Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Занятия физическими упражнениями и спортом имеет огромное значение в формировании здорового образа жизни, в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья, в противодействии влияния негативных факторов окружающей среды .
Наиболее распространенной и доступными упражнениями для детей являются спортивные игры.
Главное достоинство спортивных игр заключается в том, что он не требует специальных условий и не редко и инвентаря, что позволяет заниматься спортивными и подвижными играми на свежем воздухе и даже в спортивных залах образовательных школ. Занятия спортивными играми создают возможность тренировки вестибулярного аппарата, развития координации движений, делают уроки физической культуры яркими, что дополнительно создаёт положительный эмоциональный фон и поднимает командный дух.
Спортивные игры благоприятствует равномерному развитию опорно-двигательного аппарата, т.к. в работу включаются все мышечные группы, а тренировки, особенно групповые, где присутствует соревновательный аспект, требуют значительных физических нагрузок. Оптимальные физические нагрузки при выполнении различных спортивных игр снимают усталость, увеличивают интерес к занятиям. Игры также благоприятствуют и нравственному воспитанию. Уважительное отношение к соперникам, ощущение чувства дружбы, честность в спортивном соревновании, стремление к самосовершенствованию – все эти качества успешно формируются под влиянием спортивных и подвижных игр. Занятия спортивными играми могут выступать как эффективный элемент мотивации в процессе формирования оптимального мотивационного комплекса при занятиях спортом.
Федеральный государственный образовательный стандарт [24] для учащихся включает материал по спортивным играм, но на изучение технических элементов и приемов, спортивных игр отведено небольшое количество часов.
Со стороны школы мало внимания уделено формированию интереса к двигательным действам на основе игровой и соревновательной деятельности игры в волейбол, футбол, гандбол и др. утверждает Т.А. Сластенина [20].
Вышеизложенные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в поиске путей реализации спортивных игр как средство развития взаимоотношения между подростками, обучения двигательным умениям и навыкам в игровой деятельности, а, следовательно, повышении эффективности физического воспитания в школе, и определили тему нашего исследования.
Объект исследования – процесс развития взаимоотношения между подростками посредством спортивных игр.
Предмет исследования – Эффективность применения спортивных игр для школьников-подростков для развития взаимоотношения.
Цель – совершенствование развития взаимоотношений школьников -подростков посредством спортивных игр.
Гипотеза исследования – мы полагаем, что регулярные занятия упражнениями спортивных игр развитию взаимоотношений детей-подростков.
Реализация поставленной цели предусматривала выполнение следующих задач:
1. Осуществить теоретический анализ научных исследований по проблеме исследования.
2. Раскрыть использование подвижных игр в развитии взаимоотношений между подростками.
3. Разработать рекомендации и предложения.
Практическая значимость работы заключена в возможном использовании результатов исследования, как в консультативной практике, так и в процессе преподавательской деятельности.
Материалы курсовой работы могут быть использованы следующими категориями лиц:
- учителями физической культуры в ходе разработки программы по физическому воспитанию школьников;
- студентами для подготовки к практическим и семинарским занятиям;
- учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, для систематизации и обобщения материала.
Структура работы. Данная работа имеет традиционную структуру. Она состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. Обзор научной литературы по теме исследования спортивных игр как средство развития взаимоотношений между подростками
1.1 Анатомо-физиологические особенности подростков
Если обратиться к дефиниции возраста человека, то можно как сказать, что – это автономный период созревания индивидуума, который будет отличаться своим особенным своеобразием.
В научной литературе возрастные периоды формирования человеческого организма выделены на основе особенностей онтогенеза, а также специфических общественных процессов или культурных соображений.
Подростковый возрастной период является примером точнее всего онтогенетического выделения возраста, так как рассматриваемый возраст можно связать с началом пубертатного созревания. В этой связи в научной литературе выделяет подростковый возраст на ряд период. В общем можно подростковый возраст отнести к периоду от 1-12 лет до 15-17 лет. Причем в научных исследованиях, в связи с важностью и противоречивостью рассматриваемого возраста, выделяются отдельные его стадии .
Период младшего подросткового возраста – период от одиннадцати до тринадцати лет, период среднего подросткового возраста – от тринадцати до пятнадцати лет, период старшего подросткового возраста 0 от пятнадцати до семнадцати лет.
