Фрагмент для ознакомления
2
сравнимой с основными категориями этики и логики - добром и истиной; во-вторых, искусство, потому как свое наивысшее выражение красота получает в художественной деятельности человека.
Древние мыслители заметили и то, что сильные эмоциональные переживания связаны у человека с красотой, прекрасным и безобразным, и эти особые, эстетические чувства отличаются от обычных, порожденных житейскими заботами, горем или радостями, как бы очищены от них.
Результатом эстетического воспитания являются сформированные эстетические представления. Для формирования эстетических представлений у ребенка огромное значение имеют разнообразные художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, игровая и др.
Взгляды на формирование эстетических представлений подрастающего поколения изменялись на различных этапах развития культуры.
Так, эстетика ХVII – ХVIII вв. развивалась в эпоху преобразования общества. Эстетическое воспитание еще не отделилось от утилитарного, практического обучения. Было принято, что деловой человек не должен уделять много времени искусству (хотя Дж. Локк считал, что с практической точки зрения, не стоит отказываться от идеи эстетического воспитания, ограничив его профессиональной потребностью).
Английские педагоги и философы, популяризаторы идей эстетического воспитания Г. Пичем, Э. Шефтсбери, Честерфильд подчеркивали, что развитие общества невозможно без сформированной эстетической культуры.
Помимо общих знаний, они предлагали обязательное обучение рисованию, поэзии, музыке, ораторскому искусству. Формирование эстетических представлений в этот период основывается на специальном обучении музыке, пению, танцам, рисованию, ручному труду, изучение искусства с одновременным совершенствованием общей подготовки.
Представители Просвещения: Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, А.Г. Баумгартен и другие – придавали большое значение формированию эстетических представлений и художественному образованию детей. Они считали, что каждый человек может заниматься каким-нибудь видом искусства, подчеркивая роль искусства и эстетического развития в служении национальному благу. Просветители пытались определить содержание эстетического воспитания, включая в него: рисование, языки, искусство мыслить, историю, географию, изящные искусства и литературу.
Рассматривая вопросы формирования эстетического представления, педагоги И.Ф. Гербарт, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель предлагали включить в него пение, рисование, художественные образы великих людей, а также развитие детского творчества – чтение художественных произведений, восприятие картин, слушание музыкальных произведений. Так эстетическое воспитание и как его результат формирование эстетического представления в ХVII – ХVIII вв. становится составной частью развития личности.
Идеи развития художественных способностей, эстетической культуры как основы развития гармоничной личности получили свое развитие у И. Канта, Т. Фихте, Ф. Гегеля и других философов ХIХ века. В этот период Ф. Шиллер впервые употребил термин «эстетическое воспитание». Он предложил понимать под этим понятием не только формирование способности постигать искусство, но и предлагал с его помощью формирование целостного человека, что достигается эстетическим представлением.
В.Н. Татищев считал, что сначала надо давать общеобразовательную подготовку. А затем обучать «искусствам и ремеслам», на практике прикреплять к опытным мастерам на производстве, а И.Т. Посошков говорил о необходимости определения сначала способности к художествам, а потом их обучению, наряду с образовательными нужно овладевать и художественными предметами.
Новые формы организации учебного процесса, делать упор на развитие способностей учащихся предлагал и М.В. Ломоносов. Он считал, что художники, актеры, музыканты должны быть образованными высококультурными людьми.
Таким образом, закладывались основы организации эстетического воспитания и формирование эстетического представления в учебных заведениях, в которых обращалось внимание на общеобразовательную, художественную, профессиональную подготовку, а также на внешний вид учащихся, убранство учебных заведений, расширялась сфера внеучебной деятельности. При Московском университете появились классы художеств (рисование, музыка, театр), устраивались публичные музыкальные экзамены, театральные спектакли, концерты.
Вопросы формирования эстетических представлений рассматривали ведущие русские педагоги: К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, П.П. Блонский, П.Ф. Лесгафт и др. Они видели в формировании эстетических представлений источник развития эстетических чувств, эстетического вкуса, подчеркивали, что в каждом школьном предмете содержатся возможности эстетического развития. Они включали в обязательные предметы для изучения литературу, музыку, изобразительное искусство, природу, а также художественное творчество – детский театр.
Таким образом, можно сказать в развитии русской философии и педагогики отчетливо прослеживается взаимосвязь эстетического воспитания с различными сторонами развития личности, отмечалось единство образования и воспитания, подчеркивалось значение общеобразовательных и художественных знаний.
