Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С появлением такого средства передачи информации, как Интернет, возникли совершенно новые и ранее незнакомые способы общения. Это дало ученым-лингвистам возможность исследовать обширный материал, с которым до этого они не встречались. Современные информационные технологии значительно расширили возможности общения посредством компьютера и других гаджетов (имеются в виду голосовые сообщения и общение при помощи видео в таких программах, как Skype или Periscope), но все равно наиболее распространенным способом коммуникации на сегодняшний день остаются текстовые сообщения. Анализ огромного многообразия текстов, порождаемых пользователями сети Интернет, позволяет исследовать формальные и семантические особенности языка компьютерного общения, отношения между вербальными и паралингвистическими средствами в электронных текстах, а также жанровое разнообразие киберпространства. Особый интерес представляют тексты, порождаемые в ходе межличностного компьютерного общения. Именно этот тип общения интересует нас в нашей работе.
Речевое поведение людей в глобальной сети в последнее десятилетие стало объектом исследования многих лингвистов.
Цель нашего исследования рассмотреть речевые стратегии интернет-коммуникации.
Объектом изучения является интернет-коммуникации.
В качестве предмета исследования выступают способы реализации стратегий и тактик интернет-коммуникации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие
задачи:
1. сформировать теоретические основы и категориально-понятийный аппарат исследования;
2. выявить стратегии и соответствующие им тактики речевого воздействия интернет-коммуникации;
Для достижения обозначенной цели и поставленных в работе задач, используются следующие методы анализа:
• научного описания с приемами сплошной выборки, классификации и интерпретации материала,
• дискурс-анализа,
• лингвостилистического анализа.
Теоретико-методологической базой исследования являются работы отечественных и зарубежных лингвистов, посвященные изучению: дискурса/ Интернет-дискурса - А. Г. Абрамова, Н. Д. Арутюнова, Н. Г. Асмус, А. А. Атабекова, Н. А. Белоус, Л. С. Выготский, Е. Н. Г аличкина, Д.В. Галкин, Е. И. Горошко, М. Я. Дымарский, Т. А. Ван Дейк, Л. Ю. Иванов, И. А. Мальковская, Н. Л. Моргун, К. В. Овчарова, Е. Ю. Распопина, А. А. Романов, Ф. О. Смирнов, Ш. Текл, Н. К. Фролов, Р. Харрэ, М. А. К. Хэллидей, А. А. Ческис и другие.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Речевые стратегии и тактики: понятие и виды
Человек, представленный в лингвистике как языковая личность, в течение своей жизни принимает участие в неограниченном количестве актов коммуникации. В соответствии с целью общения он выбирает ту или иную модель речевого поведения, чтобы обеспечить успешную и, главное, эффективную межличностную коммуникацию. Для того чтобы акт общения в итоге оправдал ожидания и завершился благополучно, говорящий или пишущий использует определенный набор речевых средств и приёмов, способствующих реализации его интенции.
Данный речевой арсенал детерминируется речевой стратегией. В современной науке существует несколько определений речевой стратегии. В частности, М.Л. Макаров, придерживающийся прагматического подхода в изучении данного понятия, предлагает трактовать его как «цепь решений говорящего, его выбор определенных коммуникативных действий и языковых средств; реализация набора целей в структуре общения» [4, с. 137-138]. При этом исследователь указывает на необходимость осуществления речевого воздействия на собеседника, что поможет трансформировать поведение последнего в нужном русле. Коммуникатор вынужден детально планировать акт общения, опираясь на свою цель и задачи, чтобы обеспечить успех своему сообщению и осуществление собственных целей.
Однако М.Л. Макаров уделяет большое внимание именно языковым средствам, а не цели коммуникативного акта, что заставляет нас сближать данное определение с речевой тактикой, т.к. данные средства реализуют определенную речевую стратегию в конкретной ситуации. Т.А. ван Дейк описывает речевую стратегию как «некую общую инструкцию для каждой конкретной ситуации интерпретации» [5, с. 274].
При этом посредством той или иной стратегии могут достигаться как какие-либо личные цели говорящего, так и общие социальные цели (там же). На выбор же определенной линии речевого поведения, по мнению лингвиста, влияет конкретное намерение коммуникатора, проявляющееся в данной ситуации (когнитивно-дискурсивный подход). По мнению О. С. Иссерс, развивающей подход Т.А. ван Дейка, под речевой стратегией следует понимать «комплекс речевых действий, направленных на достижение речевой цели» [2, с. 54].
