Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ МЕРОПРИЯТИЙ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ 5
1.1. Таможенные органы, как субъект валютных отношений 5
1.2. Анализ деятельности ФТС в сфере валютного контроля 10
ГЛАВА 2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ 13
2.1. Направление совершенствования валютного контроля, осуществляемого таможенными органами 13
2.2. Схема организации валютного контроля, осуществляемого таможенными органами 18
2.3. Эффективность рекомендаций по совершенствованию валютного контроля 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 27
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы обусловлена тем, что валютный контроль является важнейшей составляющей экономической безопасности страны, т.к. основная задача валютного регулирования и валютного контроля состоит в противодействии утечке капитала за границу в виде невозврата в Россию валютной выручки от экспорта и сделок по фиктивным импортным контрактам. Утечка капитала создает серьезную угрозу экономической безопасности страны, и валютный контроль призван выявлять и пресекать деяния, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем и с целью финансирования терроризма.
Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе. Одной из основных ее функций является обеспечение экономической безопасности государства в частности с незаконными валютными операциями. Таможенные органы России участвуют в обеспечении такого показателя экономической безопасности, как стабильность национальной валюты, посредством выполнения функций агента валютного контроля.
Объектом исследования выступили общественные отношение в сфере валютного контроля и валютного регулирования.
Предметом исследования – валютный контроль, осуществляемый таможенными органами Российской Федерации, как составная часть экономической безопасности страны.
Целью работы было исследование особенностей организации проведения таможенными органами мероприятий валютного контроля.
Для решения поставленной цели сформированы следующие задачи исследования:
изучить таможенные органы, как субъект валютных отношений;
провести анализ деятельности ФТС в сфере валютного контроля;
раскрыть направление совершенствования валютного контроля, осуществляемого таможенными органами;
представить схему организации валютного контроля, осуществляемого таможенными органами;
раскрыть эффективность рекомендаций по совершенствованию валютного контроля.
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы использовались следующие методы исследования: теоретические – анализ литературы в сфере валютного управления и валютного контроля, сравнение, обобщение, конкретизация; практические - сравнительный анализ качественных характеристик, количественная обработка данных.
Эмпирическая база исследования представлена законодательством Российской Федерации, приказами и положениями ФТС России, инструкциями Банка России в сфере организации валютного контроля.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась последовательным соотнесением теоретических положений с результатами аналитического исследования; планированием аналитического исследования; достаточным объемом проанализированных статистических данных в сфере валютного контроля таможенными органами; использованием статистических методов, адекватных задачам исследования.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ МЕРОПРИЯТИЙ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
1.1. Таможенные органы, как субъект валютных отношений
Таможенные органы следят за совершением валютных операций, связанных с перемещением интеллектуальной собственности, информации, товаров, услуг и т.д. через таможенную границу Российской Федерации.
Дадим определение понятию валютные операции – это урегулирование международными соглашениями или национальными законодательствами сделки, предметом которых является иностранная валюта. В других же случаях под валютными операциями понимается способ реализации обязательств, которые возникают между сторонами по международным соглашениям. В свою очередь валютные операции довольно разнообразны и отличаются в зависимости от предмета сделки или ее участников. При совершении сделок между государствами используются такие формы валютных операций, как клиринг, платёжные поручения в форме аккредитива, инкассо и т.д. Между отдельными странами используются конверсионные операции (операции при которых одна валюта перепродается и покупается другая), депозитные операции (направленные на вклад временно свободных средств в банк под процент), предоставление кредитов для целевых закупок.
Главной целью валютного контроля является проверка валютных операций, совершаемых между субъектами таможенного контроля, на соответствие валютному законодательству.
Валютный контроль занимается проверкой следующих внешнеторговых экономических операций:
а) валютной выручки за счет продажи товаров на экспорт;
б) отслеживание валютных платежей, направленных на импорт;
в) контроль сроков при осуществлении внешнеэкономических бартерных сделок;
г) перемещение через таможенную границу национальной валюты в крупном размере .
Проанализировав российские законодательство, учитывая правовые режимы, валютные операции можно классифицировать по следующим признакам:
а) операции, которые проводятся с иностранной валютой;
б) операции, которые проводятся с ценными бумагами в зарубежной валюте;
в) операции, которые проводятся с драгоценными металлами;
г) операции с национальной валютой Российской Федерации.
По субъектам:
а) операции, которые проводятся с физическими лицами;
б) операции, которые проводятся с юридическими лицами;
в) операции, которые проводятся территориальными субъектами РФ.
