Фрагмент для ознакомления
2
этногенеза немецкого народа в Центральной Европе из конгломерата населивших эту территорию в первые века новой эры германских племен, частично смешавшихся с автохтонным населением. Начало этого процесса совпало по времени с другим протекавшим в Европе историческим процессом мирового значения: крушением Римской империи и переделом ее наследия, значительная часть которого была присвоена германскими племенами: франками, лангобардами, вестготами и др. Одним из артефактов этого наследия являлась идея панъевропейской империи, которую попытался реализовать в VIII веке Карл Великий. По сути, это была попытка возрождения Римской империи в новом качестве и с новым этническим составом. На позднюю античность были ориентированы и политическая, и правовая, и интеллектуальная, и культурная сферы ее жизни . Однако, это государственное образование оказалось непрочным и просуществовало в качестве единого менее тридцати лет после смерти своего основателя. Верденский раздел 843 года империи Карла Великого между его потомками, в результате которого было образовано Восточно-франкское королевство (на территории к северу от Альп между Рейном и Эльбой), жители которого говорили преимущественно на одном языке , Это государственное образование стало первым общегерманским государством в истории немецкого народа. С его появлением впервые была обозначена территория, которую германские племена, слившиеся позже в немецкий народ, стали рассматривать, как свою землю. Вместе с тем, Верденский раздел, приведший к образованию этого государства, заложил и основы внешней политики Германии. Поскольку земли к западу от Рейна и к югу от Альп заселяли народы, близкие к населению Восточно-франкского королевства по мировоззрению и уровню материальной культуры, широкая экспансия, предполагающая не только военные захваты, но и культурную ассимиляцию, в этих направлениях была невозможна (что, однако, не отменяло конфликтов из-за желания пересмотра границ). Соответственно, важнейшим направлением экспансии оставалось восточное – на земли славян, имевших другую материальную культуру и ведших иной образ жизни. Эти вектора политики немецких государств (западный, сопряженный с решением приграничных споров и восточный, ориентированный на широкую экспансию) будут прослеживаться и в дальнейшем, в том числе и в современной политике.
Восточно-франкское королевство, однако, не являлось ни национальным государством немцев (немецкий этнос к тому времени еще окончательно не сформировался) ни империей, из состава которой оно, собственно говоря и вышло. Не имея корней и идей развития, оно довольно быстро превратилось в аморфный конгломерат феодальных владений, власть короля в которых была номинальной. Однако, идея империи, унаследованная от Рима, а затем и от империи Карла Великого, возрождавшего Римскую империю, несмотря на очевидный провал ее реализации, оказалась востребованной и в Восточно-франкском королевстве. Генезис имперской идеи у германских народов принято связывать с политической деятельностью Оттона I (912-973 гг.) — основателя Священной Римской империи. Формируя свою империю, Оттон I опирался на систему политических ценностей, созданную Карлом Великим — первым Императором Запада. Воспроизведя ряд политических ритуалов и символов (коронации в Ахене и в Риме, принятие титула «короля франков и лангобардов» и пр.), Оттон таким образом упрочил идеологическую связь своего государства с легендарными государствами прошлого, империей каролингов и Римской империей . Создание Оттоном I Священной Римской империи (переименованную его потомками в Священную Римскую империю германской нации) не только подтвердило экспансионистские притязания нового государства на восточном направлении (империя без экспансии невозможна, а западное направление экспансии фактически закрыто), но и создало новый вектор противоборства – южный, направленный на Рим (вернее, папскую власть в Риме). Заявляя одним своим названием право на моральное и духовное лидерство в христианском мире, Священная Римская империя вступала в противоборство с папством (в том числе и прежде всего за власть светскую). Противоборство римских пап и императоров Священной Римской империи еще многие века определяло политическую жизнь Западной Европы (важным эпизодом его является, например, противоборство партий гибеллинов и гвельфов, породившее ряд гражданских войн в европейских государствах). Идея противостояния императора и папства глубоко проникла в народ Священной Римской империи и способствовала появлению и быстрому распространению на ее территории в XVI веке такого направления христианства, как протестантизм, который, перерос противоборство властных структур и, в конечном счете, оформился в цивилизационное противостояние. Священная Римская империя в целом и Германия в частности превратились в арену наиболее жестокого противостояния католиков и протестантов (здесь протекали основные события Тридцатилетней войны, а также ряда менее масштабных религиозных войн). Однако, взаимодействие Германии и Рима было заметно сложнее обычного противостояния – Рим на протяжении всей истории германской государственности являлся для Германии важнейшим цивилизационным центром, задававшим основные направления развития общества западнохристианского мира. Римским папством благословлялась восточная экспансия германских государств, сначала под лозунгом необходимости крещения язычников, затем – как способ противостояния православию. Поэтому, несмотря на перманентный конфликт папства и императоров Священной Римской империи, эти политические структуры регулярно находили точки развития взаимодействия.