Советская педагогика прошла трудный путь реформы и модернизации, своеобразно отразившей историю общественного развития, тесную связь образования и воспитания с историей общества. В теоретическом и практическом опыте педагогов прошлых лет есть то, что в современных условиях развития общества представляет актуальность и ценность.
Научно-исследовательского института художественного воспитания, в 1947 году, положило начало научной и исследовательской работе в области художественного образования и развития детей и молодежи. Ученые-педагоги Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, С.А. Герасимов, Н.А. Дмитриева, Д.Б. Квятковский, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, В.А. Разумный, В.К. Скатерщиков, В.А. Сухомлинский, В.А. Сластенин и др. разрабатывали проблемы эстетического воспитания, результатом которой стало определение и конкретизация принципов, функций, содержания и форм эстетического развития и образования, связь эстетического развития с творческой деятельностью, на основе которых развивалась современная система формирования эстетических представлений.
Мир искусства концентрирует в себе духовно-ценностный опыт, накопленный человеческой цивилизацией, это «образная память» человечества. По выражению Л.П. Печко, «искусство выступает как сердцевина культурно-эстетической среды», в которой развивается личность, и главным условием формирования ее эстетико-художественного, чувственного сознания . Таким образом, что эстетические представления — результат эстетического восприятия, закрепленный в образе воспринятого объекта.
Основными задачи в формировании эстетических представлений связаны с формированием морального облика ребенка. В своей книге Н.А. Ветлугина писала: «Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее» .
Для того, чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо накопление эстетических впечатлений, развитие эмоциональных и познавательных процессов. Поэтому процесс формирования эстетических представлений является взаимосвязанным со всеми сторонами педагогики, результаты проявляются в различных видах деятельности. Формирование у детей эстетических представлений тесно связано с другими формами воспитательной деятельности – с интеллектуальной, трудовой, нравственной, физической .
Эстетические представления – это возникающие на основе ассоциаций образы предметов и явлений, которые в совокупности с эстетической потребностью, эстетическим восприятием, эстетическим чувством, способствуют формированию эстетического вкуса, эстетического идеала и в целом оказывают определяющее влияние на развитие эстетической культуры личности. Следует отметить, что формирование эстетических представлений является промежуточным этапом эстетического становления личности и базируется на развитии эстетических потребностей, эстетических переживаний, эмоций и эстетического чувства. В то же время развитие эстетических представлений – последняя ступень на пути к формированию эстетического идеала и эстетической культуры личности, и, следовательно, является одним из важных компонентов эстетического образования и воспитания.
1.2. Особенности эстетических представлений школьников с умственной отсталостью
Эстетическое восприятие – это эмоциональный процесс. По этой причине мероприятия, нацеленные на его развитие, организуются в направлении вероятного преодоления дефектов у обучающихся в сфере эмоций.
В первую очередь, согласно трудам Стадненко Н.М., Вересотской К.И., наблюдается существенное своеобразие восприятия у школьников с умственной отсталостью: замедленный темп, объём воспринимаемого материала сужен. Узость, ограниченность восприятия препятствуют школьникам ориентироваться в той или иной ситуации, в особенности в незнакомой обстановке. Также для них характерна недостаточная
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аксенова, Л.А. Художественные ремесла как средство социально-трудовой адаптации выпускников коррекционных школ. Научное издание ОБЩЕСТВО И ДЕТСТВО: ПРАВА РЕБЕНКА. Тезисы докладов и сообщений 5 международной конференции «Ребенок в современном мире: Права ребенка. Санкт-Петербург: Омега Издательство РХГИ. 1998. 214 с.
2. Алышева, Т.В., Васенков, Г.В., Воронкова, В.В. Олигофренопедагогика: учеб пособие для вузов / Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова – М.: Дрофа, 2009. - 397 с.
3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. учеб. заведений /Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: 2001.
4. Большой психологический словарь [Текст]: Под редакцией Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. Москва: Прайм – Еврознак. 2003. 387 с.
5. Буров, А.И., Квятковский, Е.В. Проблемы эстетического развития личности школьника [Текст] / А.И. Буров, Е.В. Квятковский // Педагогика: Москва, 1987. 96 с.
6. Герасимов, С.А. Система эстетического воспитания школьников [Текст] / С.А.Герасимов // Педагогика. Москва, 2008. 264 с.
7. Грошенков, И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебн. пособие для учителей спец. коррекционных школ и студентов дефектолог. ф-тов педвузов. – М.: 2001.
