Фрагмент для ознакомления
2
Что касается роли социологии театра, то массовые жанры сегодня активно взаимодействуют со всеми остальными, видоизменяя их облик. Поэтому подход к сценическому искусству со стороны театральной социологии на сегодняшний день представляется чрезвычайно подходящим и необходимым при исследовании практически любых художественных явлений.
Таким образом, роль социологии театра еще более возрастает, когда исследователь выходит за пределы театрального творчества и обращаемся к изучению остальных «блоков» театральной культуры и театральной жизни, особенно – распространения и восприятия сценического искусства. Однако это вовсе не означает, что собственно театроведению в традиционном его понимании здесь нечего делать. Очевидно, что и одна театральная социология практически не в состоянии всесторонне обеспечить решение всех возникающих в данной области исследовательских задач.
Однако, на передний план при изучении жизни театра в обществе неизбежно выходит социология. Именно ее методы позволяют узнать, по каким каналам доходят спектакли до различных групп публики, какую оценку они получают, насколько широкой и длительной популярностью пользуются в той или иной среде. Эти сведения интересны не только сами по себе - они необходимы социологически ориентированному театроведению, чтобы исследовать обратную связь и зависимость между социальным функционированием сценического искусства и творчеством, чтобы обнаружить, как воздействует на содержание и форму театрального искусства его восприятие и бытование в обществе. Получить достаточно точные сведения такого рода нелегко, для этого необходимо владеть методикой социологического исследования, поэтому актуальными задачами в сфере исследования театральной деятельности остаются освоение театроведами социологической методики и их содружество со специалистами по прикладной социологии. Все звенья театральной культуры, взятые по отдельности, и все ее виды требуют сегодня комплексного изучения с обязательным объединением методов театроведения и социологии театра 14, с. 52.
Для эффективного решения всех своих задач театральная социология обязана опираться на достаточно разработанный методологический аппарат. При этом она вправе использовать как собственные специальные способы исследования, так и подходящие для нее методы других научных направлений. Поскольку социология театра выделилась в качестве самостоятельной дисциплины сравнительно недавно, формирование ее специальной методологии и методики еще только начинается. В настоящее время теоретических и эмпирических исследованиях, посвященных театру и его функционированию, проходят испытание самые разные методы сбора, обработки социологической информации, анализа театрального творчества, репертуара театра, восприятия спектаклей. Они получены, с одной стороны, из прикладной социологии и социальной психологии, а с другой – из театроведения. Методология театральной социологии основана на трансформации и развитии всех этих методов в соответствии со спецификой ее предмета на основе синтеза театроведения и социологии 22, с. 15.
Таким образом, возникает ряд важных методологических проблем, требующих и теоретического осмысления, и практического решения.
Во-первых, необходимо искать такие пути и способы социологического исследования театра, обеспечивающие сочетание научной объективности с адекватным отражением особой природы театра как искусства. Известно, что социологию вообще как науку интересуют, прежде всего, те свойства и закономерности общественных процессов, которые принадлежат к числу объективных. А вот создание театральных произведений и их восприятие относятся к субъективным актам. Они, разумеется, подчиняются определенным объективным законам. Но и содержание, и форма этих процессов, как и их результатов, т. е. театральных постановок и их отражения в сознании зрителей, в большой степени обусловлены свойствами их субъектов, волей и сознанием людей.
Вот почему социология театра так настойчиво пытается поставить себе на службу различные методы социальной психологии. Их возможности не должны абсолютизироваться, потому что излишняя психологизация социологии театра может помешать раскрытию детерминированности изучаемых ею явлений. Но отмежеваться от социально-психологических методов, исключить их из арсенала исследователей театральной жизни общества было бы также ошибочным, потому что без изучения восприятия театрального искусства на социологическом уровне невозможно проникнуть в суть этого явления, ведь каждый человек, воспринимая спектакль, действует не только как биологическое существо или индивидуум в психологическом смысле, но и, в первую очередь, как личность 19, с. 87.
Во-вторых, значительные трудности возникают из-за того, что общая социология в принципе имеет дело с массовыми явлениями, и ее методы приспособлены именно для исследования такого материала, который легко поддается статистической обработке. Социология же искусства хотя и обращается частично к подобному материалу, тем не менее, не имеет права забывать, что настоящие художественные ценности в сфере творчества и восприятия – индивидуальные, неповторимые, уникальные. Это обстоятельство нередко выдвигается в качестве доказательства против социологического подхода к искусству вообще.
Однако социология театра не должна отказываться от исследования массовых явлений театральной жизни-даже потому, что они реально существуют и с каждым годом, по мере развития массовых коммуникаций и новых средств тиражирования театрального искусства, играют все более значительную роль. Кроме того, выявить в полной мере оригинальность художественного явления, непохожего на остальных, возможно только при условии, что определен тот стереотип, от которого оно отклоняется. Очевидно, что необходимо искать и совершенствовать методы, позволяющие не только точно различать в театральной культуре массовое и индивидуальное, но и определить их соотношение, взаимосвязь и взаимодействие.
В-третьих, театральное творчество и его восприятие, подобно другим духовным явлениям, требуют не только количественных показателей. Например, количество показов спектаклей или количество их зрителей еще ничего не говорит о достижениях или недостатках, как и вообще о существенных особенностях сценического искусства или его восприятия 19, с. 90.
Между тем методика конкретно-социологических исследований ориентирована на получение именно подобных показателей. Это служит достаточным аргументом в пользу выработки социологией театра собственных методов, которые способны раскрыть качественную сторону театральной деятельности и ее результатов 13, с. 106.
