Фрагмент для ознакомления
2
ВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Устойчивый интерес психологов к проективной диагностике сохраняется уже более полувека. В связи с растущей потребностью в прикладных психологических исследованиях личности проективные методы стали широко использоваться во многих областях психологической практики. С их помощью они не только получают какие-либо знания о человеке, они часто служат рабочим инструментом для проверки определенных теоретических положений.
Однако применение проективных методов не всегда оправдывается задачами конкретного исследования, и полученные результаты интерпретируются правильно.
Проективные техники создавались в разное время, некоторые из них были чисто эмпирическими, другие основывались на общих психологических или частных психологических концепциях. Кроме того, их возникновение было связано с потребностями чисто клинической психологии, то есть отвечало на довольно узкий круг задач по диагностике неадаптивной личности. Со временем проективные методы стали более широко использоваться в качестве средства диагностики индивидуальных особенностей личности. Такое расширение сферы применения обязательно требует понимания теоретических основ проективных методов - самых общих принципов и концепций, в противном случае их неправильное использование может привести к серьезным трудностям как теоретического, так и практического характера.
Данная курсовая работа имеет своей целью познакомить студентов с теоретическими предпосылками создания проективных методов и выявить возможности применения отдельных проективных методик.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие рисуночных методов психодиагностики;
2. Описать интерпретацию рисуночных методов психодиагностики;
3. Проанализировать конкретные рисуночные психодиагностические тесты.
В качестве объекта исследования выступили рисуночные тесты, как метод психодиагностики.
Предметом исследования работы является применение рисуночных тестов в индивидуальной углубленной психодиагностике.
Основная гипотеза таких тестов состоит в том, что способ решения тестируемым подобных задач должен отражать разнообразные фундаментальные характеристики психики.
Теоретико-методологическая основа исследования: использование рисуночных методик в индивидуальной углубленной психодиагностике.
Методы и методики исследования: в ходе исследования использовалось методы опросные (тестирование).
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе психологов и педагогов с родителями и детьми в детских дошкольных учреждениях.
В первой главе представлен обзор теоретических представлений об истории формирования рисуночных методов, основных подходах к пониманию феномена проекции как психологического механизма, рассмотрена основная интерпретация рисунков.
Вторая глава курсовой работы посвящена рисуночным методам диагностики: описаны общие закономерности психологического анализа рисунков, технология проведения и интерпретации методик «Рисунок семьи» и «Слон».
Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОВ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
1.1 Понятие рисуночных методов психодиагностики
Техника рисования является одним из видов дизайнерского психоанализа. Методы проектирования - это группа методов диагностики личности, для которых характерен более целостный, глобальный подход к оценке личности, а не выявление ее индивидуальных особенностей. Проективные методы основаны на идентификации различных проекций в экспериментальных данных с их последующей интерпретацией. Концепция проекции для обозначения метода исследования была введена Л. Франком [5, с. 87]. Проективный метод характеризуется созданием экспериментальной ситуации, которая допускает множество возможных интерпретаций при восприятии субъектами. Наиболее значимой особенностью проективных техник является использование в них нечетких стимулов, которые субъект должен дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. Таким образом, субъектам предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, составлять незаконченные предложения, давать интерпретацию. из-за расплывчатых очертаний и т. д. для группы методов ответы на задачи также не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий спектр разнообразных решений. Предполагается, что характер ответов субъекта определяется характеристиками его личности, которые «проецируются» в его ответах. Цель проективных техник относительно замаскирована, что уменьшает способность субъекта давать ответы, которые позволяют вам произвести желаемое впечатление на себя. Для каждой такой интерпретации возникает уникальная система личных значений и особенностей познавательного стиля субъекта. Этот метод обеспечивается набором проективных методов (также называемых проективными тестами), среди которых выделяются: ассоциативный (например, тест Роршаха, тест Хольцмана, в котором субъекты создают изображения на основе стимулов - пятен; тестовое завершение незаконченных предложений). ); интерпретирующий (например, тематический апперцептивный текст, в котором требуется интерпретировать социальную ситуацию, изображенную на рисунке); экспрессивный (психодрама, тест человеческого рисунка, тест рисования несуществующего животного М.З. Дукаревич [3, с. 55]. Совокупность использования проективных техник называется проективной психологией.
Как правило, изобразительные техники относятся к группе интенсивных методов, в которых субъект выражает себя, опираясь на свободную или заранее заданную тему.
