Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблемы культуры мира, толерантности и согласия имеют большое значение для
подрастающего поколения, формирующегося в условиях социальной напряженности и нередко
конфликтных межличностных взаимодействий. Воспитанию дружеских взаимоотношений, как
правило, уделяется внимание еще в дошкольном возрасте. Для детей «существенно важно
овладение мастерством восстановления социальных связей и умением справляться с
конфликтными ситуациями» как при помощи взрослых, так и самостоятельно.
Принято считать, что друг – это человек, который поможет разрешить трудные жизненные
ситуации; в его «жилетку» в любое время можно «поплакаться», зная, что рядом с тобой есть
надежная опора. Настоящий друг понятно объяснит, если тебе что - то непонятно и даст
объективную оценку происходящего. Друг имеет право говорить правду, не боясь тебя обидеть
этим.
С одной стороны, дружба – явление распространенное, активно обсуждаемое в молодежной
среде, являющееся предметом исследования в разных научных дисциплинах (психологии,
социологии, философии и др.), представленное в классической и современной художественной
литературе, в разнообразных игровых и документальных фильмах и передачах.
С другой стороны, дружба недостаточно исследована как коммуникативное явление.
В психологии под дружбой понимают вид устойчивых, индивидуально-избирательных
межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников,
усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и
предпочтительности [5]. При этом рекомендуют различать дружбу как: 1) моральное чувство и 2)
специфический вид взаимоотношений.
Цель исследования – рассмотреть детскую дружбу в речевых жанрах и поступках.
Задачи исследования:
- рассмотреть детскую дружбу как коммуникативное явление;
- рассмотреть образ детской дружбы в литературе.
3
1. Детская дружба как коммуникативное явление
1.1. Понятие детской дружбы и ее возрастные особенности
Детская дружба открывает ребенку дверь во внешний мир. Но она предлагает ему увидеть себя
через взгляд другого и, следовательно, обучить узнать себя лучше, через правила, присущие
коллективной жизни. Обратите внимание на то, что не все взрослые умеют входить в контакт с
другими людьми. Очевидно, что это умение не появляется вдруг, а развивается с самого раннего
детства. И ту самую “дверь во внешний мир” могут помочь открыть только родители.
Когда дети совсем маленькие, они объединяются по сходствам характера. Так, у шумного и
шустрого ребенка, скорее всего, появится такой же друг. До школьного возраста игры между
4
детьми отмечаются конфликтами. Это касается игрушек. Пытаться вмешиваться, чтобы научить
детей правилам добра или стараться не вмешиваться в их разборки? Второе дается для родителей
труднее, но зато позволяет ребенку получать собственные опыты.
В детском саду, дети безостановочно меняют друзей. Это нормально, так как это – “исследования
дружбы”. Роль родителей здесь, не пытаться заставлять их примириться, а успокаивать их и
разъяснять, что жизнь, иногда, состоит из таких поисков.
Также в этот момент, они проживают свой “Эдипов период”: ощущение чувства любви к
родственнику противоположного пола и враждебности по отношению к родственнику того же
пола, они встревожены. В этот момент друзья служат для разгрузки их агрессивности, которая
вытекает из этой тревоги.
Изменения в понимании жизни в ходе взросления ребенка приводят и к изменениям в
понимании дружбы. Этот момент родителям тоже следует учитывать при анализе дружеских
отношений.
Вот как меняется отношение ребенка к детской дружбе с возрастом:
• 3 года. Зарождается альтруизм (естественно не у всех, но у многих) – ваш ребенок
пытается помочь другим, может поделиться своими игрушками (правда, часто тут же и отберет).
Конфликты возможны, поскольку отданную игрушку можно и не получить обратно. Однако
желание поделиться стоит поощрять.
• 4 года. Начинает проявляться желание участвовать в совместных играх в детских садах.
Однако это еще не дружба, поскольку дети не понимают необходимость поддержания дружбы,
да и не знают, как это происходит. Для них друг тот, с кем они играют в данный момент времени.
