Фрагмент для ознакомления
2
социальная стабильность в обществе, а также уровень доверия населения России к власти.
В этой связи Пенсионным фондом России уделяется постоянное особенное внимание улучшению качества обслуживания граждан и по итогам работы, в том числе в части создания и развития клиентских служб.
В Российской Федерации существует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. Суть ее состоит в том, что она дает возможность обеспечить гражданам получение достойной пенсии после завершения трудовой деятельности. Пенсия граждан зависит не только от стажа, но и от размера заработной платы и пенсионных взносов. Размер пенсии граждан будет в конечном счете зависеть от накопленных средств на их индивидуальном лицевом счете. Соответственно, чем заработок выше, тем больше будет денег на данном счете.
1.2. Общая характеристика бюджета Пенсионного фонда РФ
Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и не подлежат изъятию. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляет страховщик на финансовый год при учете обязательного сбалансирования доходов и расходов данного бюджета. При формировании бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год должен быть установлен норматив оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются на три года по представлению Правительства России федеральным законодательством. Бюджет Пенсионного фонда России обладает консолидированным характером.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет:
страховых взносов;
средств федерального бюджета;
сумм пеней и других финансовых санкций;
доходов от инвестирования (размещения) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
добровольных взносов физических и юридических лиц, уплачиваемых ими не в качестве застрахованных лиц или страхователей;
средств выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной пенсии;
средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата;
других источников, если законодательство России этого не запрещает .
В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации учитываются отдельно суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, суммы взносов работодателей, уплаченных в пользу застрахованных лиц, и суммы взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, суммы средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на финансирование накопительной части трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, средства выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости, средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата, а также расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, которые связаны с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.
Расходы на пенсионное обеспечение являются самым объемным потоком социальных трансфертных платежей в Российской Федерации. На протяжении последних лет данные финансовые потоки составили от 25 до 47 процентов по отношению к расходам федерального бюджета. В России насчитывается более 38,5 миллионов пенсионеров, это больше 1/5 всего населения страны .
Плательщиками страховых взносов являются:
все юридические лица, выступающие в качестве работодателей как в России, так и других странах;
предприятия иностранного происхождения, занимающиеся предпринимательской деятельностью на российской территории;
предприниматели, а также обычные граждане, занимающиеся традиционным ремеслом и промыслом, художеством;
крестьяне и фермеры, имеющие свое хозяйство;
индивидуальные предприниматели, оформляющие трудовые отношения путем заключения трудовых договоров;
лица, трудящиеся на основании трудовых договоров, получающие положенное вознаграждение.
Основным источником доходов фонда выступают страховые взносы работающих граждан и работодателей. Работодатели уплачивают ежемесячно страховые взносы одновременно с получением в банках и других кредитных учреждениях средств на выплаты работникам за истекший месяц. Данный срок устанавливается не позднее 15 числа месяца, за который страховые взносы исчислены. В таком же порядке работодатели начисляют и уплачивают обязательные страховые взносы с работников, в том числе работающих пенсионеров.
Страховые взносы в Пенсионный фонд подлежат начислению на все виды заработка (дохода) в натуральной или денежной формах, вне зависимости от источника их финансирования, в том числе при учете нештатных, штатных, временных и сезонных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих кратковременные, случайные и разовые работы. На долю Пенсионного фонда РФ приходится около 75 процентов средств внебюджетных социальных фондов .
Уплата начисленных взносов осуществляется посредством безналичных расчетов со своих текущих или расчетных счетов на счет Пенсионного фонда РФ по месту регистрации в качестве плательщиков взносов.
Исследуя доходы и расходы ПФ РФ, следует заострить внимание на еще одном виде источников формирования государственного бюджета — межбюджетный трансферт.
За счет подобных трансфертов:
1. Осуществляется финансирование пенсионного обеспечения.
2. Удается компенсировать доходы, недополучаемых государством вследствие заниженных страховых тарифов для определенных категорий плательщиков.
3. Компенсируются расходы, которые связаны со страховыми пенсиями в связи с включением нестраховых периодов в трудовой стаж (армейская служба, отпуск по уходу за ребенком и т. д.).
4. Осуществляются доплаты пожилым людям на федеральном уровне, если размер их пенсии меньше установленного прожиточного минимума .
Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации обладают целевым назначением и должны направляться на:
выплату согласно законодательству России и международным договорам РФ страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, который застрахованное лицо выбрало для формирования накопительной пенсии;
доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда России;
материально-техническое и финансовое обеспечение текущей деятельности страховщика (в том числе содержание его территориальных и центральных органов);
уплату гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений согласно федеральному законодательству о пенсионном страховании и др.
Среди аспектов формирования бюджета ПФ РФ на ближайшую перспективу можно выделить следующие:
обеспечение финансовой стабилизации пенсионной системы на протяжении всего планового периода;
поддержание уровня жизни пенсионеров согласно темпам инфляционных процессов;
совершенствование методов и форм взаимоотношений с плательщиками страховых взносов;
усиление заинтересованности в полной и своевременной уплате страховых взносов всех категорий, застрахованных и страхователей;
повышение эффективности работы всех звеньев пенсионной системы и экономия всех видов расходов для ее содержания.
Социальная защита является механизмом определенных мероприятий как материального, так и правового характера, позволяющей сократить возможный катастрофический риск наступления деградации как личности, так и группы лиц, а также направленной на содействие использования умений, навыков, возможностей трудоспособного населения.
Важнейшей характеристикой системы социальной защиты является предоставление посильной помощи как отдельному индивиду, оказавшемуся
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета, 05.04.95 г.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) // СЗ РФ, 08.01.2001, № 2, ст. 163.
3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.93 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 20.02.2010 г.).- Новосибирск; Сиб. унив. изд-во, 2010. – 224 с.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
6. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ от 2011 г. № 51 ст. 4831.
7. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 11.12.2018) // Собрание законодательства РФ от 2001 г. N 51 ст. 4832.
8. Федеральный закон от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
9. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014 с изм. от 19.11.2015).
10. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019)"О страховых пенсиях".
11. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»
12. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р // Собр. законодательства Российской Федерации. 2008. №47.
13. Васильева Е.С. Пенсия - по-новому / Е.С. Васильева // Юрист. – 2016. – № 4. – С. 16 – 20.
14. Захаров М.Л. Международные правовые стандарты пенсионного обеспечения и российская страховая пенсионная система // Журнал российского права. 2015. N 7.
15. Тарасенкова А.Н. Льготыне категории граждан: социальная помощь. М.: Библиотечка «Российской газеты», 2014. Вып. 18.
16. Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы / В.И. Тресков. – М.: Редакция «Российской газеты», 2016. – Вып. 5. – 176 с.
17. Ударцев С.Ф. Экономический кризис и защита социально-экономических прав граждан: международный опыт // Рос. юрид. журнал. - 2016. - N 4. - С.21-27.
18. Федоров Л.В. Пенсионный фонд Российской Федерации: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009 г.
19. Федотов Д. Ю. Пенсионные накопления: выбор способа управления / Д. Ю. Федотов // Финансы и кредит. — 2013. — № 38. — С. 34-51.
20. Чупрова Е.В. О некоторых аспектах совершенствования законодательного обеспечения Российской Федерации об обязательном социальном страховании в современный период // Адвокат. 2016. N 2.
21. Официальный сайт Министерства Финансов РФ, http://info.minfin.ru/pf.php