Следует в данном случае отметить, что рассматриваемый возраст будет соответствовать докритической стадии, средний подростковый – критической стадии, старший подростковый – посткритической стадии развития.
Подростковый период – один из переломных на дороге к биологической зрелости индивида, что обуславливается началом полового созревания, морфологическими и физиологическими перестройками внутренних органов индивида.
К основным физическим особенностям подростков следует отнести следующие процессы:
- процесс увеличения роста, что приводит к незначительной потере координационных способностей, неловкости, несуразности, не всегда подросток может владеть своим телом;
- к процессу увеличения массы мышц и мышечной силы при значительно пониженных способностях к продолжительным физическим нагрузкам и концентрации, скорой утомляемости, что соответственно вызывает строгого дозирования нагрузок в этот период;
- процесс диспропорции сердечной и сосудистой систем, что обусловлено тем, что процесс увеличения объеме сердечной мышцы проходит очень стремительными темпами, нежели рост соответственных сосудов. Это может привести к некоторым функциональным нарушениям, таким как: появляется учащенное сердцебиение, повышается артериальное давление, возникают головные боли, головокружение, повышается утомляемость, могут быть потемнения глазах при острых движениях и пр.;
- процесс перестройки эндокринной и нервной систем, в рамках которой повышения секреции половых и других внутренних желез может привести к доминированию процессов возбужденности над процессами торможения, что может привести к раздражительности, несдержанности, неуравновешенности ребенка .
Процесс полового созревания и бурного физического развития определяют и т психологические особенности рассматриваемого возрастного периода индивида. Отечественная возрастная периодизация в своих
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Беляев, А.В., Савин М.В. Волейбол: Учебник для институтов и академий физической культуры. – М.: СпортАкадем-Пресс, 2002. – 456 с.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М. : Просвещение, 2008. – 464 с.
3. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М. : Смысл, 2013. – 1136 с.
4. Горбенко, Н.П. Особенности подготовки велосипедистов индивидуальной гонки /Н.П. Горбенко //Современные здоровьесберегающие технологии,2016.-№5.-С.40-45.
5. Горохова, М.Ю. Развитие активности и самостоятельности детей дошкольного возраста: монография / М.Ю. Горохова. – Самара: ГОУ СФ ГОУ ВПО МГПУ, 2011. – 104 c.
6. ЗефироваЕ.В/ Начальное обучение технике передачи двумя руками сверху в волейболе/ Е.В Зефирова., В.А. Платонова, Е.Г. Удин Методическое пособие. — СПб: СПбГУ ИТМО, 2010. — 58 с.
7. Коблев, Я.К. Биомеханические и дидактические аспекты преемственности в физическом воспитании / Я.К. Коблев, А.М. Доронин, Д.А. Романов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - №2 (84). - С. 73-77.
8. Методика подготовки гандболистов на основе их анатомо- физиологических и индивидуальных особенностей : [учеб. пособие] / А. П. Попович, Г. И. Мехович, Т. А. Коломийчук, С. Д. Кунышева, Е. А. Гончарова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 136 с.
9. Пиаже, Ж. Теория Пиаже / Ж. Пиаже // История психологии. XX век : хрестоматия / ред. П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. – 5-е изд. – М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2013. – С. 717–777.
10. Спортивные игры в современной системе физического воспитания: Материалы регион. науч.-практ. / Под ред. В.В.Григоревича. – Гродно: ГрГУ, 2017. – 99 с.
11. Техника, тактика, методика обучения: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М.Портнов, В.П.Савин, А.В.Лексаков; Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издатель¬ский центр «Академия», 2004. - 520 с.
12. Фельдштейн, Д.И. Трудный подросток : некоторые психологические вопросы формирования личности детей подросткового возраста / Д.И. Фельдштейн. – 2-е изд. – М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2018. – 208 с.
13. Филимонов, В. И. Бокс. Спортивно-техническая и физическая подготовка [Текст] : учебное пособие / В. И. Филимонов. – М. , 2000. – 425 с.
14. ХолодовЖ.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /Ж.К.Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Academa, 2016.- 480 с.
15. ШестаковМ.П. Гандбол: Такт. подготовка/ М.П. Шестаков, И.Г. Шестаков. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 129 с.
16. Шишкина, В.А. Физическое воспитание дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / В.А. Шишкина. – Минск: Зорны верасень, 2017. – 160 с.
17. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 2017. – 450 с.