Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день известно, что праздник является не только важным элементом в развитии трудовой деятельности досуга. Роль праздников не сводится также к регулированию, ритмизации течения времени (хотя и это имеет огромное значение).
Празднество является крайне важной первичной формой культуры человечества. Данную культуру нельзя объяснить практическими условиями и целями труда социума, или биологической потребностью в праздничном отдыхе. Празднество всегда характеризовалось глубоким смысловым подтекстом.
Современные историки, основательно проанализировав праздники, аргументировали чрезвычайную приоритетность самого праздничного поведения, которое дает людям эмоциональное удовлетворение.
Любой праздник носит и роль психотерапии – это своеобразный катарсис. Очищение происходит потому, что в ходе праздника находится выход примитивным инстинктам, насилию, сексуальности, что в повседневной жизни обычно подавляется человеком. Особенно ярко это проявляется в ходе народных гуляний в истории, которые перерастали в мятежи и волнения. Тогда праздник становился специфичной формой выступления и выражения воли народа, предполагавшей ритуализированное поведение, что также являлось важным в жизни социума. В итоге, такие бунты заставляли проявлять уважение к неписанным правилам социума. Данные мятежи являлись способом укрепления локальной солидарности, были приоритетным социокультурным инструментом в формировании способности «жить вместе».
Целью данной работы является рассмотрение календаря французских праздников.
Задачи:
1) Рассмотрение эволюции праздников во Франции: истории вопроса;
2) Характеристика основных праздников во Франции (мы рассмотрим патриотические, а также день бабушек, матери, карнавал в Ницце и день соседей как наиболее специфичные для Франции).
Актуальность темы исследования подчеркивается тем, что на этапе глобализации в процессе межкультурных коммуникаций возникает необходимость понимания ценностей и культуры различных стран. Для успешного нахождения путей взаимопонимания в любой сфере деятельности недостаточно иметь единый язык общения. На каком бы языке - английском, французском или русском, не происходило общение, важно осознавать, что представления, ценности и нормы поведения, которыми обычно руководствуются в межкультурной деятельности, обусловлены культурой и могут различаться.
Степень научной разработанности проблемы. Тематика французских традиций освящена в работах Е. И. Филипповой, А. З. Манфреда, М. Ц. Арзаканяна и др.
Теоретико-методологической основой исследования являются монографии, статьи зарубежных и российских авторов.
Методы исследования – анализ и структурирование информации.
Объектом исследования является культура праздников во Франции. Предметом исследования является специфика проведения праздников во Франции.
Практическую и теоретическую значимость можно выразить через школьные классные часы, научные студенческие конференции, публикации в сборниках. Также данная проблематика будет интересна для каждого, кто интересуется данной темой.
Содержание и структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложение. Первая глава посвящена рассмотрению эволюции праздников во Франции. Вторая – описанию основных праздников во Франции.
ГЛАВА 1 ЭВОЛЮЦИЯ ПРАЗДНИКОВ ВО ФРАНЦИИ: ИСТОРИЯ
1.1 Общая характеристика проведения праздников во Франции: XVII-XVIII вв.
Праздники во Франции Старого порядка являются многочисленными и разнообразными. Среди них выделяют, как правило, периодические праздники календаря, которые имеют и религиозную значимость. Праздники вписывались в католический литургический календарь и характеризовались своими чертами сезонности (праздники зимнего и весеннего цикла).
Каждая коммуна во Франции ранее отмечала день своего святого покровителя, праздник Девы Марии и других святых, Рождество, Пасху, праздники всех святых. Также существовало огромное число праздников и процессий, которые связывались с особенными случаями – например, это рождение дофина, коронация или свадьба члена королевской семьи, окончание войны, приезд важной особы и др.[4, с. 309]
Многочисленные свидетельства о том, что праздники такого рода существовали, аргументируются этнологами и энтографами XIX века.
Проводились праздники по строгому регламенту. Так, создавалась специальная программа, где детально описывался праздник, его детали, обозначались время и место проведения церемонии, источники ее финансирования и пр.
Праздники организовывались тщательно и имели цель укрепления структуры иерархии в социуме, для поддержания официальных ценностей в государстве.
Как правило, во Франции о традиционных праздниках в официальных документах указывалось с уничижительным подтекстом. Праздники назывались «шутовскими», «непристойными», «дикими» (fete baladoirte).
Власти настороженно относились к проведению праздников по причине того, что на них всегда оспаривался приоритет власти, была усмешки над официальными нормами этики и морали, религиозными нормами.
