Фрагмент для ознакомления
2
национальной валюте этих стран. Таковой, например, является политика в отношении Китая, Индии и Белоруссии. Однако Китай отказался подписывать межправительственное соглашение с Россией о расчетах в нацвалютах, которое готовилось с 2014 г. и считалось уже практически решенным делом. Хотя без соглашений происходит дедолларизация: расчеты в долларах между двумя странами сократились с 85 до 78 %. Лучше происходит переход на национальные валюты в торговле России и Индии: из-за последних санкций США платежи по соглашениям о поставке вооружений между двумя странами в размере 2 млрд долларов были заморожены. Впредь Индия и Россия стараются отказываться от доллара в пользу расчетов в национальных валютах. Также рассматривалась возможность использования криптовалют при внешнеторговых операциях: при продаже Россией оружия Индии предлагалось в качестве оплаты использовать криптовалюту, но эта идея была отвергнута из-за особенностей криптовалюты (таких как высокая волатильность, низкая правовая изученность). В планах также существует проект перейти с Белоруссией на единую валюту, но из-за политических разногласий этот проект отложен .
Итак, ввиду сложностей взаимоотношений России и США можно с уверенностью сказать, что дедолларизация внешнеторговых отношений России продолжится, приоритетным будет переход непосредственно на расчеты в рублях, а так- же на расчеты в национальных валютах стран СНГ и БРИКС. Несмотря на то, что отказ от долларовых расчетов протекает медленно, тенденция такова, что доля расчетов в долларах будет сокращаться все больше, ведь многие другие страны также рассматривают такую возможность и готовы реализовать ее при наличии удобной альтернативы.
Результаты применения системы управления рисками в 2018 году:
За 2018 год было взыскано 21,5 млрд руб. таможенных платежей, что на 4% больше, чем в 2017 году (20,7 млрд руб.). ФТС приняла 27 263 решения об отказе в выпуске товаров, 13 000 решений о запрете ввоза/вывоза товаров, было возбуждено 41 562 дела об административных правонарушениях, а также 505 уголовных дел.
Результаты осуществления валютного контроля:
Проведено более 10,6 тыс. проверок соблюдения валютного законодательства.
Возбуждено более 13,8 тыс. дел об административных нарушениях.
Сумма выявленного ущерба составила 200 млрд рублей.
Предотвращено незаконных валютных операций на сумму 3 млрд. долларов США.
Таким образом, используя инструменты валютного регулирования, государство через центральный банк способствует накоплению золотовалютных резервов (ЗВР), повышению или понижению курса национальной валюты, удорожанию экспорта и удешевлению импорта и т.д.
1.3. Правовая основа валютного регулирования и валютного контроля
Переход России к развитию рыночной экономики в начале 90-х годов прошлого века обусловил отмену государственной валютной монополии и формирование нового валютного законодательства, направленного на регулирование отношений в сфере внешнеэкономической деятельности. Однако, любая деятельность, затрагивающая государственные интересы, должна быть им проконтролирована: государство устанавливает определенные правила осуществления внешнеэкономической деятельности и совершения валютных операций, за соблюдением которых оно должно следить в целях обеспечения устойчивости национальной валюты. Такой деятельностью государства в лице его органов и должностных лиц и является валютный контроль.
В настоящее время правовой основой валютного регулирования и валютного контроля является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле». Однако, Закон не содержит определения термина «валютный контроль», что приводит к 563 неоднозначному пониманию этого понятия в науке финансового права, а значит и к неспособности судов выработать единую политику по применению норм рассматриваемого Федерального закона.
В соответствии со ст. 22 ФЗ № 173-ФЗ валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами валютного контроля — Центральным банком РФ, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством РФ (в настоящее время ими являются Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба), и агентами валютного контроля — уполномоченными банками, неуполномоченными банками — профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ».
Особенность статуса Центрального банка Российской Федерации в сфере валютных отношений определяется тем, что по Закону он одновременно является и органом валютного регулирования, и органом валютного контроля. Важной функцией Банка России в рамках валютного регулирования является правомочие на издание нормативных актов: действующий Федеральный закон о Банке России предусматривает возможность Банка по вопросам его компетенции издавать нормативные акты в форме инструкций, указаний и положений, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц .
Однако, само право Банка России издавать нормативные акты спорно, так как Центральный банк не является государственным органом, а выступает юридическим лицом, наделенным государственными полномочиями по изданию нормативных актов и осуществлению контроля за их исполнением с правом применения мер государственного принуждения.
Акты Банка России регистрируются Министерством юстиции РФ и вступают в силу в течение 10 дней после их официального опубликования в «Вестнике Банка России». Однако, в сравнении с актами органов государственной власти, обладающих наряду с Центральным банком правом на издание нормативных правовых актов, акты Банка России не получают широкого распространения, несмотря на то, что регулируемые ими отношения прямо или косвенно затрагивают важные сферы экономической и административной жизни государства.