• 6-7 лет. В этом возрасте друзья уже выбираются по интересам. Чаще всего это те, кто не
жадные и могут поделиться тем, что у них есть “вкусного” или игрушками. С друзьями должно
быть весело и интересно. В этом возрасте становятся более очевидными предпочтения по полу.
Мальчики стремятся больше дружить/играть с мальчиками, а девочки с “лучшими подругами”.
• 10 лет. У детей проявляется избирательность к друзьям и появляется первое определение
дружбы. Для “попадания” в друзья уже требуются такие факторы, как общие интересы, взаимное
доверие, доброта, внимательность. Происходит более жесткий отбор.
• 12 лет и старше. Современные дети рано взрослеют. Отношения со сверстниками для них
значат больше, чем с родителями. Детская дружба приобретает конкретность. Взаимоотношения
мальчиков с девочками могут рассматриваться как прелюдия к будущим романам. Детская
дружба переходит на новый уровень. Более осмысленный, более требовательный и
чувствительный к различного рода детским потрясениям.
1.2. Концепт дружба в детских песнях
В данном исследовании мы кратко изложим результаты проведенного нами анализа
лингвистического выражения концепта «дружба». Напомним, что концепт – это сложное понятие,
включающее в себя лингвистические, культурные, исторические и социальные аспекты.
Данное исследование предлагает взглянуть на привычные для нас вещи с другой точки зрения и
задуматься над тем, как сильно наше поведение и мировоззрение определено языком и
культурой, в которой мы живем.
5
Каждый язык содержит в себе
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникин В. П. Русское устное народное творчество : учеб. для вузов. М.: Высш. шк., 2004.
735 с.
2. Архипова Н. Г., Павлова А. Современный детский фольклор: особенности бытования //
Слово: фольклорно-диалектологический альманах. 2005. № 2. URL:
http://cyberiemnka.ru/article/n/sovremennyy-detskiy-folklor-osobennosti-bytovaniya (дата
обращения: 18.10.2018).
3. Бурдина Г. Ю. Формирование основ толерантности у дошкольников на традициях
этноэтикета в контексте нового образовательного стандарта (к постановке проблемы) // Интернетжурнал «Науковедение». 2014. № 2
4. Бутовская М. .^.Агрессия, дружба и примирение детей младшего школьного возраста. URL:
http//ethology. ru/library/?id=265 (дата обращения: 17.10.2018).
5. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: КомКнига, 2006. –
16 с.
6. Голуб И. Б. Стилистика русского языка: учебное пособие. – М.: Рольф; Айрис-пресс, 1997. –
357 с.
7. Дехган Х.М.Речевой жанр просьбы в кругу императивных жанров // Преподаватель XXI век.
2013. № 4-2. С. 357-368.
8. Кон И.С. Дружба. Этико-психологический очерк. Изд. 3. – М.: Политиздат, 1989. – 350 с
9. Лебедева Н. Б. Естественная письменная русская речь как объект лингвистического
исследования // Вестник БГПУ: Гуманитарные науки. – Изд-во БГПУ, 2001. – № 1. – 24 с.
10. Литературное чтение. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2 /
(Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.). — 8-е изд. — М.: Просвещение, 2016. -
79с.
11. Минситова М. В. Традиции и новации в отечественной культуре детства // Общество.
Среда. Развитие. 2011. № 3(20). С. 76-80.
12. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толвовый словарь русского языка: 80000 слов и
фразеологических выражений/Российская АН.;Российский фонд культуры; — 3-е издание.,
стереотипное — М.: АЗЪ, 1995. — 928с.
13. Сидоренко А. В. Заклинание как речевой и фольклорный жанр в детской речи //
Славянский альманах. 2018. № 1-2. С. 261-277.
14. Формановская Н. И. Коммуникативно-прагматические аспекты общения. – М.: Ин-т рус. яз.
им. А. С. Пушкина, Изд-во ИКАР, 1998. – 49 с
6
15. Циванюк Н. М. Классный час на тему «Дружба — чудесное слово» // Образование и
воспитание. — 2017. — №4. — С. 34-39
16. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи [Текст] / Т.В. Шмелева. – Саратов:
Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997.