Фрагмент для ознакомления
2
Проблема психологического благополучия, таким образом, непосредственно связана с проблемой позитивного развития.
Н. Бредберн заложил теоретическую основу для понимания психологического благополучия. Он разработал модель структуры психологического благополучия, представляющую собой баланс, достигаемый постоянным взаимодействием двух видов аффекта – позитивного и негативного. Дальнейшему развитию понимания феномена психологического благополучия способствовали работы Э. Динера, который ввел понятие субъективного благополучия. Субъективное благополучие, по его мнению, состоит из трех основных компонентов – удовлетворение, приятные эмоции и неприятные эмоции. Еще одним автором, внесшим вклад в развитие исследований психологического благополучия, стала К. Рифф [5, с. 132].
Опираясь на исследования Н. Бредберна она разработала собственную структуру благополучия, в которой она выделали шесть основных компонетов – самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни и личностный рост.
Р.М. Райан приводит классификацию подходов к пониманию благополучия, в которой подразделяет все подходы к пониманию благополучия на два основных направления: гедонистическое и эвдемонистическое. Представители гедонистического направления описывают благополучие главным образом в терминах удовлетворенности-неудовлетворенности. В свою очередь, приверженцы эвдемонистического подхода считают, что личностный рост – главный и необходимый аспект благополучия. На сегодняшний день, можно проследить существование тенденции к объединению гедонистического и эвдемонистического подходов. Несмотря на это, проблема их соотношения остается открытой для обсуждения как в рамках зарубежной психологии, так и отечественной.
Не существует общепринятого научного определения категории психологическое благополучие личности и в отечественной психологии. Этот термин часто не дифференцируется от целого ряда близких по своему значению терминов – психологическое здоровье, психологическое здоровье, удовлетворенность жизнью и др. [1, с. 63].
В настоящее время активно изучается связь психологического благополучия с различными особенностями личности (смысложизненными ориентациями, стратегиями жизни и т.д.) и ее социальными характеристиками; разрабатывается валидный и надежный инструментарий для измерения психологического благополучия, происходит уточнение и операционализация самого понятия; исследуется влияние объективных и субъективных факторов на психологическое благополучие.
На основе анализа философской и научной психологической литературы можно сделать вывод, что под понятием «психологическое здоровье» следует понимать такое функционирование психики, которое обеспечивает гармоничное взаимодействие с окружающим миром, обществом, его классами, социальными группами, адекватность поведения, эффективность учебной, профессиональной, бытовой деятельности и осуществления личностного развития.10, с. 112.
Итак, здоровой можно назвать человека, который оптимально соответствует разнообразным ролевым ожиданиям и в состоянии справиться с повседневными требованиями
1.2 Типология потребностей клиентов при оказании психологических услуг
Придерживаясь определенной системы ценностей, психологическая работа часто занимает активную позицию в определении потребностей клиентов и выступает в защиту изменений в социальных службах или социальной политике, призванных способствовать более эффективному реагированию на потребности различных групп населения.
Проблема потребностей человека изучалась учеными разных отраслей, ведь понятие потребности охватывает все сферы жизни человека - политическую, экономическую, правовую, духовную, профессиональную. В психологии активно используется обоснованная американским психологом
Объективные потребности в услугах психолога рождаются на всех уровнях социальной организации общества, начиная от семьи и заканчивая государством и межгосударственными, межнациональными отношениями. В зависимости от степени остроты и осознанности психологических проблем, уровня развития психологии в той или иной стране, от национальных традиций и других факторов, конкретные области обслуживаются психологами с разной степенью полноты.
Конкретный спрос на работу практического психолога связан с фигурами заказчика или клиента и представляет собой форму проявления социального заказа на данный вид профессиональных услуг. Под социальным заказом на работу практического психолога понимают продуктивное общественное признание необходимости данной формы профессиональной деятельности, проявляющееся в готовности пользоваться услугами консультантов, психотерапевтов и практических психологов иных специализаций. Как правило, этот заказ исходит от психически здоровых людей, которым нужен совет относительно сложной внутренней или межличностной проблемы. Естественно, что к психологу не обратится человек, способный самостоятельно справляться с проблемами, строить свою жизнь так, чтобы предупреждать возникновение психотравмирующих ситуаций. Однако экстремальные события в его жизни или деятельности также могут родить потребность в профессиональной психологической помощи. Непосредственными носителями заказа на работу психолога выступают клиенты и заказчики. Клиент в практической психологии — это человек, получающий помощь от психолога. Клиентом практического психолога является взрослый или ребенок, который сообщает ему психологическую информацию о себе, о других людях и о взаимоотношениях с ними 7, с. 54.
