Фрагмент для ознакомления
2
функциональной области транспортировки продукции с другими функциями в рамках различных логистических потоков.
Успешная реализация логистического инструментария в строительной сфере сопровождается ростом показателей качества транспортного обслуживания грузовладельца – строительной компании:
- полноты (объема) перевозки;
- скорости доставки;
- своевременности и ритмичности перевозки;
- сохранности груза на стадии перевозки;
- безопасности перевозки;
- уровня сервиса обслуживания.
Логистическая восприимчивость сферы строительства с учетом транспортного потока обусловлена[34, с. 8]:
1) переориентацией строительных предприятий с узкофункциональных мероприятий на решение важных дополнительных проблем подрядчиков и заказчиков;
2) расширением применения в строительстве высокоэффективных коммуникационных технологий;
3) постоянным мониторингом и актуализацией задач управления материальными потоками.
То есть, второй элемент роли транспортного потока в строительстве определяется ростом показателей качества транспортного обслуживания грузовладельца – строительной компании и логистической восприимчивостью сферы строительства с учетом преимуществ эффективного транспортного потока.
Таким образом, можно говорить, что от эффективного развития системы логистики в целом и сегмента организации транспортного потока в строительстве, в частности, зависит прагматичное функционирование важнейшей системы товарного накопления и в целом экономический рост российской строительной сферы.
1.2. Цели и задачи транспортной логистики
Рассматривая факторы организации транспортных потоков, стоит изначально указать на отсутствие соответствующих действующих регламентов, нормативных предписаний относительно организации транспорта в строительной сфере. Например, в п. 4 и 5 устаревшего СНиП 3.01.01-85[10] были обозначены основные требования к мероприятиям материально-технического обеспечения, механизации, транспорта:
1) мероприятие обеспечения комплексного характера механизации строительно-монтажных, специальных строительных работ с осуществлением комплектами соответствующих строительных машин, средств малой механизации, оборудования, необходимой монтажной оснастки, приспособлений и инвентаря;
2) мероприятие организации работы транспорта должно разрабатываться , проводиться в рамках проекта организации строительства:
- с выбором транспортной схемы поставки строительного материала, конструкций, оборудования, деталей;
- с обоснованием и с разработкой графика потребности в транспорте с технологической увязкой с этапами строительства объекта;
- с учетом в графике потребности в транспорте условий деятельности перевалочной базы, железнодорожной станции, порта, пристани поставки груза для строительства;
3) формализованный бланк (Форма 3) ведомости потребности в строительных материалах, конструкциях, изделиях и оборудовании, которая включает:
- сведения по наименованию груза, требуемого для строительства;
- единицу измерения и объем груза, требуемого для строительства, в том числе: по основному объекту, по календарному периоду строительства;
- условие распределения потребности в ресурсе (графы 2) с учетом обеспечения ресурсом пусковых комплексов и необходимого задела на будущий период строительства; и т.д.
Однако, в действующем Своде правил СП 48.13330.2011 транспорт вообще не упоминается. При этом нормы этого документа устанавливают[11]:
1) сведения по области применения;
2) содержание нормативных ссылок;
3) терминологию с определениями;
4) подсистему общих положений по организации строительства;
5) мероприятия подготовки к строительству;
6) мероприятия производства строительных работ;
7) мероприятия строительного контроля, надзора за строительством.
Вместе с этим, стоит указать, что:
- в мероприятиях оценки качества работ саморегулируемой организации в сфере строительства[9] критерии качества организации использования транспорта также не отражены;
- в ресурсе Центра качества строительства и проектирования[67] (российской инжиниринговой компании, предоставляющей полный цикл инженерно-консультационных услуг в части проектирования, сопровождения, строительства объектов промышленно-гражданского назначения, а также инженерной инфраструктуры, специальных объектов) и других компаний в сфере строительства особенности организации транспорта в рамках строительства также не упоминались.
То есть, первым фактором организации транспортного потока в строительстве следует указать отсутствие соответствующих действующих регламентов, нормативных предписаний относительно организации транспорта в строительной сфере (со стороны государства и системы саморегулирования в строительстве).