Отдельные акты Банка России в принципе не подлежат официальному опубликованию, что уменьшает круг субъектов, оповещенных о появлении новых норм в регулируемых областях. Однако, это обстоятельство не мешает Банку России применять санкции за нарушение требований изданных им нормативных актов: так, согласно ст. 74 ФЗ «О Центральном банке РФ», в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций – это означает, что органы валютного контроля не вправе осуществлять в рамках валютного контроля нормативное правовое регулирование валютных операций, так как это компетенция органов валютного регулирования.
Учитывая, что Банк России является одновременно и органом валютного регулирования, и органом валютного контроля, данное ограничение фактически распространяется только на Федеральную таможенную службу и Федеральную налоговую службу, так как при принятии Банком России нормативного акта сложно определить, издал он его в качестве 565 органа валютного регулирования или все же органа валютного контроля. Автор считает, что существующее построение системы органов валютного регулирования и органов валютного контроля нарушает принцип разделения властей, не способствует эффективности правотворчества в сфере валютного регулирования.
Предлагается усовершенствовать порядок принятия Банком России нормативных актов, в частности, порядок их опубликования, с тем чтобы о принятии данных актов было проинформировано большее количество субъектов. За нарушение требований валютного законодательства и актов органов валютного регулирования предусмотрены административная (по ст. 15.25 КоАП РФ) и уголовная ответственность (по ст. 193 и ст. 193.1 УК РФ) .
Рассмотрим статистику количества проводимых органами валютного контроля проверок соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности требований актов валютного законодательства Российской Федерации, количества возбужденных дел об административных правонарушениях по ст. 15.25 КоАП РФ, возбужденных уголовных дел по ст. 193 и ст. 193.1 УК РФ и изменения размеров общих денежных сумм по возбужденным делам.
Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (ликвидирована в 2016 г., полномочия по валютному контролю переданы
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1993. - № 31. - Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст.3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
4. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – №50. – Ст.4859.
5. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. - М.: МФПУ Синергия, 2017. - 560 c.
6. Аносова, А.В. Макроэкономика. Сборник задач и упражнений: Практическое пособие / А.В. Аносова, И.А. Ким. - М.: Юрайт, 2017. - 154 c.
7. Баканаев, И. Л. Роль финансового рынка в развитии РФ / И.Л. Баканаев // Молодой ученый. - 2018. - №3. - С. 457-459.
8. Белоглазова, Г.Н. Финансы и кредит: учебник / Г.Н. Белоглазова, М.В. Романовский. – М.: Юрайт, 2018. – 609 с.
9. Герасименко, В.П. Финансы и кредит: учебник / В.П. Герасименко, Е.Н. Рудская. – М.: Инфра-М, 2017. – 384 с.
10. Гусейнов, Р.М. Макроэкономика: учебное пособие для бакалавров / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2016. - 254 c.
11. Ковалева, Т.М. Финансы и кредит: учебное пособие / Т.М. Ковалева. – М.: КноРус, 2016. – 360 с.
12. Колесов, В.П. Мировая экономика. Экономика стран и регионов: учебник / В.П. Колесов, М.Н. Осьмова. - М.: Юрайт, 2017. - 519 с.
13. Мазурина, Т.Ю. Финансы и кредит: учебник / Т.Ю. Мазурина, А.Н. Трошин, В.И. Фомкина. – М.: Инфра-М, 2017. – 332 с.
14. Николаева, И.П. Мировая экономика: учебник / И.П. Николаева. - М.: Проспект, 2016. - 338 с.
15. Романовский, М.В. Финансы и кредит: учебник / М.В. Романовский, Г.Н. Белоглазова, Л.П. Кроливецкая. – М.: Юрайт, 2017. – 627 с.
16. Смитиенко, Б.М. Мировая экономика: учебник / Б.М. Смитиенко, Н.В. Лукьянович. - М.: Юрайт, 2017. - 583 с.
17. Соколов, О.В. Финансы и кредит: учебник / О.В. Соколов. – М.: Магистр, 2018. – 912 с.
18. Официальный сайт Банки.ру. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://www.banki.ru.
19. Официальный сайт Банка России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. – http:// www.cbr.ru.
20. Официальный сайт «Гарант». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. – http://www.garant.ru.
21. Официальный сайт «Консультант +». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. – http:// www.consultant.ru.
22. Официальный сайт «РА эксперт». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. – http:// www.raexpert.ru.
23. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации / Федеральная служба по финансовым рынкам // Официальный сайт федеральной службы по финансовым рынкам». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. – http://www.fcsm.ru/ru/press/russia2020/strategy2020/.