Несмотря на актуальность проблемы наличия различных видов потребностей у потребителей психологических услуг, на сегодня отсутствует четкая характеристика потребностей, их типов и видов, используемых в социальной работе.
Существенно изменяются структура и приоритетность потребностей личности в течение времени, уровня, условий и качества жизни. Традиционно потребности индивидов разделяют на естественные (необходимые для физического воспроизводство жизни), социальные (потребности в общении, социальной оценке), духовные (потребности в смысле жизни, идеалах, ценностях). По другим критериям выделяют материальные и духовные, индивидуальные и групповые, рациональные и нерациональные, текущие и ожидаемые, традиционные и новые, постоянные и временные, элементарные и сложные потребности.
В психологии используется обоснованная американским психологом
А. Маслоу иерархическая теория потребностей человека. Согласно этой теории иерархию (порядок подчиненности) потребностей ввиду их происхождения образуют первичные, врожденные (физиологические, экзистенциальные), и вторичные, приобретенные (социальные, престижные, духовные) потребности [12, с. 26].
К первоначальным потребностям А. Маслоу отнес физиологические потребности, а также потребности в безопасности и защите. Физиологическими являются потребности в еде, питье, воздухе, физических движениях, жилище, отдыхе, сне, охране от неблагоприятного воздействия климата и тому подобное. Они непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на определенном минимальном уровне, прежде чем станут актуальными потребности высшего уровня. Поэтому их еще называют витальными потребностями (ответственными за сохранность жизни человека).
Потребности в безопасности и защите касаются не просто сохранения жизни, но и ее качества, поэтому их еще называют экзистенциальными. Безопасность является важнейшей потребностью человека, которая актуализируется после удовлетворения потребности в еде, воде, одежде, жилище. Безопасность не является чем-то предметным, материальным, а оказывается как абстрактная форма жизнеспособности и жизненной стойкости объектов конкретного мира. Своей сутью и содержанием потребности в безопасности направлены на защиту жизненных интересов человека, общества, государства, воплощают заинтересованность в долговременном выживании.
Например, физическая безопасность выражает потребность человека в крепком здоровье, защищенности от насилия над ее личностью и жизнью.
Вторичными потребностями А. Маслоу считал потребности в принадлежности и любви, потребности в самоуважении и потребности в самоактуализации.
Потребности в принадлежности и любви (социальные потребности) выделяют человека как социальное, коллективное существо, которое стремится быть равным среди других, а значит — иметь чувство принадлежности к сообществу через дружбу, любовь, привязанность, общение, заботу о других и соответствующей помощи близких, участие в общественных организациях и тому подобное. Этот уровень потребностей начинает действовать после удовлетворения витальных потребностей и потребностей в безопасности, когда доминирующей целью для человека становится принадлежность к группе, признание, любовь и забота со стороны окружения (семьи, группы, общины, общества). Неудовлетворение потребности принадлежности и любви часто вызывает дезадаптацию и социальные девиации личности 5, с. 43.
Потребности в уважении характеризуют стремление человека выделить себя среди других, они направлены на поиск внимания и определенных преимуществ с помощью статуса, карьеры, престижа и охватывают потребности в самоуважении и уважении со стороны других. Уважение со стороны других свидетельствует о признании, хорошей репутации, высоком статусе личности, принятии ее в соответствующей среде. Без удовлетворения потребности в самоуважении невозможны чувство уверенности в себе, достоинство и осознание своей полезности и необходимости. Фрустрация (неудовлетворенность, разрушение) этих потребностей порождает чувство неполноценности, бессмысленности жизни, слабости, зависимости, беспомощности личности, следствием чего становится пассивность в жизни.
Потребности человека в самоактуализации (духовные потребности) настраивают его на творчество, саморазвитие, самореализацию. Человек, который достигает этого уровня, достигает полной реализации своих талантов, способностей и потенциала.