Однако, перечень основных принципов развития логистики в транспортном комплексе регламентирован в положениях Транспортной стратегии России[3], который включает:
принцип единства транспортной сети;
принцип информационного оснащения транспорта (спутниковыми навигаторами ГЛОНАСС);
принцип развития автоматизации управления грузовым потоком на базе интеллектуальной технологии движением поездов сетевого масштаба (на железнодорожном транспорте);
принцип развития рациональной системы грузоперевозок с применением современных ИТ-методов (на автомобильном транспорте);
принцип "одного окна" - внедрения современных средств транспортно-логистического сервиса с электронным документооборотом (в транспортно-логистическом секторе);
принцип статистического учета в транспортной сфере с разработкой и мониторингом транспортно-экономических балансов;
принцип научного сопровождения и мониторинга транспортно-экономических балансов;
принцип моделирования спроса на транспортные услуги с учетом транспортно-экономических балансов и макроэкономических параметров;
принцип оптимизации развития системы транспорта на базе транспортно-экономических балансов;
инфраструктурные и нормативно-правовые принципы интеграции транспортных коммуникаций для объединения их в единой сбалансированной системе, обеспечивающей необходимую пропускную способность, качество и объем транспортно-логистических услуг;
принцип научного обоснования резерва пропускной способности сети в различных направлениях;
принцип интегрирования системы логистических центров (парков) в качестве основы товаропроводящей современной сети;
принцип технологической, технической, экономической и юридической согласованности в рамках взаимодействия видов транспорта;
принцип сквозного управления грузопотоком (пропуск и переработку которого проводят несколько видов транспорта);
принцип согласованности государственного приоритета и экономического интереса частных лиц при построении гармоничного транспортного процесса на условиях единой транспортной системы;
принцип создания транспортной сети типа "артерии - вены - капилляры" (транспортного освоения новой территории (развивающегося региона);
принцип имитации экспертизы инвестиционного проекта развития инфраструктуры транспорта (в особенности крупных узлов); и т.д.
Значит, второй фактор организации транспортного потока определяется основными принципами развития логистики в транспортном комплексе, которые обозначены стратегическими путями развития экономики России.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литератруты
1. Алексеев Н.Е., Демиденко О.В. Анализ состояния транспортно-технологического процесса в строительстве//Омский научный вестник. 2017. № 2 (136). С. 219-220.
2. Аникин, Б.А. Основы логистики. М.: Проспект, 2013. – 340 с.
3. Баширзаде, Р. Р. Оптимизация и управление операционной логистической деятельностью (транспортировкой) в цепях поставок : автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Баширзаде Рамила Рафаил кызы. - Саратов, 2017. - 24 с.
4. Беляев В.М. Основы менеджмента на транспорте: учебник.- М.: Академия, 2010. – с . 219.
5. Березкина Н. Н. Моделирование таможенно-логистических операций в международных автомобильных пунктах пропуска. Дисс… канд. экон. наук. СпБ., 2014. – с. 25.
6. Гаджинский, А.М. Логистика: Учебник. - 20-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – 484 с.
7. Гусакова Е.А., Павлов А.С. Основы организации и управления в строительстве в 2-х частях. Часть 1. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. Юрайт. – М., 2019. - 258 с.
8. Демиденко, О. В. Основы управления строительным потоком / О. В. Демиденко // Омский научный вестник. Сер.Общество. История. Современность. – 2013. – № 1 (117). –C. 68–70.
9. Допира Р. В., Кордюков Р. Ю., Беглецов А. А., Сергиенко С. В. Метод сетевого планирования разработки сложных технических систем // Программные продукты и системы. 2014. №2 (106). С.22-26; Иванов В.А., Владимиров И.И. Изучение сетевых методов на основе современных информационных технологий // Век качества. 2018. №3. С.102-111.
10. Единая транспортная система/под ред. В.Г. Галабурды. М.: Транспорт, 2001. – 23 с.
11. Ермолов, С. А. Развитие инструментария регулирования логистических процессов при возведении строительных объектов : автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Ермолов Сергей Александрович. – М., 2013. - 20 с.
12. Зимин В., Кеменов А. Интегральная оценка эффективности управления денежными потоками строительной организации // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2012. № 3-1. С. 119-124.
13. Зуев А.Д., Селиванов А.В. Формирование материальных потоков строительного объекта на основе сетевых графиков. Научные труды SWorld. Май. 2019. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/management-and-marketing-219/production-management-219/29195-219-040 (дата обращения: 24.10.2019).
14. Зуева О.Н. Реверсивная логистика: влияние качества товаров на формирование возвратных товаропотоков. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2007. – с. 32.
15. Зуева О.Н., Шахназарян С.А. Особенности внедрения реверсивной логистики товаров в цепи поставок//Известия Уральского государственного экономического университета, (2018), 4 (июль), - с. 108-118.
16. Зуева, О. Н., Шахназарян С. А. Логистика возвратных потоков вторичных ресурсов / О. Н. Зуева // Вестник Балтийского федерального университета им. Канта. — 2014. — № 9. — с. 140–147.
17. Ильин, А. А. Логистические резервы системы организации дорожного строительства: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Ильин Алексей Александрович. – М., 2018. – 198 с.
18. Ильин, А.А. Логистические резервы повышения эффективности функционирования предприятий дорожного строительства/ А.А. Ильин, С.А. Калашников // Вестник Самарского государственного университета. – 2017. - №8 (130). – С. 119-121.
19. Исаева, Ю. А., Ксеневич Д. В. Применение компьютерных информационных технологий в реверсивной логистике // Материалы XIV Межвузовской научной студенческой конференции ≪Современные компьютерные информационные технологии≫, 25 апреля 2013 г. — Минск: БГЭУ, 2013. — с. 36–37.
