Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Молодежь является определенной социально-демографической, возрастной группой со специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами и ценностями.
Молодёжный возраст (16-30 лет) биологически универсален, но исторически и социально детерминирован объективными условиями жизни, наследственными индивидуальными признаками и сформированными характерными чертами. Поэтому для определения молодёжи исходной позицией является не этап развития онтогенеза, т.е. период юности, а конкретно-историческое общество.
Следует подчеркнуть, что молодёжь является неоднородной социальной общностью. Социальные позиции занимает не молодёжь в целом, а те или иные группы молодёжи, различающиеся по своему возрасту, образованию, социальному происхождению. Особую роль в духовно-нравственном развитии личности, становлении молодого поколения играют общечеловеческие ценности.
О проблемах, облике и перспективах современной российской молодежи говорят и пишут многое. Социализация сегодняшних студентов происходила в условиях кардинальных социальных, политических, экономических и культурных изменений, происходивших в нашей стране в последние два десятилетия. Современная молодежь стала активной участницей этих преобразований. Как известно из теории социальной психологии, отсутствие устоявшихся моделей построения своей жизни затрудняет процесс социализации и обретения социальной идентичности юношами и девушками.
Современный мир, с одной стороны, предоставляет большие возможности для самореализации личности, с другой стороны, заставляет каждого человека более активно и ответственно относиться к выбору образа своей жизни. Современная студенческая молодежь - это те люди, которые будут определять направление развития нашего общества через 15-20 лет, поэтому изучение их представлений о своей жизни дает возможность заглянуть в будущее. Особый интерес вызывают представления молодежи о своей будущей работе и профессиональной карьере. От того, какое место они собираются ей отводить в своей жизни, в очень большой степени зависит развитие экономики и культуры страны в целом. Таким образом, исследование образа жизни студенческой молодежи в рамках современной экономической и социальной ситуации в стране представляет весьма значимый интерес.
Целью работы состоит в изучении образа жизни студенческой молодежи.
Для достижения цели необходимо решить ряд исследовательских задач:
изучить молодежь как социально-демографическую группу;
раскрыть особенности молодежи;
представить методическое обоснование исследования;
раскрыть ход социологического исследования.
Объектом социологического исследования студенты очного отделения бакалавриата СКФУ.
Предмет социологического исследования является образ жизни студенческой молодежи.
Гипотеза - основание: выступает предположение о том, что большинство студентов очного отделения бакалавриата СКФУ стремятся вести здоровый образ жизни, но различные барьеры мешают им. Но, не смотря на барьеры мешающие вести ЗОЖ, в целом отношение студентов является положительным, стараются вести ЗОЖ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Раздел 1. СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ КАК ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Молодежь – социально-демографическая группа
Молодежь считается самой активной частью социума, за которой будущее. Со временем условия жизни молодых людей, пути ее социализации изменились, следовательно, изменениям подверглись и механизмы формирования идентичности молодежи. Теоретические и прикладные исследования проблем молодежи являются направлением, наиболее детально рассматриваются в мировой науке. Ученые долгое время пытались прийти к общему знаменателю, анализируя механизмы противоречивого и сложного процесса биосоциального становления молодых людей, с помощью комплексного междисциплинарного подхода, обращаясь к социальным и естественным наукам, для объяснения особенностей сознания молодежи, ее поведения, особенностей проблем молодежи, роль и место ее в современном обществе .
В. Чупров и Ю. Зубок характеризуют молодежь как «социально-демографическую группу, выделяющуюся с учетом возрастных особенностей, социального положения занимаемого молодежью, их роли и функций в воспроизводстве социальной структуры общества, специфических ценностей и интересов. Советский психолог И.С. Кон, давая определение молодежи, подчеркивал, что возраст молодежи и связанные с ним социально-психологические характеристики и особенности социального статуса зависят от конкретно-исторических условий процесса социализации.
По мнению А.С. Власенко: «Студенческая молодежь – особая социальная группа, образующаяся из различных социальных образований общества и характеризующаяся особыми условиями жизни, труда и быта, особым общественным поведением и психологией, для которой получение знаний и подготовка к будущей профессии, в науке, культуре является основным и в большинстве случаев единственным занятием». Тем не менее, как показывает практика, современные студенты стремятся сочетать познавательную и практическую деятельность. Более детализированное определение предлагает И.С. Кон: «Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных социально-психологическими свойствами». Данное определение впоследствии стало наиболее распространенным в отечественной социологии .
Молодость как определенный этап, фаза жизненного цикла биологически универсальна. Как правило, к молодежной группе относят людей в возрасте от 16 до 30 лет. Несмотря на это, учитывая социально-экономические и другие факторы (например, продолжительность жизни людей, приобретаемая молодыми людьми профессия и специальность и т.п.), нижняя и верхняя границы могут сдвигаться.
В этом случае нижней границей обычно считается 14 лет, а верхней – 35 лет или, наоборот, при минимальной продолжительности жизни – 25 лет. Молодежь как социально-демографическая группа имеет общие (психологические, социальные, возрастные) и специфические черты. Следует обратить внимание на то, что социальные и психологические индикаторы могут меняться в зависимости от возраста, условий жизнедеятельности молодежных групп, что объясняется, главным образом, их местом и ролью в социальной структуре общества. Также важно учитывать, что данная социально-демографическая группа находится на переходной стадии развития между детством и взрослостью.
