Фрагмент для ознакомления
2
–прямоугольной печатью с номером избирательного участка, полученной в вышестоящей избирательной комиссии;
– плакатами с правилами голосования с использованием КОИБ;
– запасными штемпельными подушками для печати (из расчета одна штемпельная подушка на 1000 оттисков);
– избирательными бюллетенями, подготовленными в соответствии с установленными требованиями;
– резервными стационарными ящиками для голосования;
– пломбами для опечатывания сканирующих устройств;
– конвертами для хранения ключевых носителей информации.
При голосовании с помощью таких электронных урн используются стандартные бумажные бюллетени, а отметки, сделанные избирателем, сканируются и распознаются прибором, производящим подсчёт. Все КОИБы подключены к системе ГАС «Выборы».
ГАС «Выборы» - автоматизированная система общегосударственного уровня, используемая в основном для реализации информационных процессов в ходе подготовки и проведения выборов и референдумов[13].
В момент голосования с помощью КОИБов происходит одновременный обмен данными между всеми комплексами на участке, а также общей базой данных. Все данные с электронных урн записываются на внешний usb-носитель, передаются в вышестоящую избирательную комиссию и незамедлительно вносятся в систему ГАС «Выборы» по защищённым каналам связи. После завершения голосования КОИБ распечатывает итоговый протокол с помощью встроенного принтера.
Основное преимущество КОИБов перед обычными урнами в том, что они обеспечивают надёжность и объективность подсчёта голосов. Автоматизация процесса позволяет получить результаты голосования сразу же после закрытия избирательных участков. Использование на участках КОИБов оптимизирует работу избирательных комиссий и способствует более прозрачному подведению итогов голосования.
1.2. Обеспечение избирательных прав при использовании КОИБ
Пункт 28 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [3] определяет понятие «избирательные права» как «конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Очевидно, что «наблюдение за установлением итогов голосования» предполагает возможность проверить, что данный бюллетень или голос был правильно учтен избирательной комиссией. После доставки на избирательный участок избирательных бюллетеней председатель УИК [13]:
– отделяет часть избирательных бюллетеней, предназначенных для проведения тестирования КОИБ и тренировки, и передает их операторам КОИБ для соответствующего оформления;
– часть избирательных бюллетеней, предназначенных для выдачи избирателям в день голосования, оформляется в соответствии с требованиями.
Тестирование КОИБ проводится в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования перед его началом. Избирательные бюллетени для проведения тестирования КОИБ должны быть подготовлены с соблюдением следующих требований:
– для каждого сканера КОИБ;
– по каждому виду выборов;
– отдельно для проведения тестирования в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования.
Комплект избирательных бюллетеней для проведения тестирования одного сканирующего устройства, входящего в состав КОИБ, рассчитывается по формуле: К + 3, где К – количество зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, внесенных в избирательный бюллетень.
Из числа трех дополнительных избирательных бюллетеней:
– один недействительный бюллетень без отметок;
– один недействительный бюллетень, в котором число отметок в квадратах превышает число отметок, установленное законом;
– один бюллетень неустановленной формы без оттиска печати.
Например, при наличии 4 зарегистрированных кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень, расчет количества избирательных бюллетеней для проведения тестирования осуществляется следующим образом:
(4 + 3) х 2 х 2 = 28
Из них 14 будут использоваться для проведения тестирования накануне дня голосования, 14 – в день голосования[4].
Тренировка проводится только в день, предшествующий дню голосования. Комплект избирательных бюллетеней для проведения тренировки включает 23 избирательных бюллетеня для одного вида выборов. В том числе:
– два недействительных избирательных бюллетеня (бюллетень без отметок и бюллетень, в котором число отметок в квадратах превышает число отметок, установленное законом);
– 20 действительных избирательных бюллетеней с отметками в любых квадратах, расположенных справа от сведений о кандидатах;
– один бюллетень неустановленной формы без оттиска печати соответствующей комиссии.
Комплект избирательных бюллетеней для проведения тренировки составляется в двух экземплярах (для каждого сканирующего устройства, входящего в состав КОИБ).
После проведения тестирования КОИБ в день, предшествующий дню голосования, в обязательном порядке проводится тренировка. Тренировка имитирует работу КОИБ в день голосования.
Перед проведением тренировки операторы КОИБ извлекают из накопителей избирательные бюллетени, использованные ранее в ходе проведения тестирования КОИБ.