Сама структура «шутовского» праздника связывалась с явлениями, которые порождали беспорядки. На праздниках присутствовало огромное количество людей, которые приходили стихийно их разных кварталов городов и деревень. Формировалась неконтролируемая масса людей, поведение которой является непредвиденным. В городах, бургах и сельских приходах проводились ярмарки и базары, в кабаках и тавернах продавалось вино [10, с. 52].
Часто праздник предполагал присутствие вооруженной процессии. Создавалась обстановка для обмена новостями, слухами, которые часто являлись угрозой для власти. Все это постепенно вызывало чувство сплочения людей в бытовой жизни и стимулировало проявление излишних эмоций. Праздники всегда сопровождались драками, чрезмерными эмоциями, часто перерастали по любому поводу в мятежи.
Каждая коммуна отмечала праздник в соответствии с уже традиционной «формулой». В праздниках важным элементом народной культуры было множество элементов. Это, например, шумные процессии, с барабанами, играми, песнями и танцами, масками, наряжением в роскошные наряды, сбор пожертвований, совместные обеды, применение факелов, костров, свечей, соломенных чучел и праздничных деревьев.
В период Средневековья природный, раскованных характер праздников более всего был проявлен в празднике «дураков» и карнавале. По мере того, как укреплялось государство и посттридентская реформа церкви, особенно во второй половине XVII века, власти стали усиливать наблюдение за тем, как проводятся праздники. Законодатели теперь стали структурировать правила надзора над праздниками, совершенствовался принцип применения репрессий. Теперь праздники стали предметом внимательного отношения со стороны советов церкви, властей города и села, интендантов, субделегатов и других представителей короны на местах, корпораций в городе, гильдий
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1) Аванесян, В.М. Внешняя политика Франции в годы Второй республики (1848-1851 гг.): диссертация кандидата исторических наук. [Электронный ресурс] URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01008791862 (дата обращения: 19.02.2020)
2) Алпатов, М.А. Политические идеи французской буржуазной историографии XIX века. - M.: « АН СССР», 1999. – 406 с.
3) Арзаканян, М.Ц. История Франции. – М.: «Дрофа», 2005. - 481 с.
4) Гартман Н. Эстетика. — М.: «Издательство иностранной литературы», 1958. — 692 с.
5) Ионин, Л.Г. Социология культуры. – М.: «ГУ-ВШЭ», 2014. – 432 с.
6) Кармин, А. С. Основы культурологии. Мифология культуры. - СПб.: «Лань», 2017. - 512 с.
7) Кларк, С. Наблюдая за французами. Скрытые правила поведения. - М.: «РИПОЛ классик», 2010. – 301 с.
8) Кожокин, Е.М. Французские рабочие в XVIII первой половине XIX вв. (проблемы становления социального класса): Дис. . д. ист. наук. [Электронный ресурс] URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003201445/ (дата обращения: 19.02.2020)
9) Манфред, А.З. История Франции. История Франции. (отв. ред. А.З. Манфред). В трех томах. [Электронный ресурс] URL: http://rummuseum.info/node/5958(дата обращения: 19.02.2020)
10) Одиссей: Человек в истории. - М.: «Наука», 2005. – 470 с.
11) Робб, Г. Открытие Франции. Увлекательное путешествие длиной 20 000 километров по сокровенным уголкам / Грэм Робб. [Электронный ресурс] URL: https://e-libra.ru/read/363479-otkrytie-francii-uvlekatel-noe-puteshestvie-dlinoy-20-000-kilometrov-po-sokrovennym-ugolkam-samoy-in.html(дата обращения: 19.02.2020)
12) Филиппова, Е. В. Понятие ETHNIE во французской традиции и его использование//Этнографическое обозрение, 2007. № 3 С. 52-60
13) AUBURTIN, E. La difficile construction dune identit? transfrontali?re dans la Grande R?gion Sar-Lor-Lux // Gurin-Pace F., Filippova E. (dir.) Ces lieux qui nous habitent. Identit des territoires, territoires des identits. – Paris: De lAube, 2008. – 224 p.
14) NICOLET, C., Lide rpublicaine en France Essai dhistoire critique (1789–1924). – Paris: Gaillimard, 1982.- 130 p.
15) PAROLES, du jour J. Lettres et carnets du Dbarquemen.. Editions, - Paris: Librio, 2004. - р. 27.