О.В. Рудакова выделяет несколько признаков, отличающих студенческую молодежь. Студенчество наиболее многочисленная и значительная по роли в системе общественного воспроизводства социальная группа. Основная задача студенческой молодежи – пополнение числа квалифицированных членов общества, специалистов и слоя интеллигенции.
Студенчество выступает как переходная социальная группа со своими особенностями, в рамках которой проходит личностное и социальное становление. Также отличительными чертами студенчества являются: стремление ко всему новому, склонность к максимализму, что объясняется отсутствием опыта, приписывание большого значения собственному мнению. Одной из главных выделяющихся черт студенчества является ее численность .
О.В. Рудакова отмечает, что студенчество, также как и молодежь в целом, не просто социальный элемент, существующий наряду с классами, это, прежде всего, неотъемлемая составная часть социальной структуры общества, в которой определенным образом проявляются сущностные свойства и черты классов и слоев. Студенческая молодежь, включающая представителей различных классов и социальных общностей, имеет сходные черты и общие интересы. Еще одна особенность студенчества – высокая интенсивность общения.
Это объясняется ее активным взаимодействием с различными социальными образованиями общества, при этом специфика обучения в вузе также создает студенчеству больше возможностей для общения. В рамках студенческой группы происходит личностное и социальное становление, идет процесс социализации, усваиваются социальные ценности и нормы, формируется мировоззрение.
Период студенчества становится временем интенсивного развития нравственных и эстетических характеристик, становления характера и его стабилизации, овладения полным набором социальных функций взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические и профессионально трудовые, и поэтому имеет большое значение. При том, что у студенческой молодежи нет как такового самостоятельного места в системе
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Социология управления: учебник / Под ред. Борисов А.Ф.. - М.: Academia, 2018. - 160 c.
2. Гостенина, В.И. Социология управления. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / В.И. Гостенина. - СПб.: Питер, 2016. - 156 c.
3. Граждан, В.Д. Социология управления: Учебник для вузов / В.Д. Граждан. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 607 c.
4. Дедушева, Л.А. Социология и психология управления / Л.А. Дедушева, М.Н. Кузина, Е.В. Астратенкова. - М.: Русайнс, 2019. - 352 c.
5. Колосова, О.А. Социология управления: Учебный словарь / О.А. Колосова, О.А. Куликова, Р.В. Леньков и др. - М.: Форум, 2018. - 336 c.
6. Ксенофонтова, Х.З. Социология управления (для бакалавров) / Х.З. Ксенофонтова. - М.: КноРус, 2017. - 368 c.
7. Мумладзе, Р.Г. Социология управления / Р.Г. Мумладзе. - М.: Русайнс, 2018. - 80 c.
8. Мумладзе, Р.Г. Социология управления и управленческой деятельности / Р.Г. Мумладзе, И.Д. Афонин, А.И. Афонин. - М.: Русайнс, 2019. - 480 c.
9. Николаев, А.А. Социология управления: Учебное пособие / А.А. Николаев. - М.: Альфа-М, 2018. - 736 c.
10. Николаев, А.А. Социология управления (для бакалавров) / А.А. Николаев. - М.: КноРус, 2018. - 157 c.
11. Николаев, А.А. Социология управления: Учебник / А.А. Николаев. - М.: Инфра-М, 2017. - 224 c.
12. Самыгин, С.И. Социология управления: Учебное пособие для бакалавров / С.И. Самыгин, А.В. Верещагина. - М.: Дашков и К, 2016. - 272 c.
13. Самыгин, С.И. Социология управления: Учебное пособие для бакалавров / С.И. Самыгин, А.В. Верещагина и др. - М.: Дашков и К, 2016. - 272 c.
14. Самыгин, С.И. Социология управления / С.И. Самыгин. - РнД: Феникс, 2016. - 190 c.
15. Самыгин, С.И. Социология и психология управления: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Г.И. Колесникова, С.Н. Епифанцев. - М.: КноРус, 2015. - 311 c.
16. Сафронов, А.П. Социология управления: Изнанка деловой власти / А.П. Сафронов. - М.: Ленанд, 2017. - 400 c.
17. Тавокин, Е.П. Управление - социальное управление - социология управления / Е.П. Тавокин. - М.: КД Либроком, 2016. - 254 c.
18. Тавокин, Е.П. Социология управления: Учебное пособие / Е.П. Тавокин. - М.: Инфра-М, 2018. - 336 c.
19. Удальцова, М.В. Социология управления: Уч. / М.В. Удальцова. - М.: Инфра-М, 2015. - 208 c.
20. Удальцова, М.В. Социология управления: Учебник / М.В. Удальцова. - М.: Инфра-М, 2016. - 48 c.
21. Шапиро, С.А. Социология управления: Учебное пособие / С.А. Шапиро, М.С. Соколова. - М.: КноРус, 2018. - 208 c.