При этом лингвист связывает данное понятие непосредственно с этапом планирования, когда не только определяется сама стратегия, но и намечаются используемые тактики, средства и приемы в соответствии с общей целью коммуникации. Данное лингвистическое явление, определяющее способ достижения цели говорящего, предполагает «планирование процесса речевой коммуникации в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникаторов, а также реализацию плана общения» [2, с. 54]. Здесь исследователь, продолжая когнитивный подход, проводит параллель между лингвистикой и военным делом, где стратегия тесно связана с расчётами военных действий, однако в языкознании О.С. Иссерс представляет это как подготовку к действиям, сопряженным с социальной конфронтацией или сотрудничеством. Исследователь Е.В. Клюев настаивает на определении данного явления как «совокупность запланированных говорящим заранее и реализуемых в ходе коммуникативного акта теоретических ходов, направленных на достижение речевой цели» [3].
При этом выработка той или иной стратегии зависит от конкретной интенции коммуникатора. Лингвист В.С. Анохина, рассматривая речевую стратегию, дает этому явлению наиболее общее из всех представленных определение: «выбор определенной линии речевого поведения в конкретной ситуации в интересах достижения цели коммуникации» [1, с. 66].
Таким образом, на сегодняшний день в лингвистике существует большое количество определений речевой стратегии, которые можно разделить на несколько групп в соответствии с используемым подходом (когнитивным, прагматическим, психологическим).
Однако наиболее целесообразным представляется рассматривать данное явление как сложный лингвистический феномен, возникший в результате взаимодействия вышеперечисленных подходов. В данном исследовании мы будем понимать под речевой стратегией общую цель говорящего в рамках конкретного акта коммуникации, а также речевую перспективу. Коммуникативная стратегия определяет коммуникативное поведение адресанта и реализуется посредством совокупности речевых ходов (тактик), репрезентируемых комплексом вербальных и невербальных средств. В связи с этим в лингвистике наблюдается также столкновение терминов коммуникативная и речевая стратегия.
Часть лингвистов предлагает считать их синонимичными и никаким образом не разграничивать, однако остальные, вслед за Т.А. ван Дейком, полагают, что понятие речевой стратегии является первичным, более общим, так как включает в себя не только вербальные, но и невербальные приемы. Так исследователь выделяет паралингвистический уровень, куда входят жесты, мимика, кинесика, любой физический контакт собеседников. В то же время речевая стратегия подразумевает совокупность исключительно словесных приемов и средств, выраженных формально. Наличие различных определений данного языкового явления обусловливает, в то же время, большое количество подходов к классификации его видов.
Наиболее распространенным в современной лингвистике считается деление коммуникативных стратегий на конфронтационные и неконфронтационные (кооперационные) [6]. Стратегии первого типа ориентированы, в первую очередь, на создание и поддержание конфликтных ситуаций. Данные стратегии ориентирован на то, чтобы, действуя активно и самостоятельно, коммуникатор достигал собственных целей, не обращая внимания на интересы партнера по коммуникации. Наиболее часто данная стратегия представлена в трех своих разновидностях: дискредитация, призыв и угроза. В то же время она характеризуется наличием агрессии, а в качестве одного из основных средств ее реализации выступает манипуляция. При этом агрессия предполагает демонстрацию собеседнику крайне негативного
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Асмус Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. – Челябинск, 2005. – 266 с.
2. Асмус Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства. Челябинск. 2015. - 265 с.
3. Бориснев С.В. Социология коммуникации. Учебное пособие для вузов. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - С. 7-8.
4. Введенская Л.А. Русский язык. Культура речи. Деловое общение: учебник для студентов вузов для подготовки бакалавров нефилолог. профиля / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2016. - 432 с.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. Москва: Лабиринт, 2016. - 352с.
6. Галичкина Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках: на материале жанра компьютерных конференций: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20. – Астрахань, 2001. – 212 с.
7. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М., 1996.
8. Гермашева Т.М. Языковая личность субъекта блог-дискурса: лингвокогнитивный аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Нальчик, 2011.