Рисуночные тесты особенно симпатизируют практическим психологам. «Популярность» изобразительных методов обусловлена многими причинами. Они просты и быстры в использовании, что позволяет использовать их в качестве экспресс-диагностики. Работа с невербальным материалом может значительно расширить возрастной диапазон. Эти методы диагностики доступны детям с дошкольного возраста. Кроме того, как показывает практика, эти методы оказались более интересными для консультантов и не вызывают сопротивления [10, с.31]. Важно, чтобы проекционные тесты изображений значительно облегчили процесс установления контакта между психологом и клиентом. А благодаря проективному характеру результаты таких тестов менее подвержены контролю сознания, и, следовательно, их информационное наполнение имеет особую ценность.
Таким образом, рисование является хорошим психодиагностическим инструментом, часто с большим потенциалом, чем хорошо структурированные и стандартизированные тесты. Однако при использовании методов рисования всегда возникает вопрос о качестве интерпретации полученной психологической информации.
Рисуночная психодиагностика также является средством, с помощью которого можно материально отразить деятельность бессознательного поля человеческого мышления. Вместе с произнесенными им словами исследователь получает огромный и важный материал для исправления. Таким образом, рисуночная психодиагностика является преимуществом с точки зрения скорости выявления психических характеристик субъекта, в отличие от классических тестов, требующих длительного процесса.
В рисуночных методах происходит активное прояснение основных бессознательных переживаний любого человека, которое декомпрессирует его состояние. Кроме того, они обходят внутреннее сопротивление субъекта [4, с. 44].
Мысль или эмоциональный опыт на изображении на бумаге проявляется в виде самого известного символа, который постоянно присутствует в подсознании человека.
Символ (от греч. - условный знак) - это объект, действие, образ, служащий символом любого изображения, понятия, идеи. Этот символ несет в себе большой заряд эмоциональной энергии [2, с. 90]. Проявляясь при передаче мозга на руку, оно совпадает с внешними явлениями. Таким образом, человек обычно изображает, что сегодня доминирует в его бессознательном опыте.
В любой момент человека беспокоит некая проблема, которая характерно его дестабилизирует, которая на поверхности проявляется в виде наблюдаемых симптомов и синдромов.
При выполнении задания, хотя исследователь может заподозрить, что эта методика является инструментом для изучения его бессознательного, но это происходит на фоне совершенно расплывчатых инструкций.
Эти инструкции ставят его бессознательное в положение выбора. В этом случае наиболее эмоционально зараженные проблемы появляются на поверхности, а также те, которые беспокоили исследователя в течение длительного времени.
Самая трудная вещь в изучении бессознательного во время исследования - освободить человека от критического понимания происходящего. Отсюда и инструкция по рисованию абсолютно простых и безразличных рисунков. В этом случае у взрослого создается впечатление детской игры, которая освобождает его от чрезмерного сопротивления.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. - М.: Санкт-Петербург, 2016 - 365 с.;
2. Арендачук И.В. ПСИХОДИАГНОСТИКА: Теоретические основы науки, часть 1 / И.В. Арендачук: пособие для студентов. = М.: Москва, 2018 - 86 с.;
3. Бернс Р. Кинетический рисунок семьи. Введение в понимание детей с помощью кинетических рисунков / Р. Бернс С. Х. Кауфман. - М. Чувство, 2006.
4. Банминг, Лю Искусство диагностирования лица и тела / Лю Банминг. - М.: С. Подгорнов, 2009. - 252 с.
5. Голихов Д. С. Соционика + работа над ошибками = инструментальная соционика / Д. С. Голихов: - Пособие по инструментальной соционике - М.: Издательские решения, 2019. - 775 с.
6. Курпатов А. Сложность времени. Сущность и критерии / А. Курпатов. - М.: ИЛ, 2016. - 974 с.;
7. Леонтьев Д. А. Методология предельных значений (МПС) / Д.А. Леонтьев. - М.: Сенс, 2019. - 426 с.;
8. Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике / С.М. Морозов, Л. Ф. Бурлачук: - М. Питер, 2007 - 160 с.;
9. Основы психодиагностики. - М.: Мир, 2006. - 544 с.
10. Пашнев, Б.К. Психодиагностика уровня интеллектуальной и творческой одаренности детей / Б.К. Пашнев. - М.: Илекса, 2009. - 470 с.
11. Ридлер Б. Мы с легкостью общаемся. Как добиться успеха Контактная энергия (набор из 3 книг) / Б. Ридлер и соавт. - М.: ИГ "Весь", 2014. - 736 с.
12. Терехов, В. Эзотерика творчества, или Сумма очевидного / В.А. Терехов. - М.: Издательские решения, 2006. - 474 с.;
13. Феодосиева Л.В. Психодиагностика / Л.В. Феодосьев. - М.: Издательские решения, 2005. - 588 с.;
14. Фернхэм Э. Психология. 50 идей, которые нужно знать / Э. Фернхэм. - М.: Фантом Пресс, 2014. - 208 с.