Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Важнейшим направлением государственной политики на рынке труда является содействие занятости граждан. Статья 37 Конституции Российской Федерации устанавливает право каждого на защиту от безработицы, что налагает на государство соответствующие обязательства, в том числе установление социальных гарантий защиты и поддержки работников в случае безработицы.
Государственные гарантии в сфере занятости также предусмотрены Законом Российской Федерации от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Так, гражданам Российской Федерации гарантируются защита от безработицы, социальная поддержка, бесплатное содействие в выборе подходящей работы и трудоустройстве, при посредничестве служб занятости и социальной поддержки безработных бесплатное профессиональное обучение, переподготовка и повышение квалификации по направлению служб занятости и бесплатное медицинское освидетельствование по направлению служб занятости на профессиональное обучение (статья 12).
Вопросы организации реализации мероприятий, предусмотренных программой занятости населения субъекта Российской Федерации, направленных на социальную защиту граждан, оставшихся без работы, являются актуальными в условиях рыночной экономики. В связи с этим тема работы представляет интерес для исследования.
Объектом исследования является рынок труда.
Предметом исследования – дискриминация на рынке труда.
Цель данной работы проанализировать ситуацию дискриминации на рынке труда.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы дискриминации на рынке труда;
провести анализ дискриминации на рынке труда в Российской Федерации;
раскрыть проблемы рынка труда и пути их решения.
Теоретической основой работы являются работы отечественных авторов: Н.А. Василенко, Н.И. Глазунова, В.А. Ершов, Я.Я. Кайль, Р.Т. Мухаев, С.Ю. Наумов, В.П. Орешин, О.М. Рой, М.И. Халиков, В.Е. Чиркин, Ю.Н. Шедько, В.В. Яновский и др.
В процессе работы использовались методы научного познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, а также cиcтeмaтизaция, oбoбщeниe и oпиcaниe.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
1 Теоретические основы дискриминации на рынке труда
1.1 Понятие и сущность рынка труда
Для Российского государства исторически характерна роль важнейшего игрока во всех ключевых сферах развития страны. Эта тенденция также прослеживается в области рынка труда.
Современный рынок труда является особой экономической сферой, которая играет важную роль в национальной экономической системе России. Исследователи чаще всего изучают такие категории, как заработная плата, уровень занятости граждан, безработица, динамика вакансий, перераспределение рабочих мест по отраслям. В связи с важностью этой сферы в национальной экономике во многих странах мира, в том числе в России, государственное регулирование рынка труда .
Государственное регулирование рынка труда в России осуществляется в следующих основных направлениях. Во-первых, это стимулирование занятости, а также увеличение числа рабочих мест в организациях и учреждениях, принадлежащих государству. Во-вторых, это содействие развитию институтов, деятельность которых направлена на повышение производительности труда, подготовку новых кадров. В-третьих, это реализация программ для решения проблем, связанных с поиском и наймом персонала. В-четвертых, это борьба с безработицей и поддержка граждан, не имеющих работы.
Для чего, собственно, и происходит государственное регулирование рынка труда в России. Прежде всего, это создание условий, при которых максимально возможное число граждан может себя обеспечить. Чем меньше безработица тем ниже нагрузка на госбюджет в плане обеспечения мер различной поддержки населения.
Государство заинтересовано в построении конкурентоспособной экономики, социальная и политическая стабильность зависит от качества ее функционирования. Это во многом определяется квалификацией кадров, а также в значительной степени зависит от нее уровень производительности труда.
Государство должно выстраивать стратегию долгосрочного развития экономики, обеспечивать фундаментальные факторы стабильности политики, которые во многом зависят от качества функционирования национальной экономической системы. Среди ключевых критериев здесь адаптация экономики, особенно с точки зрения занятости, к изменениям на рынке. Дело в том, что в условиях капиталистической модели, в соответствии с которой в настоящее время развивается большинство стран, возможны периодические изменения в структуре различных отраслей промышленности, насыщение отдельных рынков, возникновение новых. Эти процессы формируют новые требования к рынкам труда.
Если они происходят на национальном уровне, то государство становится ключевым институтом, который призван обеспечить соответствие курса социального и политического развития страны вызовам рынка.
Государственное регулирование рынка труда, в соответствии с популярными концепциями российских экспертов, может быть выражено в двух основных формах активных и пассивных. Что касается первого, то подразумевается, что работа будет проводиться в направлении создания рабочих мест, стимулирования занятости, борьбы с безработицей.
Пассивная форма участия государства в развитии рынка труда, как правило, сводится к материальной поддержке людей, не имеющих занятости, посредством выплаты пособий .
Объекты и субъекты рынка труда и механизм их взаимодействия представлены в приложении 1.
Рассмотрим, как государство подходит к решению такой проблемы, как регулирование занятости и рынка труда, какие задачи ставятся перед ним. Прежде всего, это привлечение новых инвестиций в экономику, что позволяет нам открывать новые производства, осваивать отрасли, в результате создавать рабочие места. Кроме того, государство должно обеспечить занятость населения путем организации работы соответствующего назначения служб и бирж труда.