Выстроенную и обоснованную А. Маслоу иерархию потребностей следует рассматривать лишь как общую закономерность, поскольку в каждом конкретном случае потребности размещены в различной последовательности и в разных сочетаниях. Ни одна из них не имеет базового приоритета и актуализируется в соответствии с этапом развития личности, группы, общества. Это свидетельствует, что иерархия потребностей является динамической во времени, то есть актуализация или деактуализация определенных потребностей максимально ориентированы на ситуационные условия жизнедеятельности индивида, уровень социально-экономического, духовного развития общества и другие факторы 14, с. 67.
Различия между людьми (по полу, возрасту, состоянию здоровья, физическим данным, одаренности и унаследованными способностями, местом проживания, семейным и материальным положением, уровнем образования, степенью социализации и др.) обусловливают разные возможности в удовлетворении потребностей. Например, пожилым людям свойственны специфические потребности, которые зависят не только от неизбежных для них физиологических и социальных изменений, но и от материального и семейного положения. Таковы потребности в занятости и досуге, качества питания, жилья, общения, в знаниях и творчества. То есть
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аверин, В.А. Психология личности: учебное пособие / В.А. Аверин. – М.: Прогресс, 2011. – 192 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений /Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2019. – 376 с.
3. Бачерников, Н.Е. Философские вопросы психиатрии /Н.Е. Бачерников, В.П. Петленко, Е.А. Щербина. - М., 1985. - С.35-36.
4. Бурлачук, Л.Ф. Опросник общего здоровья: предварительные итоги русскоязычной адаптации / Л.Ф. Бурлачук, В.Н. Духневич, Г.Р. Дубровинский // Журнал практикующего психолога. – 2005. – № 11. – С. 49-57.
5. Бережной, Н.М. Человек и его потребности /Н.М. Бережной – М.: Форум, 2012. – 190 с.
6. Бондаренко, А. Ф. Психологическая помощь личности: учебное пособие для ВУЗов / О. Ф. Бондаренко. – М.: Фолио, 2016. – 237 с.
7. Бондаренко, А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика / А.Ф. Бондаренко. – М.: Независимая фирма «Класс», 2011. – 336 с.
8. Бондаренко, А.Ф. Понятийный тезаурус этического персонализма как русской традиции в психотерапии // Журнал практикующего психолога / А.Ф. Бондаренко. – 2015. – №11. – С. 39-48.
9. Ершов, П.М. Потребности человека / П.М. Ершов. - М.: Мысль, 2010. – 113 с.
10. Каган, М.С. О методологическом своеобразии гуманитарного знания / М.С. Каган // Избранные труды. В VII т. Т. I Проблемы методологии. – СПб.: ИД «Петрополис», 2006. – С. 110-124.
11. Калитиевская, Э.Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию / Е.Р. Калитиевская //Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перспективы в постсоветской психологии. - М, 2012. - С.231-239.
12. Коноплева Н.А. Сервисология (Человек и его потребности): учебное пособие/Н.А. Коноплева. – Владивосток. Изд-во ВГУЭС, 2015. – 132 с.
13. Кораблина Е. П. Психологическая помощь как профессиональная деятельность практического психолога // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылевой. – СПб.: Речь, 2001. – Вып. 5 – С. 171-182.
14. Корнилова Т.В. Методологические основы психологии./ Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов – СПб: Питер, 2016. – 320 с.
15. Корольчук М.С. Методологические и теоретические проблемы психологии/ М.С. Корольчук. – К.: Эльга, 2012. – 336 с.
16. Орлов, С.В. Человек и его потребности: учебное пособие / С.В. Орлов. – М.: Республика: Культурная революция, 2009. – 160 с.
17. Платонов Ю.П. Основы социальной психологии /Ю.П. Платонов. – СПб.: Речь, 2014. – 624 с.
18. Титаренко, Т. М. Жизненные кризисы: технология консультирования /Т. М. Титаренко. – М.: Главник, 2017. – 144 с.
19. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека/ В. Д. Шадриков. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – 325 с.
20. Шиповская, Л.П. Человек и его потребности /Л.П. Шиповская. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. – 213 с.