Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Российский рынок IPО считается совсем молодым, так как первая российская компания вышла на фондовый рынок с помощью первичного размещения акций всего 20 лет назад - в октябре 1996 года компания «Вымпелком» разместила свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже, сумев привлечь $111 млн. На российской же бирже IPO было проведено только спустя 8 лет - в 2002 году компанией «РБК».
На сегодняшний день более ста российских компаний провели IPО, что позволяет изучать формирующийся национальный опыт. В работе рассмотрены мотивы размещения акций на иностранных фондовых биржах российскими эмитентами: сформулированы причины размещения акций за рубежом и проанализированы результаты. В результате проведенного исследования выявлено, что IPО российских эмитентов, проходящие на фондовых биржах США и Великобритании в среднем более успешны, чем при выпуске акций на российских площадках.
На наш взгляд, несмотря на очевидные преимущества международного размещения, для небольших и развивающихся российских компаний IPO на иностранной площадке остается труднодоступным из-за высокой стоимости и жестким требованиям к раскрытию отчетности. В России, в отличие от стран Западной Европы и США, пока не развита практика выхода на фондовый рынок небольших компаний.
Цель исследования – анализ выхода предприятий на рынок ценных бумаг как способа мобилизации финансовых ресурсов.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы выхода на рынок ценных бумаг.
2. Проанализировать особенности размещения ценных бумаг в российских условиях и за рубежом.
3. Определить проблемы выхода на рынок ценных бумаг и пути их решения.
Объект исследования – рынок ценных бумаг.
Предмет исследования – процесс выхода предприятия на рынок ценных бумаг.
Теоретическую базу исследования составили труды таких российских ученых, как М.В. Мельник, А.С. Пантелеев, А.Л. Звездин, А.А. Налбантов, М.В. Селюков, Л.А. Петракова, Н.Ю. Сухина, Э.М. Баданин.
Методической базой исследования послужили такие экономические методы как индукция, дедукция, анализ, синтез, логический подход к оценке экономических явлений, сравнение изучаемых показателей.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
В первой главе изучены теоретические основы размещения ценных бумаг в целях выхода на рынок ценных бумаг: сущность первоначального публичного размещения ценных бумаг, цели выхода на рынок ценных бумаг и спосбы оценки эффективности, анализ эмиссии ценных бумаг российских компаний на зарубежных рынках
Во второй главе проанализирован процесс выхода предприятия на рынок ценных бумаг на примере ПАО «Институт Стволовых Клеток Человека»: дана характеристика предприятия и этапы выхода ПАО "ИСЧК" на рынок ценных бумаг.
В третьей главе расмотрены проблемы выхода предприятий на рынок ценныхбумаг и пути их решения.
Заключение содержит выводы по результатам исследования.
1. Теоретические основы размещения ценных бумаг в целях выхода на рынок ценных бумаг
1.1. Сущность первоначального публичного размещения ценных бумаг
На данный момент IPO (Initial Public Offering) или, по-другому, первоначальное публичное размещение ценных бумаг, является для акционерных обществ одним из наиболее часто используемых инструментов привлечения капитала. Однако, несмотря на это, остается множество невостребованных направлений его изучения, такие как оценка степени эффективности IPO, факторы на нее влияющие, межстрановые отличия и отличия, обусловленные выбором различных биржевых площадок и др.
Известно, что мировой процесс размещения ценных бумаг происходит неравномерно, как и во многих экономических процессах наблюдаются периоды спада и активности. Также на мировом уровне можно выделить центры концентрации по биржам и странам-источникам. Ввиду невысокого уровня развития российского рынка ценных бумаг, неудивительно, что ни компании-резиденты, осуществляющие эмиссию ценных бумаг, ни российские биржи не являются преобладающими в мировом процессе IPO. Скорее наоборот, отечественные компании предпочитают осуществлять размещения своих ценных бумаг на зарубежных биржах, и это подтверждается данными, собранными, например, компанией PWC (PricewaterhouseCoopers) в «Обзоре российских IPO» [1]. Так, доля трансграничных сделок от общего числа размещений российских компаний превышает 50 %.
Таким образом, представляется весьма актуальным исследование, направленное на выявление причин такого смещения предпочтений российских компаний в сторону зарубежных бирж, а также оценка степени и направления его влияния на эффективность IPO.
Изучив специализированную литературу на предмет выявления критериев, которыми руководствуются компании при выборе биржи для размещения своих акций, нетрудно заметить, что мнения исследователей расходятся. Одной из основных теорий является так называемая теория сигналов, которая предполагает, что при выборе площадки компании в первую очередь руководствуются степенью ее «престижа» [2]. То есть, чем более развита биржа, тем более высокий уровень требований, предъявляемых ей компаниям, желающим осуществить размещение. Выполнение этих требований уже само по себе является неким сигналом для инвесторов о высоком статусе компании [3]. Так, например, в настоящее время одним из основных требований бирж является прозрачность финансовой отчетности и общей информации о компании. Это гарантирует более высокий уровень защищенности инвесторов, что в свою очередь благоприятно влияет на отношение инвесторов к акциям таких компаний. Уровень «престижа» или степень развития биржи может определяться, в свою очередь, также не одним параметром, здесь могут быть использованы такие показатели, как объем торгов, число компаний, чьи акции обращаются на данной биржи, индекс конкретной биржи и пр. Все эти факторы выбора будут также оказывать влияние на конечный результат проведения IPO, поэтому необходимо понять, какие факторы используются для определения эффективности рассматриваемых размещений.
