Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Современная семья представляет собой хрупкий механизм. К сожалению сегодня, семья максимально уязвима со всех возможных направлений. С одной стороны складывается мнение, что молодые люди теряют не только стимул, но и смысл создавать семьи.
Семья постоянно подвергается различным угрозам, как экономического, так и социально-психологического характера. Кроме этого растет число бездетных семей. Точно так же увеличивается число асоциальных браков. Асоциальные браки – это браки, которые создаются фиктивно. Люди понимают, что их будет связывать только печать в паспорте. В остальном они живут каждый своей жизнью и, не контролируя друг друга.
Это печальная, но объективная и реальная картина сегодняшнего дня. Поэтому важно поддерживать институт семьи, что бы удержать его от дальнейшей марганализации.
В таких условиях роль семьи как источника положительного знания о здоровом образе жизни и формировании крепкой и адекватной личности ребенка значительно снижается. Однако стоит сказать, что такая картина не является полной.
Дело в том, что процент маргинальных семей не столь большой насколько может показаться. В основном семья остается основным источником знаний и навыков о здоровье. Государство позиционирует семью как главный источник воспитания и развития личности ребенка.
Стоит сказать, что сегодня семья становится основным источником подготовки к нормам ГТО. Точно так же семья воспитывает здоровую личность в плане психологического здоровья. Семья закладывает целепологание.
Проблемой воспитания здорового образа жизни интересовались еще с давних времен. Такие философы, как Дж. Локк А. Смит, К. Гельвеций и др., говорили о решающей роли воспитания здорового образа жизни в развитии человека и считали, что последнее практически невозможно без первого. Воспитание здорового образа жизни детей – одна из актуальных проблем в нашем обществе. Выражено это в том, что в настоящее время подрастающее поколение подвержено влиянию негативных факторов (это, в первую очередь, вредные привычки).
Важную роль в формировании здорового образа жизни ребенка играет семья. Родители имеют возможность развивать личность ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем кто-либо другой. Они несут ответственность за его физическое, нравственное, умственное, социальное воспитание и развитие. Они хотят видеть своих детей здоровыми, жизнерадостными, активными, выносливыми, сильными, умными.
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской проблемой, но и серьезной педагогической проблемой. Если мы хотим достичь цели – направить выбор детей к принятию здорового образа жизни, то должны признать их право иметь полезные идеи и взгляды на самих себя. Мы должны уважать их как граждан с правами на здоровье и ответственностью за него и искать такие подходы, которые бы помогали нам понять, как они видят мир.
Таким образом, цель исследования – выявить роль семьи в воспитании внутреннего здоровья ребенка.
Объект исследования – семья и ее место в системе воспитания ребенка.
Предмет исследования – роль семьи в воспитании внутреннего здоровья ребенка.
Задачи исследования:
1. Выявить роль семьи в воспитании ребенка;
2. Выявить роль семьи в формировании здорового образа жизни у ребенка;
3. Установить роль семьи в воспитании личности ребенка;
4. Описать выборку исследования;
5. Привести результаты эмпирического исследования;
6. Сделать выводы по итогам исследования.
Методы исследования:
Анализ, синтез, наблюдение, эмпирическое исследование.
1. Теоретические основы оценки роли семьи воспитании ребенка
1.1. Роль семьи в воспитании ребенка
Семья – самая важная социальная группа в обществе. Она играет важную роль в жизни и развитии ребенка, удовлетворении его физических и эмоциональных потребностей, а также в моральном воспитании .
Одна из главных ролей семьи в обществе заключается в создании условий, в которых дети могли бы учиться позитивным ценностям, отношениям, поведению и навыкам на протяжении всей жизни. Родители должны научить своих детей быть ответственными за свой выбор, принимать участие в образовании своих детей, преподавать необходимые жизненные уроки. Ценности, формирующиеся в семье, влияют на выбор, который члены семьи делают как внутри, так и вне своей семьи в течение всей жизни.
Воспитание детей зависит от семейного опыта, который накоплен всей историей, традициями и культурой данной семьи.
Родители защищают и материально обеспечивают детей
Когда дети рождаются и растут, они сильно зависят от своих родителей и других членов семьи, которые заботятся о них. Семья нужна, чтобы защитить и материально обеспечить детей, любить их и оказывать эмоциональную поддержку.
Ребёнок нуждается не только в пище, одежде и крове, чтобы выжить, но у него также есть эмоциональные потребности. Дети, да и каждый из нас, хочет, чтобы его любили, понимали и поддерживали. В идеале члены семьи любят друг друга, безусловно, и поддерживают во всём, независимо от обстоятельств.