8. Грошенков, И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: 2002.
9. Грошенков, И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной)школе 8-го вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / И.А. Грошенков. – М.: Издательский центр «Академия»,2013. – 208 с.
10. Грошенков, И.А. Эстетическое воспитание учащихся во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед.ин-тов// Под ред. В.В. Воронковой. – М.,1994.
11. Ибраева, Г. Эстетическое воспитание - очень значительное воспитание [Текст] / Г. Ибраева // Наука, новые технологии и инновации. 2012. № 6.
12. Карцева, Г. А. К вопросу об эстетическом воспитании [Текст] / Г. А. Карцева, Е. Ю. Игнатова // Аналитика культурологии. 2014.
13. Кириллова, Е. И. Вопросы современного эстетического воспитания ребенка посредством художественной творческой деятельности [Текст] / Е. И. Кириллова // Науковедение. 2013. № 6 (19).
14. Комарова, Т. С. Школа эстетического воспитания [Текст] / Т. С. Комарова // МОЗАИКА-СИНТЕЗ: Москва, 2010.
15. Короткина, Т.К., Шалыт, Л.Б. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / Т.К. Короткина, Л.Б. Шалыт. – М.: Инфра, 2006. – 367 с.
16. Критерии и диагностика уровня сформированности эстетического опыта детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] URL: http://www.goldedu.ru/golds-37-2.
17. Кузнецова, Л.А. Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического освоения предметно-бытового окружения школьниками с интеллектуальным недоразвитием. В сборнике «Психолого-педагогическая поддержка развития лиц с интеллектуальной недостаточностью: теоретические и прикладные проблемы. Межвузовский сборник научных трудов. Под ред. А. Зарин, В.Н. Вовка, С.Ю. Ильиной, Ю.Т. Матасова. – Архангельск: Изд.,2004. – 204 с.
18. Кузнецова, Л.А. Проблема интенсификации контактов умственно отсталых школьников с искусством. В сборнике: Особый ребенок в поликультурном обществе. Ребенок в современном мире. Детство и массовая культура материалы XXI Международной конференции. ЮНЕСКО, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Северо-Западное отделение Российской академии образования и др.. 2014. С. 64-66.
19. Кузнецова, Л.А. Художественно-прикладная деятельность как фактор развития ценностной ориентации у школьников с ограниченными интеллектуальными возможностями. В сборнике: Здоровье ребенка современного города Материалы IX международной конференции. Сер. "Ребенок в современном мире. Дети и город" Главный редактор: К. В. Султанов. 2002. С. 132-135.)
20. Лапшин, В.А., Пузанов, Б.Н. Основы дефектологии / В.А. Лапшин. – М.: «Просвещение», 2015. – 143 с.
21. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников [Текст] / Б.Т. Лихачев// Москва,1985.
22. Лихачев, Т. Б. Педагогика. Курс лекций / Т.Б. Лихачев. – М.:ВЛАДОС,2010. – 648 с.
23. Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей (сравнительно с нормой). М.,1969.
24. Мухина, В.С. Возрастная психология: детство, отрочество, юность [Текст] // В.С. Мухина, А.А. Хвостов // издательство "Академия", 2003. 624 с.
25. Назарова, И. А. Формы и содержание работы по художественно-эстетическому воспитанию детей и подростков в образовательном пространстве 55 муниципального района [Текст] / И. А. Назарова, Н. Г. Грибченкова // Диалоги о культуре и искусстве: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием ; отв. ред. А. А. Лисенкова ; Перм. гос. акад. искусства и культуры. 2014.
26. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994
27. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. - М., 2008.
28. Современные концепции эстетического воспитания [Текст] : Теория и практика / под ред. Н. И. Киященко// ИФ РАН. Москва, 1998. 56.
29. Таборидзе М.Д. Эстетическое воспитание школьников [Текст] : Педагогика /М.Д. Таборидзе// Москва, 2007. 52с.
30. Топилина, Н. В. Эстетическое воспитание школьников как актуальная проблема нашего времени [Текст] / Н. В. Топилина // Инновационная наука, 2015. №4-2.
31. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Текст] : 2013. 55. Эстетическое воспитание школьников: вопросы теории и методики [Текст]: Педагогика / под ред. М. Д. Таборидзе. Москва, 1988. 104 с.
32. Эстетическое развитие школьников [Текст] /А.И. Буров, Т.Ф. Завадская, В.В. Колокольникова и др.// под ред. А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева. Педагогика. Москва, 1974. 304 с.