9. Горошко Е.И. Лингвистика Интернета: формирование дисциплинарой парадигмы [Электронный ресурс] // Текстологиями: [сайт]. URL: http://www.textology.ru/
10. Горячев А. А. Опыт моделирования речевого воздействия в рекламе // Коммуникативные исследования 2006: Научное издание / Науч. ред. И.А. Стернин. - Воронеж: Истоки, 2016. - C. 80-85.
11. Дахалаева, Е.Ч. Автореферентные жанры Интернет-дискурса // Вестник ИГЛУ. Серия Филология / Е.Ч. Дахалаева. - Иркутск, № 4 (25). - 2013. - С. 24-29.
12. Иванов Л.Ю.Язык интернета: заметки лингвиста // Словарь и культура русской речи. М., 2016. - 3545 c.
13. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи [Текст] : монография / О. С. Иссерс. – 5-е изд. – М. : ЛКИ, 2018. – 288 с.
14. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи [Текст] / О.С. Иссерс - Омск, 2019. - 284 с.
15. Иссерс О.С. Речевые стратегии и тактики русской речи. М., 2018.
16. Казаринова Н.В. Межличностная коммуникация: учеб.пособие / Н. В. Казаринова, В. М. Погольша; С.-Петерб. гос. ун-т, Фак. журналистики. - Санкт-Петербург : [С.-Петерб. гос. ун-т], 2014. - 119 с.
17. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2015.
18. Клушина Н.И., Люликова А.В., Николаева А.В., Селезнева Л.В. Динамика коммуникативных норм в современной русской речи // Филология и человек. 2018. № 3. DOI: 10.1425 8/filichel(2018)3-05.
19. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. – М.: ПРИОР, 2017. – 224 с.
20. Кубрякова Е.С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира/ Рос.академия наук. Ин-т языкознание.- М.: Языки славянской культуры, 2014. - 560 с.
21. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М., 2013.
22. Овчарова К.В.Компьютерные чаты в Интернет-коммуникации: содержание и особенности функционирования. Дис. канд. филол. наук. Краснодар, 2008. - 240 с.
23. Понятие и специфика деловой коммуникации [Электронный ресурс] // Студопедия: [сайт]. [2014]. URL: http://studopedya.ru/
24. Потеряхина, И.Н. Коммуникативные стратегии корпоративных сайтов сквозь призму лингвоэкологичности [Текст] / И.Н. Потеряхина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Г рамота, .№3 (45), ч. 1. - 2015. - С. 168-171.
25. Распопина Е.Ю. Дифференциальные и жанровые особенности компьютерного Интернет-дискурса / Е. Ю. Распопина // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. Серия : Филология. - №1 (9), 2015. - С. 125 - 132.
26. Рыжков М.С. Речевые стратегии и тактики интернет-коммуникации (на материале чатов) // Интернет-коммуникация как новая речевая формация. М., 2016.
27. Рябова М.Э. Языковая личность блогера в современной коммуникации // Организационная психолингвистика. 2018. № 1.
28. Сковородников А.П. О необходимости разграничения понятий «риторический прием», «стилистическая фигура», «речевая тактика», «речевой жанр» в практике терминологической лексикографии [Текст] / А.П. Сковородников // Риторика Лингвистика. Вып. 5: сб. статей. - Смоленск: СГПУ, 2017. - С. 5-11.
29. Татарникова Н.М. Анализ коммуникативных стратегий как способ изучения стилевой черты // Филология и человек. 2012. № 1.
30. Текл Ш. Жизнь на экране: идентичность в эпоху интернета[Текст]/ Ш. Текл, М. Шоттон// Вопросы психологии, № 3. - 2015. - С. 120-131.
31. Терских М. В., Зайцева О. А. Коммуникативные стратегии в дискурсе элитного туризма (на материале рекламных текстов) / М. В. Терских, О. А. Зайцева // Политическая лингвистика № 4. - 2013. - С. 234-244.
32. Третьякова В.С. Речевой конфликт и аспекты его изучения // Юрислингвистика. [Электронный ресурс]. URL: https ://cyberleninka.ru/article/n/rechevoy-konflikt-i-aspekty-ego-izucheniya-1.
33. Черкасова И.С. Реализация коммуникативной стратегии самопрезентации личности в русских и немецких объявлениях о знакомстве: автореф. дис. . канд. филол. наук. Волгоград, 2006.
34. Шарков Ф.И. Коммуникология: социология массовой коммуникации. Учебное пособие. Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016. - 408 с.