Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Семья представляет собой первую в жизни человека социальную группу, при помощи которой личность приобщается к культурным ценностям, развивается как личность, осваивает свои первые роли в социуме.
Для человека семья представляет собой базовый элемент среды, в котором он живет, как в коконе, первую четверть жизни, и последующую часть – выстраивает свою семью.
Семья представляет собой малую социальную группу, члены которой взаимосвязаны брачными и родительскими отношениями, общим бытом и моральной ответственностью. Социальная необходимость в семье связана с социальным мотивом в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Указом президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций.
Целевые ориентиры Национальной стратегии представлены следующими положениями:
- сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода;
- повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, основанных на международных стандартах прав ребенка и Рекомендациях Комитета министров Совета Европы о правах детей;
- обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним;
- обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье.
Целью данной работы является рассмотрение государственной семейной политики РФ.
Задачи:
1) Рассмотрение сущности института семьи как объекта государственной семейной политики;
2) Описание основ современной российской политики в области семьи;
3) Характеристика направлений государственной семейной политики в социальной практике;
4) Анализ правовых и организационных механизмов реализации государственной семейной политики в РФ.
Актуальность рассматриваемой темы связана с тем, что сегодня в России наблюдаются трансформации в экономической, социальной и политической жизни. Данные трансформации инициируют новые проблемы в обществе, которые сказываются на воспитании, развитии, социальном и физическом здоровье детей, подростков и молодых людей и влияют на семейное воспитание.
Объектом исследования является государственная семейная политика в РФ.
Предмет исследования – особенности организационно-правового обеспечения семейной политики в РФ на современном этапе.
Глава 1 Теоретические основы государственной семейной политики
1.1 Сущность института семьи как объекта государственной семейной политики
В настоящее время нет единого принципа воспитания и наблюдается тенденция, когда родители совершенно по-разному воспитывают детей. Родители, которые заботятся о своем ребенке, должны стараться удерживать его поведение в определенных пределах. Родители иногда склонны полагать, что любое контролирование ребенка приведет к отсутствию творческих начал и самостоятельности. И в таком случае родители просто беспомощно смотрят на то, что ребенок делает. А делает он то, что ему хочется.
В других случаях родители могут думать, что ребенок во всем должен быть уже как взрослый. Такие родители могут постоянно проявлять контроль к действиям ребенка, они могут ограничивать ребенка, не предоставлять ему самостоятельности. И то, и другое является крайностью. Любые указания родителей должны быть в определенных границах реальности, здравости и должны принимать во внимание потребности детей в безопасности, самостоятельности и творческой деятельности .
Если ребенок воспитывается в семье, где его любят, принимают, уважают, ему доверяют, то такой ребенок становится таким же, у него формируются такие же установки, которые формируют у него адекватную самооценку и чувство успешности.
Также к трудностям относят и урбанизацию общества. Если ранее в небольшом городе все практически знали друг друга, то сейчас, с развитием мегаполисной жизни, люди практически не общаются с соседями и даже родственниками. Если ранее родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а дети не могли вести себя недостойно, то в крупном городе – противоположная ситуация.
Сейчас молодые люди и молодые семьи обладают большими возможностями, социально мобильны. Но одновременно с этим появляется трудность в том, что современное поколение вообще не хотело бы заводить детей, в лучшем случае сейчас у семей два ребенка. В такой семье дети, как правило, не получают достаточных навыков практики по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами.
Кроме того, в эпоху глобальной информатизации усиливается влияние на психику детей кино и фильмов, которые важно пропускать через фильтр нужности и важности к просмотру. На второй план уходят поддержка слабого, эмпатия, дружба, привязанность и любовь. Увеличивается количество правонарушений .
К трудностям могут относиться и изменения в морально-психологическом климате семьи (агрессия, насилие и пр). Это крайне негативно влияет на психологическую атмосферу в семье и на педагогическое воспитание в ней.
Социальная политика государства – это целенаправленная деятельность правительства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.
Все сложившиеся сегодня в разных странах типы государственной социальной политики можно разделить на две группы:
1. Остаточная: социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии должным образом осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Типичным примером является Американская модель.
2. Институциональная: здесь социальная политика государства играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. Например, Шведский вариант социального государства.
Обе группы различаются между собой не наличием или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением и степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства. Социальная роль государства во всех остальных странах мира находится в диапазоне между этими двумя группами .
Целью реализации социальной политики является предоставление социальной защиты населения и обеспечение определенного уровня благосостояния. Социальная защита населения представляет собой совокупность мероприятий и государственных органов, отвечающих за их осуществление.
К основным мероприятиям социальной защиты относят:
1) Социальную гарантию – это определенный набор благ, предоставляемых государством независимо от материального положения гражданина (бесплатное здравоохранение, образование).
2) Социальное обеспечение – это предоставление определенным группам населения социальных благ со стороны государства (детские сады, ясли, пенсии).
3) Социальную помощь – предоставление определенных благ малообеспеченным слоям населения в виде пособий, дотаций.
4) Социальная защита населения должна основываться на принципах гуманизма и адресности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
Нормативные правовые акты
1) Ведомость Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 7 ноября 1990г. -No45. -Ст.955, в сборнике «Действующее международное право» т. 2
2) Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351)// https://base.garant.ru/191961/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
3) Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года» // Источник СПС КонсультантПлюс
4) Собрание законодательства Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. -No 17. -Ст. 1755
5) Собрание законодательства Российской Федерации от 01.01.96 г. -No 1. -Ст. 16.
6) Собрание законодательства Российской Федерации от 20.05.96 г. -No 21. -Ст. 2460.
7) Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954
8) Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»// https://base.garant.ru/70183566/
9) Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"// Источник СПС КонсультантПлюс.
10) Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ(ред. от 23.05.2015, с изм. от 14.12.2015) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"// Источник СПС КонсультантПлюс.
11) Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в РФ"// Источник СПС КонсультантПлюс.
12) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Литература
13) Адзиев Х. Г. Семья как институт гражданского общества / Х. Г. Адзиев, Н. Н. Гасанов // Социально-гуманитарные знания. -2016 . -N 6 . С. 88
14) Антонов А.И. Судьба семьи в России XXI века: Размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции. / А.И. Антонов, С.А. Сорокин. - М.: Издательский дом «Грааль», 2016. -416 с.
15) Дармодехин С.В. Семья и государство: монография / С.В. Дармодехин. -М.: ГосНИИ семьи и воспитания. 2016. -207 с.
16) Жуков В. И. Семья в контексте социальной политики России / В.И. Жуков. - М.: Изд-во РГСУ. 2018. -с. 412
17) Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества / Л.В. Карцева. // Социологические исследования. 2013. No7. С.92-99