Следующим необходимым направлением работы властей является содействие развитию бизнеса, особенно малых и средних предприятий. Такие фирмы, по мнению экономистов, могут обеспечить занятость людей в небольших городах, где нет стратегических государственных предприятий, и в отраслях, для которых наличие государственных активов нехарактерно и не всегда целесообразно на свободном рынке (общественное питание, Услуги, розничная торговля). Еще одной важной задачей государства является эффективное регулирование миграционных процессов.
Очень много проблем, характерных для рынка труда, как полагают эксперты, предопределены географическим аспектом российской экономики. Есть города, где просто нет работы из-за того, что расположение предприятий там невыгодно. И в этом случае людям, живущим там, нужно как-то найти работу. Это может сделать государство, организовав эффективные программы, способствующие переселению граждан в промышленно развитые районы.
Продолжая изучение теоретических аспектов, отражающих методы государственного регулирования рынка труда, мы можем рассмотреть, на каких уровнях может быть реализована соответствующая политика властей. Эксперты определяют три.
Во-первых, это макроуровень. Он играет ключевую роль в высших институтах государственной власти. Их функциями являются разработка законов, регулирующих рынок труда в России, а также внедрение принятых
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №31. – Ст.3823.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
4. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1991. - № 18. - ст. 566.
5. Андреева А. А. Социальные гарантии при безработице / А. А. Андреева // Бюджетный учет. – 2017. – № 6. – С. 54–78.
6. Бурлака Н. П. Управление занятостью лиц пенсионного возраста / Н. П. Бурлака // Российское предпринимательство. – 2019. – № 3. Вып. 1 (179). – С. 104–108.
7. Василенко Н. А. Государственное и муниципальное управление: учебник / Н. А. Василенко. – М.: Юрайт, 2017. – 415 с.
8. Глазунова Н. И. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Н. И. Глазуноваـ. – М.: Проспект, 2017. – 630 с.
9. Ершов В. А. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / В. А. Ершов. – М.: ГроссМедиаـ, 2017. – 255 с.
10. Жарова Е. Ю. Реализация работодателем обязанности информировать службу занятости о вакантных рабочих местах в организации / Е. Ю. Жаـрова // Отдел кадров коммерческой организации. – 2019.– № 11. – С.21–34.
11. Кайль Я. Я. Система государственного и муниципального управления. Учебное пособие / Я. Я. Кайль. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 364 с.
12. Мухаев Р. Т. Система государственного и муниципального управления. Учебник / Р. Т. Мухаев. – М.: Юнити–Дана, 2017. – 684 с.
13. Наумов С. Ю. Государственное и муниципальное управление. Учебное пособие / С. Ю. Наумов, Н. С. Гегедюш, М. М. Мокеев. – М.: Дашков и К, 2016. – 556 с.
14. Наумов С. Ю. Система государственного управления: учебное пособие / С. Ю. Наумов. – М.: Инфра–М, 2017. – 304 с.
15. Орешин В. П. Система государственного и муниципального управления. Учебное пособие / В. П. Орешин. – М.: Инфра–М, 2017. – 320 с.
16. Орловский Ю. П. Актуальные проблемы трудового законодательства в условиях модернизации экономики: монография / Ю. П. Орловский. – М.: Юстицинформ, 2017. – 247 с.
17. Петров А. Я. Занятость: гарантии прав граждан / А. Я. Петров // Кадровик. – 2017. – № 12. – С. 52-68.
18. Рой О. М. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / О. М. Рой. – СПб.: Питер, 2017. – 368 с.
19. Серегина Л. В. Социальные гарантии в сфере занятости населения: понятие, признаки и классификация / Л. В. Серегина // Кадровик. – 2017. – № 2. – С. 15-29.
20. Соболева Е. А. Взаимодействие учреждений и службы занятости населения / Е. А. Соболева // Управление персоналом. – 2016. – № 8. – С. 91-115.
21. Сойфер В. Категория рабочего места в законодательстве о занятости и труде / В. Сойфер // Кадровик. Трудовое право для кадровикаـ. – 2017. – № 9. – С.12-46.
22. Халиков М. И. Система государственного и муниципального управления. Учебное пособие / М. И. Халиков. – М.: Флинтаـ, 2017. – 480 с.
23. Чиркин В. Е. Система государственного и муниципального управления: учебник / В. Е. Чиркин. – М.: Нормаـ, 2017. – 432 с.
24. Шедько Ю. Н. Система государственного и муниципального управления:учебник / Ю. Н. Шедько. – М.: Юрайт, 2016. – 570 с.
25. Яновский В. В. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность / В. В. Яновский, С. А. Кирсанов. – М.: КноРус, 2016. – 200 с.
26. Федеральная служба по труду и занятости. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rostrud.ru.