В литературных источниках по данной теме преобладают, в основном, такие показатели эффективности, как число проводимых размещений и объем привлеченного в результате проведения IPO капитала. Однако, в рассмотрении вопроса для отдельных фирм число IPO не является показательным, так как из определения понятия следует, что для каждой фирмы оно может быть равно только одному, а показатель объема привлеченного капитала, имея денежное выражение, не является величиной относительной и может значительно варьироваться в зависимости от других, не рассматриваемых в данном контексте факторов. Все это обуславливает выбор в качестве ключевой характеристики IPO такой показатель как величина недооценки IPO (IPO underpricing). Недооценка определяется следующим образом: это явление, когда цена акции в момент закрытия торгов первого дня оказывается выше, чем цена размещения, установленная компанией-эмитентом.
Исследования, посвященные изучению причин появления такого «феномена» как недооценка, также расходятся в вопросах теоретического обоснования, однако, общем является то, что установление заведомо более низкой, нежели это возможно, цены является стратегическим решением фирмы. Одной из основных теорий, объясняющих возникновение недооценки, является теория асимметрии информации. Она предполагает, что существует две группы потенциальных инвесторов: осведомленные и неосведомленные, и что, первые могут вытеснять остальных с рынка. Для того чтобы такого не происходило, фирма может установить цену на свои акции немного ниже, тем самым позволяя неосведомленным инвесторам участвовать в торгах. В таком случае может даже наблюдаться превышение спроса над предложением, что тоже хорошо для фирмы, так как позволит выбирать наиболее интересных для нее инвесторов.
1.2. Цели выхода на рынок ценных бумаг и спосбы оценки эффективности
Основной целью любой компании является повышение ее доли на рынке товаров и услуг, что в свою очередь подразумевает расширение клиентской базы, а также развитие инфраструктуры предприятия. Данные мероприятия требуют значительных вложений.
При наличии возможности заимствования средств в целях привлечения дополнительного капитала, компании обращаются к банковским кредитами, долговым ценным бумагам и конвертируемым облигациям. При отсутствии возможности заимствования - компании пользуются акционерным
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 28.03.2017)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017, с изм. и доп., вступ. в силу с 07.04.2017)
3. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О рынке ценных бумаг».
4. Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об акционерных обществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
5. Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»
6. Инструкция Банка России от 27.12.2013 № 148-И (ред. от 18.05.2015) «О порядке осуществления процедуры эмиссии ценных бумаг кредитных организаций на территории Российской Федерации»
7. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2020 - 2022 годов» (одобрено Советом директоров Банка России 26.05.2019)
8. Брагинский М. М. Договорное право. Общие положения // М.М. Брагинский, В. В. Витрянский. М., 2007.
9. Галкова Е. В. Эмиссия ценных бумаг по российскому гражданскому праву и праву зарубежных стран. Автореферат канд. дисс. М., 2013.
10. Гнездилов И.С., Левин М.И., Толмачева О.В. Проблемы и перспективы размещения акций российских предприятий посредством IPO // Российские регионы в фокусе перемен. Сборник докладов со специальных мероприятий XII Международной конференции. 2018. С. 429-435.
11. Ковшова М.В., Лапин Д.А. Актуальные аспекты развития рынка IPO в России // Международный академический вестник. 2018. № 2 (22). С. 105-110.
12. Никулин Е.Д., Свиридов А.А. Манипулирование прибылью российскими компаниями при первичном размещении акций // Финансы: теория и практика. 2019. Т. 23. № 1 (109). С. 147-164.
13. Редькин И. В. Меры гражданско-правовой охраны прав участников отношений в сфере рынка ценных бумаг // И. В. Редькин. М., 2007
14. Рубцов Б.Б., Напольное А.В., Мировой и российский рынки IP0: анализ тенденций и перспектив развития //Эффективное антикризисное управление. 2019. №5 (68),
15. Синенко А. Ю. Эмиссия корпоративных ценных бумаг: правовое регулирование, теория и практика. М.: Статут. 2019. С. 138.
16. Фридман Ю. А. IPO-дромы для российских фармацевтических компаний/ Ю. А. Фридман, Г. Н. Речко, Н.А. Оськина // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2016. №2
17. Хабаров С.А. Финансирование бизнеса: эмиссия акций и облигаций (некоторые законодательные новеллы). // Юрист. - 2015 - №7
18. Шевченко Г. Н. Проблемы гражданско-правового регулирования эмиссионных ценных бумаг. Автореферат докт. дисс. Владивосток. 2016.
19. Этина А.С., Мельник М.С. Проблемы IPO на рынке российском рынке ценных бумаг // Финансовые рынки и финансовые институты: системные аспекты развития. Сборник научных статей студентов и преподавателей по результатам Всероссийской научной конференции. Под общей редакцией А.Ш. Гизятовой. 2019. С. 298-306
20. Ritter J.R Differences between European and American IPO Markets, European Financial Management. 2013. 9(4), pp.421-434