По числу режимов осуществления:
а) универсальные (при проведении данного режима нет разницы между резидентом и нерезидентом страны);
б) индивидуальные (зависят от статуса субъекта внешнеэкономической деятельности).
По территории осуществления:
а) внутрироссийские (в результате проведения операции валютные ценности остаются на территории Российской Федерации);
б) трансграничные (в результате проведения операции валютные ценности ввозятся или вывозятся на территорию Российской Федерации);
в) зарубежные (в результате проведения которых, валютные ценности вывозятся за пределы Российской Федерации).
По виду правоотношений:
а) финансово-правовые (валютные перечисления, предназначенные для погашения таможенных или налоговых платежей);
б) административно-правовые (валютные перечисления в счет погашения штрафов, выставленных органами валютного контроля);
в) гражданско-правовые (валютные перечисления необходимые для организации транспортировки груза до места назначения);
г) международные публично-правовые (валютные перечисления, которые уплачиваются в пользу международных организаций в оплату членских взносов).
Можно выделить следующие формы валютного контроля:
а) предварительный контроль (проверка происходит до совершения валютных операций с целью выявления недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности);
б) текущий контроль (проводится проверка в период действия контракта);
в) последующий контроль (заключается в контроле предоставления участниками сделки документов, а также корректностью их заполнения).
Рассмотрим каждую из форм контроля более подробно. На предварительном контроле, помимо выявления недобросовестных участников, осуществляется проверка таможенных деклараций на товары, оформления паспорта сделки. Паспорт сделки, в свою очередь, оформляется на контракт между резидентом и нерезидентом страны на сумму в иностранной валюте превышающую десять тысяч евро. Также осуществляется контроль фактического вывоза товара с территории евразийского экономического союза, поскольку недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности используют данную лазейку для возврата НДС с экспортируемых товаров, притом не вывозя его из страны .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 19 декабря.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019 N 430-ФЗ) // Российская газета. – 1994. – 6 декабря.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2020) // Российская газета. – 2002. – 6 января.
4. Воробьева, И.Н. Кластерный подход к экономическому развитию приграничных регионов в условиях таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии / И.Н. Воробьева // Известия Алтайского государственного университета. – 2019. - № 2 (82). – С. 297-301.
5. Галузо, В.Н. Таможенное дело. учебник для студентов вузов / В.Н. Галузо. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 375 с.
6. Коник, Н.В. Таможенное дело / Н.В. Коник. – М.: Омега-Л, 2017. – 204 с.
7. Лимонов, Л. Э. Региональная экономика и пространственное развитие / Л. Э. Лимонов. – М.: Юрайт, 2018. – 464 с.
8. Макрусев, В.В. Управление таможенным делом / В.В. Макрусев. – М.: Троицкий мост, 2017. – 448 с.
9. Маховикова, Г.А. Таможенное дело / Г.А. Маховикова. – М.: Юрайт, 2016. – 395 с.
10. Покровская, В.В. Таможенное дело / В.В. Покровская. – М.: Юрайт, 2016. – 731 с.
11. Савоськин, А. В. Проблемы нормативного регулирования обращений граждан, групп граждан и организаций / А. В. Савоськин // Вестн. Урал. ин-та экономики, управления и права. - 2019. - № 4. – С.42-48.
12. Сергеев, Е. А. Специализация обращений граждан как фактор совершенствования конституционно-правового взаимодействия государственных органов / Е. А. Сергеев // Бизнес в законе. - 2019. - №6. – С. 15-20.
13. Толкушкин, А.В. Таможенное дело / А.В. Толкушкин. – М.: Юрайт, 2016. – 551 с.
14. Толмачев, В.П. Теоретические аспекты социально-экономического развития регионов Российской Федерации / В.П. Толмачев. – М.: Юстицинформ, 2019. – 158 с.
15. Хмелева, Г.А. Региональное управление и территориальное планирование / Г. А. Хмелева, В. К. Сенычев. – М.: Инфра-М, 2018. – 224 с.
16. Шкиотов, С.В. Таможенный союз как фактор повышения конкурентоспособности российской экономики / С.В. Шкиотов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2016. - № 6.. – С. 280-286.
17. Шумакевич, Н.В. Экономический потенциал таможенной территории России / Н. В. Шумакевич. - Балашов: Николаев, 2016. - 52 с.
18. Эриашвили, Н. Д. Таможенное дело / Н.Д. Эриашвили. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 375 с.
19. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2018 году // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs.ru.