В процессе тренировки обеспечивается:
– ввод и обработка избирательных бюллетеней, распознавание и подсчет сделанных в них отметок в режиме голосования «Стационарный» и в режиме голосования «Переносной»;
– отображение на информационном табло сканера количества принятых и обработанных избирательных бюллетеней;
– озвучивание и отображение на информационном табло сканера отметок, сделанных в избирательном бюллетене, а также причин невозможности принять бюллетень;
– подведение итогов голосования и печать протокола об итогах голосования;
– проведение ручного подсчета голосов и сравнение данных, содержащихся в распечатках протоколов, с результатами ручного подсчета;
– составление акта о совпадении данных ручного подсчета голосов избирателей с данными, полученными с использованием КОИБ;
– запись протокола об итогах голосования на ключевой носитель информации.
Незамедлительно после завершения тестирования КОИБ и тренировки председатель УИК принимает у операторов КОИБ:
– комплекты избирательных бюллетеней, использованных для проведения тестирования КОИБ и тренировки по акту;
– ключевой носитель информации по акту.
Избирательные бюллетени, которые использовались для проведения тестирования КОИБ и тренировки, подлежат хранению у председателя УИК отдельно от избирательных бюллетеней, предназначенных для выдачи избирателям, а после окончания голосования погашаются в установленном порядке вместе с неиспользованными избирательными бюллетенями.
Избирательные бюллетени, использованные для проведения тестирования КОИБ и тренировки в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования, погашаются с соблюдением требований, установленных пунктом 3 статьи 98 Закона о муниципальных выборах, после окончания голосования в день голосования[7, c 54].
Непосредственно перед наступлением времени голосования председатель УИК объявляет помещение для голосования открытым и предъявляет к осмотру членам УИК и лицам, имеющим право присутствовать в помещении для голосования:
– пустые накопители избирательных бюллетеней;
– информационные табло всех сканирующих устройств, входящих в состав КОИБ, с отображением «Принято: 0»;
– пустые переносные ящики для голосования и резервный стационарный ящик для голосования, которые опечатываются, включая прорезь резервного стационарного ящика, и находятся в помещении для голосования.
Операторы КОИБ устанавливают сканирующие устройства на накопители, опечатывают соединения сканирующих устройств с накопителями для избирательных бюллетеней.
Незамедлительно после открытия помещения для голосования УИК передает информацию об открытии помещения для голосования (по состоянию на 8:00 местного времени) в вышестоящую комиссию по телефону, а в течение дня голосования информирует ее об участии избирателей в выборах в сроки, установленные Избирательной комиссией.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст: (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2016, № 31, ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. II) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с изменениями 18.03.2019) // Собр. законодательства РФ. - 2019.-№30
3. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 27.12.2018) // «Российская газета», № 106, 15.06.2002;
4. Абхалимова, Р. С. Информационные технологии ХХI века / Р. С. Абхалимова, А. Г. Шарафутдинов // Экономика и социум. - 2019 г. - № 2-5 (11). – 321 с. 4.
5. Баженов Р.И., Лопатин Д.К. О применении современных технологий в разработке интеллектуальных систем // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2016. № 3 (93). – 367 с.
6. Биктагиров Р. Т. Полный курс избирательного и референдумного права России: теория, законодательство, практика. Т. З. Особенная часть. / Р. Т. Багиров. - Казань: ГБУ «Республиканский центр мониторинга и качества образования», 2013. - 264 с.
7. Бузин А. Ю. Справочник краткосрочного наблюдателя. Специальное издание для выборов Президента Российской Федерации в 2018 году - М., 2018 - 214 с.
8. Горностаева Е.О. Зарубежный опыт электронного голосования на выборах // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 21. С. 40.
9. Земкина И. Ю. Вопросы реализации электронного голосования // Молодой ученый. - 2017. - №50.1. - С. 61-64.
10. Информационные технологии в юридической деятельности/ Под ред С.Я. Казанцева. М., Академия, 2015. – 368 с.
11. Комплекс для электронного голосования. Руководство по эксплуатации ТНУБ. 468646.000 РЭ. 2016. - 118 с.
12. Овчинников В. А., Антонов Я. В. Теоретико-практические аспекты электронной демократии и электронного голосования // Юридический мир. 2016. № 4. – 78 с. 10.
13. Порядок использования комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) при голосовании на муниципальных выборах: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Н.А. Земскова; под общей редакцией Л.И. Шавенковой; Избирательная комиссия Иркутской области. Иркутск, 2014 - 52 с.
14. Сербина Л. А. Технические средства голосования: правовое регулирование и общественное доверие к итогам голосования (отечественная и мировая практика) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 3. – С. 1366–1370.
15. Чеботарев В. Е., Коновалова Е. И. Использование электронных средств голосования при проведении избирательных кампаний: опыт зарубежных стран и России // Юридический мир. 2017. № 8. – 125 с.
16. Шерстюк У. Б. Голосование с помощью электронных средств [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2019 г.). - Казань: Молодой ученый, 2019. - С. 12-14.