Фрагмент для ознакомления
2
. Установленные в данных стандартах требования, направлены на удовлетворение запросов потребителей путем предупреждения несоответствия продукции, на всех стадиях ее жизненного цикла.
3. Требования системы менеджмента качества, изложенные в данных стандартах, являются дополнительными по отношению к техническим требованиям на продукцию, работу или услугу.
4. Международные стандарты серии ИСО 9000 основаны на понимании того факта, что каждая работа выполняется сетью процессов.
5. Порядок взаимодействия работников и подразделения предприятия должен быть записан в документированных процедурах, т.е. система менеджмента качества должна быть документирована.
6. Стандарты ИСО серии 9000 предназначены для применения в следующих ситуациях: как руководящие указания к административному управлению качеством; для внешнего пользования в контрактных ситуациях; при организации взаимоотношений со второй стороной; при сертификации третьей стороной.
Создание системы менеджмента качества по стандартам ИСО серии 9000 на предприятии или в организации ориентируются на достижение следующих целей:
1) получение сертификата соответствия на систему менеджмента качества по стандарту ISO 9001;
2) желание организации создать систему работы по качеству, которая гарантировала бы стабильное обеспечение качества;
3) повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Значит, реализация этих целей позволяет предприятию:
- снизить уровень брака в процессе производства продукции;
- улучшить технические характеристики выпускаемой продукции;
- сориентировать систему производства продукции на требования клиента;
- освоить производство новых видов продукции;
- уменьшить себестоимость производства продукции;
- сократить сроки изготовления заказов;
- расширить сегмент рынка сбыта выпускаемой продукции;
- улучшить ремонтопригодность продукции;
Таким образом, получаем, что система менеджмента организации – это целостный комплекс взаимосвязанных действий по управлению, которые выполняются регулярно и позволяют внедрить стратегии компании с наибольшей прибылью за счёт обеспечения конкурентоспособности производимой продукции и организации в целом. Данная система управляет различными ресурсами (человеческими, финансовыми, техническими) для достижения поставленных целей.
1.3. Создание и внедрение системы менеджмента качества
Создание и внедрение СМК в организации или на предприятии необходимо рассматривать как проект, реализация которого основана на методологии управления проектами. В общем случае весь комплекс работ по созданию, внедрению, обеспечению успешного функционирования и сертификации СМК, можно разделить на 6 этапов, первым из которых является подготовка к созданию системы менеджмента качества. На этом этапе решаются следующие задачи:
1) определение политики и целей предприятия в области качества;
2) формирование организационной структуры СМК: назначается ответственный со стороны руководства (заместитель руководителя организации по качеству), создается отдел управления качеством (на начальном этапе только ведущий специалист), создается команда проекта (дума проекта);
3) обучение персонала: сотрудников отдела управления качеством и команды проекта;
4) разработка плана проведения работ по созданию СМК, определение видов и сроков работ, назначение ответственных исполнителей.
5) привлечение профессиональных консультантов.
Следующий этап – проведение комплексного анализа действующей системы управления качеством организации и определение действующих процессов. На этом этапе осуществляются следующие работы:
1) проводится анализ организационной структуры предприятия;
2) проводится анализ существующей системы управления качеством, слабых и сильных сторон деятельности организации в области качества;
3) анализ используемых методов контроля качества работ или продукции;
4) выявляются существующие бизнес-процессы на предприятии (процессы, добавляющие стоимость/приносящие прибыль) и лица, ответственные за эти процессы, т.е. мастера;
5) определяется перечень процессов, схема их взаимодействия, устанавливаются методы оценивания результативности этих процессов.
6) по результатам проведенного анализа разрабатывается предложение по совершенствованию системы управления качеством, которые должны стать основой для проведения дальнейших работ по созданию СМК.
Этап 3. Разработка документов СМК. Разрабатывается с учетом особенностей стандарта ISO 9001:2015 такие документы, как: Руководство по качеству, документированные процедуры и записи по качеству.
После этого приводятся в соответствие должностные инструкции сотрудников и рабочие инструкции. Все вышеназванные документы СМК согласовываются с исполнителями и утверждаются руководством предприятия.
Документы СМК как один из важнейших аспектов успешного функционирования системы менеджмента будут рассмотрены подробнее в данной работе.
Этап 4. Внедрение СМК. На этом этапе решаются следующие задачи:
1) ознакомление всего персонала предприятия с документацией СМК, которая должна быть размножена в необходимом количестве экземпляров и передана на рабочие места всех исполнителей СМК;
2) обучение всего персонала организации работе в условиях функционирования СМК;
3) подготовка и издание приказа руководителя организации о внедрении СМК;
4) разработка плана мероприятий по внедрению СМК с указанием видов работ, сроков исполнения, ответственных исполнителей; весь персонал предприятия в этот период должен работать по документированным процедурам и вести записи о качестве;
Этап 5. Функционирование СМК. На этом этапе решаются следующие задачи:
1) Проводится внутренний аудит СМК. Для этого отдел управления качеством разрабатывает и составляет ежегодные планы проведения внутренних аудитов, формирует комиссии, оформляет и представляет руководству результаты внутренних аудитов.
2) Проводится анализ функционирования СМК со стороны руководства предприятием. Анализ проводится на основании: результатов аудита; обратной связи с потребителями; данных об уровне качества продукции; данных о функционировании процессов, а также действий, принятых по предыдущему анализу и т.д.