В такой семье каждый, и маленький ребенок, обучающийся катанию на велосипеде, и подросток, пытающийся пережить свой первый разрыв, и молодой женатый взрослый с детьми, которого только что уволили, может найти утешение в любви и эмоциональной поддержке своей семьи.
Семейные ценности за последние несколько десятилетий значительно изменились. Это связано с тем, что более 40% из рожденных детей приходится на незамужних женщин, то есть на семьи, в которых мать заменяет отца. Растет число семей с неродным отцом, вследствие повторного брака матери.
По различным причинам многие из детей живут без своих родителей (ныне здравствующих) в доме бабушки и дедушки или родственников. При этом родительская роль в воспитании детей, особенно в долгосрочной перспективе, значительно снижается.
Вместо того чтобы воспитывать своих детей в духе добра и благородства, целеустремленности и взаимопомощи, помогать ребёнку искоренить его личностные дефекты и усвоить хорошие качества, большинство сегодняшних родителей считают, что покупать дорогую одежду и продукты питания, платить высокую плату за образование – это их единственная обязанность. Они не понимают, что все это заставляет детей желать только материальных удовольствий, подпитывающих в них недостатки.
Вместе с тем, только счастливые родители могут породить счастливое поколение. Научить детей быть счастливыми возможно при доверительном общении родителей с детьми. Однако большинство современных родителей живут в спешке и стрессе. Когда мать и отец постоянно находятся в стрессовом состоянии, детям не хочется разговаривать с ними, делиться своими идеями, мыслями и проблемами.
Можно выделить несколько основных ошибок в поведении родителей, которые негативно сказываются на воспитании ребёнка :
Привычка всегда жить прошлым не позволяет родителям понять своих детей, которые в силу своей природы легко забывают свое прошлое и всегда
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Абрамова И.В., Соловьева Е.А. Роль семьи и образовательного учреждения в воспитании здорового ребенка. Монография. – Казань: КФУ, 2017. – 393 с.
2. Асадуллина М.Н., Колодяжная Т.П. Роль семьи в воспитании ребенка [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 93-95. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1879/ (дата обращения: 16.01.2020)
3. Беляков А.С., Владимиров К.М. Здоровье ребенок. Психолого-педагогические условия формирования. – Материалы межрегиональной конференции. – Смоленск: СмГУ, 2016. – С. 21-25
4. Власова А.О., Богданова Е.А. Семья. Психология семейных отношений. – Казань: ДЛТ, 2016. – 374 с.
5. Герасимов П.С., Беляева Н.С. Словарь семейной жизни и отношений. – Воронеж: Альянс, 2017. – 1322 с.
6. Демидова О.Ю. Роль семьи в воспитании здорового ребенка. – Сборник статей студенческих научных работ и публикаций.– Воронеж: Изд-во ВорГПУ, 2017. – С. 33-36
7. Евдокимов В.С., Андреев С.Н., Поляков М.С. Психолого-педагогические условия формирования представлений о здоровье у детей. – Вестник ВолГУ – Волгоград: ВолГУ, № 7, 2016. – С. 39-43
8. Жилина Е.Ю. Влияние образа жизни родителей на формирование правильного образа жизни // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2018 – С. 56-59
9. Загвязинский, В.И. Теории обучения и воспитания: учеб. для студентов вузов: рек. УМО вузов РФ по психолого-пед. образованию/ В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. — М.: Академия, 2012. − 257 с.
10. Иванов В.М., Бахтин Н.С. Детство. Условия формирования потребности в здоровом образе жизни. – Кострома: Изд-во КГУ, 2014. – 212 с.
11. Кирилова Т.А., Подгорная А.В. Детство. Условия для здорового образа жизни. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 1476 с.
12. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. – М.: Форум, 2005. -- 76 с.
13. Логинова В.И., Саморукова М.А. Детство. Потребность к здоровью. – М.: Академия, 2015. – 255 с.
14. Мухина В.С. Возрастная психология. – СПб.: Питер, - 1975. - 239 с.
15. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр //Академия 2001 г. – 368 с.
16. Суворов В.А. Школа здоровья и семейных ценностей. – Воронеж: ИД Ярус, 2017. — 431 с.
17. Федорова О.Д. Международный и российский опыт коррекции внутрисемейных отношений. Влияние на ЗОЖ. – Новороссийск: Акцент, 2017. – 1380 с.
18. Хайрутдинова Ф.Ф. Роль семьи в воспитании здорового ребенка // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. L междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(50). URL: https://sibac.info/archive/guman/2(50).pdf (дата обращения: 16.01.2020)
19. Ярошенко Д.С., Фролов Е.Б. Проблема семейного воспитания и формирования потребности к здоровому образу жизни у ребенка. – Вестник Омского государственного педагогического университета – Омск: ОмГПУ, 2017. – С. 120-123