20. Карх, Д. А., Потапова С. В. Некоторые теоретические и прикладные аспекты возвратной логистики / Д. А. Карх,С. В. Потапова // Известия Уральского государственного экономического университета. — 2012. — № 2. — Т.40. — с. 118–122.
21. Кеменов, А. В. Логистическое регулирование потоковых процессов инвестиционно-строительного комплекса : автореф. дис. ... докт. экон. наук: 08.00.05 / Кеменов Алексей Владимирович. – М., 2012. - 38 с.
22. Ковалев, В. А. Грузоведение. Основы доставки грузов автомобильным транспортом: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Организация перевозок и управление на транспорте (Автомобильный транспорт)" направления подготовки "Организация перевозок и управление на транспорте" / В. А. Ковалев, А. И. Фадеев, И. В. Черенова. Сибирский федеральный университет. – Красноярск, 2010. - 218 с.
23. Коновалова Г.И. Методология внутрифирменного управления на основе системной интеграции // Менеджмент в России и за рубежом. 2017. № 2. с.108-119.
24. Кузиков, Э. В. Совершенствование организационной системы строительства крупных объектов : автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.02.22 / Кузиков Эдуард Васильевич. – М., 2013. - 41 с.
25. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основные и обеспечивающие функциональные подсистемы логистики: учебник /под ред. Б.А.Аникина и Т.А.Родкиной. М.: Проспект, 2018. – с. 23.
26. Мишина, Л.А. Конспект лекций. М.: ЭКСМО, 2008. – 180 с.
27. Негреева В.В., Кузнецова Е.Д. Оптимизация логистической деятельности транспортно-экспедиторской фирмы//Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2018. № 2. С. 65-79.
28. Нестеров И.В. Информационное моделирование в строительстве // ООО «ИндорСофт». 2014. №2 (3). С.33-36.
29. Резер, А. В. Методология управления интегрированными транспортно-логистическими системами : автореф. дис. ... докт. экон. наук: 08.00.05 / Резер Алексей Владимирович. – М., 2017. - 48 с.
30. Рогова, Е. В. Методы повышения качества обслуживания грузовладельцев на основе совершенствования системы взаимодействия транспортных компаний: дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Рогова Елена Валерьевна. – М., 2019. - 175 с.
31. Селиванов А.В., Васильев В.А., Бурменко А.Д. Методика расчёта параметров внешнего графика поставок материальных ресурсов промышленного предприятия // Логистические системы в глобальной экономике: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (2–3 апр. 2017 г., Красноярск). С.357-362.
32. Семенов, Н.Н. Логистика материалосбережения//Конъюнктура товарных рынков. – 2010. – №4. – С. 63-66.
33. Селиванов А.В., Шамлицкий Я.И., Худоногов М.А. Программная система управления материально-транспортными потоками промышленного предприятия//Логистические системы в глобальной экономике. 2018. № 6. С. 299-301.
34. Яхнеева, И. В. Теория и методология управления рисками в системах поставок : автореф. дис. ... докт. экон. наук: 08.00.05 / Яхнеева Ирина Валерьевна. - Самара, 2013. - 38 с.
35. Pollock, B., Dutta S. Driving Returns in the Reverse Logistics Service Chain // Reverse Logistics Magazine-Edition. 2018. - P. 26–29.
Интернет-ресурсы
36. Дисциплина «Управление качеством». – М., Синергия. [Электронный ресурс], URL: http://e-biblio.ru/book/bib/Sinergia/uprav-kac/sg.html (дата обращения: 24.10.2019).
37. Информация о плане закупок № 201905191000017001 от 27.10.2019 [Электронный ресурс], URL:http://zakupki.gov.ru/epz/purchaseplanfz44/purchasePlanStructuredCard/documents-info.html?plan-number=201905191000017001&revision-id=&position-number=3404059 (дата обращения: 24.10.2019).
38. Информация официального сайта ЕИСЗ [Электронный ресурс], URL: http://zakupki.gov.ru (дата обращения: 24.10.2019).
39. Информация специализированных сайтов (URL: http://palletst.ru/sdat-bu-poddony.html; URL: http://palletholding.ru/skupka-palletov; https://www.poddon.ru/dlya-torgovyh-setej/pokupka-u-torgovyh-setei)(дата обращения: 24.10.2019).
40. Сайт СРО А «Объединение строителей Санкт-Петербурга» [Электронный ресурс], URL: http://sros.spb.ru/ (дата обращения: 24.10.2019).
41. Сайт СРО Союз «МООСС» [Электронный ресурс], URL: http://www.np-mooss.ru/(дата обращения: 24.10.2019).
42. Сведения сайта Центра качества строительства и проектирования. [Электронный ресурс], URL:https://www.qcenter.pro/ (дата обращения: 24.10.2019).
43. Сведения специализированного сайта. [Электронный ресурс], URL: http://www.rusprofile.ru/id/3404059 (дата обращения: 24.10.2019).