В-четвертых, социология театра стремится не только узнавать явления театральной культуры, но и подходить к ним с определенных аксиологических позиций. В связи с этим театральной социологии необходимо разработать соответствующие методы определения объективной общественной ценности тех явлений, которые она исследует.
В-пятых, социология театра может и должна использовать в своих целях отдельные методы театроведческого анализа. Без этого невозможно научно оценивать и объяснять полученные результаты.
Методы анализа, применяемые в настоящее время при проведении исследований театра, разнообразны. Некоторые из них присущи социологии в целом, например, метод контент-анализа источников 25, с. 79.
Театральной социологии присущи и количественные методы: методы измерения и математической обработки фактической информации, общие для всех социологических дисциплин и фактически заимствованные ими из статистики. Отрасль науки, занимающаяся подобной обработкой эмпирического театрально-социологического материала, можно назвать театральной статистикой.
И сбор, и упорядочение такого материала – дело довольно трудоемкое и очень ответственное, требующее владения специальными знаниями по методике конкретно-социологических исследований и практических навыков в этой области. Например, для проведения массового письменного опроса необходимо правильно составить программу исследования, определить его объект (провести выборку), разработать анкету, провести пробное анкетирование и только после этого – обработать полученные сведения. Иначе нельзя получить точные и действительно ценные сведения 3, с. 18.
Таким образом, театрально-социологические исследования всех уровней могут быть успешными только в том случае, если они осуществляются как комплексные, сочетающие социологию и театроведение в одном лице. Тогда театральная социология сумеет не только плодотворно использовать достижения смежных научных дисциплин, но и, в свою очередь, обогатить их новыми ценными методами исследования и теоретическими выводами.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеев А. Н. Театр и зритель. Проблемы социологии театрального искусства/А. Н. Алексеев. – Москва: издательство «Знание», 2009. -143 с.
2. Анурин В.Ф. Общая социология / В.Ф. Анурин. - М.: Академический проект, 2013. – 496 c.
3. Вышегородцев, М.М. Общая социология. Учебное пособие / М.М. Вышегородцев. - М.: КноРус, 2018. - 256 c.
4. Галаганов В.П. Общая социология / В.П. Галаганов. – М.: КноРус, 2011. – 280 c.
5. Гумплович Л. Основы социологии / Л. Гумплович. – М.: КД Либроком, 2015. – 368 c.
6. Дадамян Г. Г. Театр как социологический феномен/Г. Г. Дадамян//Социально-экономические проблемы театрального искусства. – М: Наука, 2009. – 520 с.
7. Дмитриевский В.Н. Основы социологии театра. История, теория, практика: Учебное пособие / В.Н. Дмитриевский. - СПб.: Лань, 2015. - 224 c.
8. Дмитриевский В. Н. Социальное функционирование театра и проблемы современной культурной политики/ В.Н. Дмитриевский. М: ГИИ, 2011. –347 с.
9. Дмитриевский В. Н. Театр и наука. Современные направления в исследовании театра/ В.Н. Дмитриевский. М: ГИИ, 2009. – С. 260-358.
10. Зиммель Г. Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования // Избранное. Созерцание жизни / Г. Зиммель. – М.: Юристъ, 2016. – Т.2. – С. 301–465.
11. Ирд К. К. Размышления о театре/ К. К. Ирд. – Москва: издательство «Искусство», 2005. – 224 с.
12. Коган Л. Н. Театр как социологический феномен/ Л. Н. Коган//Публика театра. – М: Наука, 2015. – 520 с.
13. Общая социология: учебное пособие / под ред. М.М. Вышегородцева. – М.: КНОРУС, 2011. – 342 с.
14. Попов Н. Н. «Этнография» зрительного зала/ Н. Н. Плешков. – М: Искусство, 2017. – 121 с.
15. Рамо П. Основы социологии театра. История, теория, практика: Учебное пособие / П. Рамо. - СПб.: Планета Музыки, 2015. – 224 c.
16. Самитов, Дмитрий В зеркале Бродвея. История, социология, менеджмент некоммерческих театров в США / Д. Самитов. – М.: ГИТИС, 2017. – 200 c.
17. Социология: Энциклопедия/ А. А. Грицанов [и др.]. – Мн.: книжный дом, 2003. –1312с
18. Театральная Россия: Ежегодное справочно-энциклопедическое издание/ сост Е. В. Гаева М: Си-Арт, 2017 – 928 с
19. Смехнова, Г.П. Основы прикладной социологии: Учебное пособие / Г.П. Смехнова. - М.: Вузовский учебник, 2012. - 252 c.
20. Фролов С.С. Социология: учебник /С.С. Фролов. – М.: Наука, 2014 – 256 с.
21. Хренов Н. А. Театр как социологический феномен/ Н. А. Хренов. – СПб: Речь, 2009. – 400 с.
22. Юдина Т. Н. Методика и техника социологических исследований : (для студ. соц. фак.). – М.: Союз, 2012. – 79 с.
23. Юрьева А.В. Влияние театрального искусства на реализацию духовных потребностей человека (на примере исследования жителей малого уральского города) / А.В. Юрьева // Материалы IV международной научно - практической конференции «Современные направления научных исследований».- Екатеринбург 2011.- С.39-41
24. Юрьева А.В. Применение новых экономических технологий в изучении театра в системе рыночных отношений (маркетинговые исследования)/ А.В. Юрьева// Гуманис. Научно-исследовательский журнал. Гуманитарные исследования- 2011.-№9. -С.67-69.
25. Ядов В. А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы – Самара: Самарский ун-т, 2011. – 332 с.