Священная Римская империя, ядро которой составляли немцы, была мультиэтнической и мультикультурной христианской империей универсального характера. Ее населяли итальянцы, французы, голландцы, датчане, поляки, чехи словенцы. Немцы, жившие в границах рейха, воспринимали себя с примерно 1100 года как единый народ. Об этом свидетельствует и их самоназвание. Слово Deutsch было первоначально прилагательным, соотносимым с названием языка. Впоследствии оно стало использоваться применительно к людям, которые говорят на этом языке, и к территории проживания этих людей . Однако, несмотря на сформировавшуюся этническую общность, немцы не создали единого государства, поскольку местнические интересы феодалов препятствовали объединительным процессам. Более того, Священная Римская империя, повторив судьбу Восточно-франкского королевства, довольно быстро превратилась в конфедерацию королевств, княжеств, впоследствии и вольных городов, в которой император имел преимущественно номинальные права, а затем стали вовсе избираться наиболее влиятельными курфюрстами. Будучи частью Священной Римской империи, Германия довольно четко осознавала себя, как страна (т.е. территория проживания немецкого народа), но, при этом, состояла из множества (до нескольких сотен) фактически независимых государств, периодически объединившихся под знаменами разных предводителей для решения определенной задачи (например, очередного этапа экспансии на восток или отражения общей угрозы). Такое разделение страны, существовавшее весьма длительное время (до середины XIX века) способствовало формированию традиций местного самосознания ее населения, воплотившихся позднее в федеративном устройстве единого немецкого государства. Оно же порождало и борьбу за политическое лидерство в Германии между отдельными княжествами и королевствами. В этой борьбе к концу XVIII века стали лидировать государства, находящиеся
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Басов Ф.А. Германия в Европейском Союзе: от экономического локомотива к политическому лидерству // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2017. Т. 10. № 1. С. 33-52.
2. Иванов Р. Л. О классификации научных подходов к понятию государства // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2015. №1 (42). – сс. 6-10.
3. Костромин К., Соколов Ю. А. Кризис средневековых универсумов на стыке романской и готической эпох в знаковой системе Средневековья // Христианское чтение. 2015. №5. – сс. 10-81
4. Ланьшина Т. А. «Мягкая сила» Германии: культура, образование, наука // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. №2. – сс. 28 – 58
5. Макеева И. В. Этничность и культурно-исторические основы немецкой нации // Вологдинские чтения. 2008. №66. – сс. 60 – 66.
6. Миллер А. И. Дебаты об истории и немецкая идентичность // Полит. наука. 2005. №3. – сс. 66-75.
7. Пуховская Е. Ю. География, геополитика, пангерманизм: у истоков немецкой харизмы // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2010. №1. – СС. 106-115.
8. Рулинский В. В. Преодоление нацистского прошлого в ФРГ. Феномен Гольдхагена // Современная Европа. 2016. №5 (71). – сс. 67-78.
9. Старостин Д. Н., Гайворонский И. Д. Разделы власти в королевстве франков эпохи Каролингов от Пипина III до Верденского раздела (751-843 гг. ) // Вестник СПбГУ. Серия 2. История. 2014. №1. – сс. 72 – 82.
10. Холина Е. А. Формы и критерии признания государств // Пробелы в российском законодательстве. 2012. №3. – сс. 218 - 222
11. Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001. – 412 с.
12. Шевченко С. Экономика Германии: роль государства // Сайт «Переселенческий вестник» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://aussiedlerbote.de/2019/09/economica-germanii-rol-gosudarstwa/
13. Энергетический поворот – ключевая задача будущего правительства ФРГ // сайт газеты Deutsche Welle [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dw.com/ru/энергетический-поворот-ключевая-задача-будущего-правительства-фрг/a-17074939
14. Krugman P. R. Geography and Trade. Cambridge, MIT Press, 1991.