидание в этом мире. И государственная политика должна быть направлена на использование созидательного потенциала молодежи. Молодежные проблемы при всей их специфике невозможно решить в отрыве от системы поддержки семьи, образования и здравоохранения, охраны общественного порядка, развития культуры спорта и туризма. Поддержка молодежи реализуется не только госучреждениями, но и самими гражданами. На сегодняшний день требуется проведение мероприятий, позволяющих молодым людям самостоятельно защищать свои социальные и экономические права. Молодежь должна использовать все возможности для защиты и реализации своих прав.
Приоритетными направлениями молодежной политики являются следующие задачи:
- активизация соцзащиты молодых семей и других уязвимых групп населения;
- разработка новых социальных технологий для работы с данными группами населения;
- конкретизация политических решений в области помощи и поддержки молодых граждан;
- концентрация социальных, экономических, интеллектуальных ресурсов для реализации социальных гарантий;
- обеспечение конституциональных и социальных норм;
- совершенствование и укрепление сферы социального обслуживания;
- создание специализированных центров комплексного обслуживания, отделений социальной помощи молодым семьям на дому, органов социального обслуживания подростков и молодежи;
- привлечение широкой общественности к разработке и реализации целевых программ федерального, регионального уровней по социальной защите уязвимых групп населения.
Исследование потребностей молодых людей в социальной помощи позволит создать эффективную систему их социального обслуживания .
Выводы по первой главе
Таким образом, базовые ценности впоследствии вылились в сеющие векторы направленности государственной молодёжной политики:
- приоритетным для государства является сосуществование в вопросах поддержки молодёжи и курса государственного развития. То есть государство помогает в сфере социального обеспечения молодёжи и взамен ожидает определённой отдачи, которая будет проявляться в улучшении общего уровня жизни в государстве;
- создание условий для укрепления правовых и материальных гарантий, реализация прав и свобод молодых граждан. Также немаловажным является и предоставления каждому молодому человеку социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке. Также необходимо помнить о помощи, которая направлена на реализацию творческих возможностей индивида, обеспечение его непосредственного участия в процессе внедрения программ и инициатив, связанных с вопросами молодежной политики и общества, в частности.
Эффективная система поддержки молодежи позволяет формировать необходимые условия для полноценной жизнедеятельности людей. Социальная защита молодых граждан в России должна оказывать комплекс услуг общественного и правового характера, реализуемых за счет государства.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, С. 4398.
2. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf.
3. Проект Федерального Закона «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kavdjaradze.ru/lawdrafts/2/.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» // ГАРАНТ.РУ: http://base.garant.ru/71296398/
5. Постановление Правительства РФ от 16 мая 2016 г. № 425-8 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://government.ru/media/files/iZ4uqvL9mUDskW9PchNt043CW0A uuYQN. pdf
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС «Консультант плюс»: http://edu53.ru/np-includes/upload/2016/03/11/9720.pdf
7. Бабаева Е. В. Организация досуга студенческой молодежи: историко-культурологический опыт 1970-1980 г.г. : монография / Е.В. Бабаева, Г.В. Ганьшина, Ж.В. Муравьева ; М-во образования Моск. обл., ГОУ ВО Моск. обл. «Гос. гуманит.-технол. ун-т». - Орехово-Зуево : ГГТУ, 2017. - 167 с.
8. Балынин И.В. Оценка политической культуры молодого поколения Российской Федерации (по результатам исследований за 2012-2015 годы) / И.В. Балынин // Право и политика. - 2016. - № 4. - С.515-523.
9. Власова Е.А. Профориентация как одно из направлений социально-педагогической деятельности со старшеклассниками / Е.А. Власова, С.В. Шанин // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2015. № 2. – С. 30-36.
10. Коноваленко Ю.В. Социальные технологии работы с молодежью : автореф. дис. … канд. социол. наук / Ю.В. Коноваленко. – Киров, 2015. – 21 с.
11. Молодежь как объект социально-педагогического исследования // Вестник АГУ. Серия: Психология и педагогика. – 2014. – №5. – С.44.
12. Молодёжная политика в Федеральном государственном унитарном предприятии «Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» (ФГУП «РФЯЦ - ВНИИЭФ»). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vniief.ru/wps/wcm/connect/vniief/site/carier/teenp/
13. Минобрнауки России. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф.
14. Организация деятельности учреждений культуры клубного типа : учеб. пособие для вузов / под общ. ред. Н.П. Гончаровой. - СПб. ; М.: Краснодар : Лань : Планета музыки, 2015. - 443 с.
15. Панова Н.Г. Педагогические основы культурно-творческой деятельности в сфере досуга : учеб. пособие / Н.Г. Панова; Департамент образования г. Москвы, Гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования г. Москвы «Моск. гор. пед. ун-т» (ГБОУ ВО МГПУ), Ин-т культуры и искусств, Каф. соц.-культур. деятельности. - М. : МГПУ, 2015. - 71 с.
16. Попова Н.В. Эффективность реализации молодёжной политики на промышленных предприятиях как условие экономической безопасности России / Н.В. Попова, Е.В. Попова, Е.В. Осипчукова // Историческая и социально-образовательная мысль. Т. 8, №5/2, 2016. – С. 31-39.
17. Ревякина В.И., Осетрин К.Е. Профориентация молодежи: опыт прошлого и проблемы настоящего / В.И. Ревякина // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. – № 5 (158). – С. 244-248.
18. Социология молодежи: Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2014. – С.8.
19. Старкова Ю.С. Реализация молодежной политики предприятия на современном этапе / Ю.С. Старкова, С.В. Егорова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 671–675.
20. Стукалова Н.А. К проблеме культуры здоровья профессионального самоопределения старшеклассников / Н.А. Стукалова // Science Time. 2014. № 12. – С. 484-490.
21. Турчинов А.И. Актуальные проблемы организации молодежного досуга / А.И. Турчинов // Формирование управленческого кадрового потенциала региона. – 2012. – № 2. – С. 17-24.
22. Усинина Н. И. Определение сущности понятия молодежь / Н.И. Усинина // Вестник Удмуртского университета. 2013. – № 1. – С. 26.
23. Утемуратова Б. К. Особенности психологического сопровождения в профессиональной ориентации молодежи / Б. К. Утемуратова, И. Б. Тихонова, В. И. Горлов // Техническое регулирование в едином экономическом пространстве: сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 19 мая 2017 г. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург : РГППУ, 2017. - С. 264-268.
24. ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vniief.ru/
25. Филиппова Е.С. Психолого-педагогическое сопровождение старших подростков в выборе профессии / Е.С. Филиппова // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № 8. – С. 46-50.
26. Шекова Е. Л. Управление учреждениями культуры в современных условиях : учеб. пособие / Е.Л. Шекова. - СПб.; М.: Краснодар : Лань : Планета музыки, 2014. - 412 с.
27. Яндиева М. С. Отношение молодежи к здоровому образу жизни / М.С. Яндиева // Старт в науке. – 2017. – № 5-1. – С. 112-114.