3) Постоянное улучшение СМК. Это обязательное условие ее функционирования. Здесь по результатам внутренних аудитов и анализа со стороны руководства разрабатываются мероприятия по улучшению СМК и осуществляется их реализация. Организует и проводит эту работу отдел управления качеством.
Этап 6. Сертификация СМК по стандарту ISO 9001. На этом этапе решаются следующие задачи: выбор сертифицирующего органа; подготовка и передача заявки на сертификацию и пакета документов; участие во внешнем аудите; работа по устранению несоответствий.
Российская практика показывает: многие сотрудники воспринимают переход компании на стандарты семейства ISO как прихоть руководства. Поэтому важная задача руководства — донести до персонала, что внедрение систем менеджмента качества ISO 9001, менеджмента окружающей среды ISO 14001, систем охраны здоровья и безопасности труда ISO 45001 и других систем менеджмента принесет выгоды всем работникам предприятия.
В том числе: улучшит условия труда, сократит риски травм и профессиональных заболеваний, сделает функционал более интересным благодаря возможности вносить изменения в процессы и тем самым повысит общую удовлетворенность от работы. Однако это возможно лишь при постоянном и осознанном вовлечении сотрудников в управление качеством.
Часто нововведения на предприятии встречают сопротивление, потому что персонал видит в них еще один вид нагрузки, требующий дополнительных усилий. Тем более, если не объясняются цели и выгоды от этих изменений, а усилия никак не мотивируются и ничем не поддерживаются. При таком варианте внедрения систем менеджмента персонал любым способом будет избегать навязываемых им дополнительных функций. Поэтому так важны вовлечение и мотивация персонала в СМК для достижения поставленных бизнес-целей. Что необходимо для вовлечения работников в управление качеством?
Выводы.
Итак, мы рассмотрели несколько известных и очень важных способов вовлечения сотрудников, как в организацию системы менеджмента качества, так и во внедрение других систем менеджмента на предприятии.
Это:
1. вдохновляющий пример высшего руководства;
2. поддержка инициатив рядовых сотрудников от менеджеров всех уровней;
3. организация рабочих групп для выявления существующих и потенциальных потерь;
4. постоянное повышение компетентности персонала;
5. делегирование дополнительных полномочий.
Заинтересованность персонала в СМК будет тем больше, чем большую стабильность в работе она будет обеспечивать. Все хотят работать без проблем, и если СМК помогает от них избавиться, тем будет выше заинтересованность персонала в такой системе. В работе по вовлечению персонала главное то, что, однажды начавшись, эта работа не должна прекращаться ни на один день.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Что входит в понятие система менеджмента качества. [Электронный ресурс] URL: Режим доступа - http://1cert.ru/vopros-otvet/chto-vhodit-v-ponyatie- sistema-menedzhmenta-kachestva/
2. Стандарты качества ИСО - эффективная система регулирования рынка. [Электронный ресурс] URL: Режим доступа - http://www.rospromtest.ru/content.php?id=248
3. Стандарты ИСО - эффективная платформа системы стандартизации. [Электронный ресурс] URL: Режим доступа -http://www.rospromtest.ru/content.php?id=249
4. ISO 15161 «Руководящие указания по применению ISO 9001:2000 в пищевой промышленности и производстве напитков».
5. ГОСТ ISO 9000-2011 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.
6. ГОСТ ISO 9001-2011 Система менеджмента качества. Требования.
7. ГОСТ Р 51705.1-2001Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования. -Введ. 200107-01.
8. ГОСТ Р 54762-2011/ISO/TS 22002-1:2009 Программа предварительных требований по безопасности пищевой продукции.
9. ГОСТ Р ИСО 22000-2007 Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции.
10. ГОСТ Р ИСО/ТУ 22004-2008 Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Рекомендации по применению ИСО 22000:2005.
11. Донченко Л.В. Безопасность пищевой продукции: учеб.пособие / Л.В. Донченко, В.Д. Надыкта.
12. Замятина О.В. Принципы ХАССП. Безопасность продуктов питания и медицинского оборудования: пер. с англ. / О.В. Замятиной. Положение о Системе добровольной сертификации «ХАССП» (зарегистрирована в Государственном реестре Госстандарта РФ 20 февраля 2001 г. Регистрационный номер РОСС RU.0001.03A00).
13. Горбашко Е.А., Туманов К.М. Модели управления качеством на предприятиях: достоинства, недостатки, перспективы использования // Ремедиум. - 2017. - 3 5. - С. 34-35
14. Дубицкий Л. Реинжиниринг информационного обеспечения управления качеством на базе CALS-технологий // Стандарты и качество. - 2011. - № 4. - С. 49 - 53
15. Леонова Г.Б. Знак соответствия национальному стандарту // Законодательство. - 2012. - 3 8. - С. 33-34
16. Маслов Д. Европейский уровень качества // Консультант. - 2016. - 33. - С. 35-36
17. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс. - 3-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 2012.-320 с.
18. Свиткин М. Процессный подход при внедрении систем менеджмента качества в организации // Стандарты и качество. - 2017. - № 3. - С. 51-53
19. Тихонов Р. Качество управления // Финансовая газета. - 2017.- № 24.-С.