Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время международная авиация один из самых распространенных и востребованных видов сообщения между государствами. Вопросы безопасности международных полетов входят в предмет правового регулирования самостоятельной отрасли международного права – международного воздушного права.
Каждое государство должно позаботиться о безопасности своей страны, т. к. это полностью в их компетенции. В международном воздушном пространстве установлены районы полетной информации (контролируемое, консультативное, воздушное пространство ограниченного пользования). Важнейшим международным актом в области воздушного права стала Конвенция о международной гражданской авиации (1944 г. Чикаго). Участники Конвенции признали право каждого государства на суверенитет над воздушным пространством над своей территорией. Исходя из принципа суверенитета, каждое государство устанавливает в пределах своей территории правила, по которым осуществляется полет летательных аппаратов.
В условиях фактически отмершего Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) важной опорой безопасности и полезным инструментом контроля над военной деятельностью в Евроатлантическом регионе остается Договор по открытому небу 1992 г. (ДОН); в нынешней напряженной ситуации многие рассматривают его как своего рода компенсационный механизм, позволяющий поддерживать определенный уровень взаимодействия между странами-участницами.
Объектом работы являются общественные отношения в сфере договора по открытому небу.
Предметом работы выступают нормы права, регулирующие договор по открытому небу.
Целью курсовой работы является анализ договора по открытому небу.
Задачами курсовой работы являются:
– рассмотреть историю воздушного права;
– исследовать принципы воздушного права;
– раскрыть виды и правовой режим воздушного пространства;
– проанализировать договор по «открытому небу».
Методологическая база исследования. При решении поставленных задач были использованы важнейшие методы познания, выработанные наукой и практикой. Среди них ведущая роль отведена диалектическому метод. Не менее важную роль играют системно-структурный, исторический, логический, статистический, функциональный, сравнительный и иные методы познания.
Теоретической основой исследования являются труды таких авторов, как: Е.Д. Аввакумова, Ю.Я. Белобров, Д.А. Валеев, А.С. Джавадова, Д.С. Янашек, Д.Л. Шолохова, И.Я. Потапов, П.И. Цинбал, А.Э. Шиляева, Е.А. Коновалова и др.
Структура работы включает введение, две основные части разбиты на подпункты, в заключении делаются выводы, список литературы содержит учебники, монографии и публикации в периодических изданиях.
Глава I. История и принципы воздушного права
1.1. История воздушного права
Прошлое воздушного законодательства исторически связано с периодом существования советской цивилизации. К моменту распада СССР в советском законодательстве сложилось и развивалось советское воздушное законодательство, которое определялось в юридической науке как комплексная отрасль советского законодательства. Этим указывалось на неоднородность отношений, регулируемых этой отраслью советского законодательства. Публично-правовые, административные, гражданско-правовые и иные отношения, подпадали под регулирование воздушного законодательства. В этом заключалась специфика и своеобразие предмета регулирования воздушного права.
Незадолго до начала Второй мировой войны 28 сентября 1938 г. были приняты в Брюсселе – Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся помощи и спасания воздушных судов на море, а 16 мая 1939 г. в Лондоне – Конвенция об освобождении от взимания сборов с горючего и смазочного материалов при воздушных перевозках, но они не вступили в силу .
Так происходило становление международного воздушного права как самостоятельной отрасли международного права, имеющей свои особенности и специфику. Международное право стало развиваться по пути многостороннего и двустороннего регулирования межгосударственных отношений в области аэронавигации. Регулирование аэронавигации было отнесено к области явных интересов государств. Под этим принято понимать регулирование международных полетов гражданских воздушных судов и управление воздушным движением – вопросы, относящиеся к сфере государственных интересов, поскольку они касаются гражданского и военного использования находящегося под суверенитетом воздушного пространства.
В целом советское воздушное законодательство эффективно выполняло роль регулятора комплекса отношений, возникающих связи с использованием воздушного пространства в целях гражданской авиации. Кроме того, в то время к решению проблем воздушного права активно подключалась существовавшая тогда академическая и отраслевая наука воздушного права. Благодаря этому прошлое советское воздушное законодательство оставило для России неплохое правовое наследие. Его наследникам оставалось лишь разумно им распорядиться, настроить его на новую экономическую модель хозяйствования и перевести работу российского воздушного транспорта на рельсы рыночной экономики .
Действующее российское воздушное законодательство развивалось очень сложно и противоречиво.
Первый период можно назвать как «период правовой прострации», когда было ясно, что советские законы и правила никак не подходят для регулирования рыночных отношений в сфере воздушного транспорта. Государству потребовалось время на переосмысление новой правовой ситуации, сложившейся на момент перехода от социалистической к рыночной экономике. Раздумья закончились принятием Воздушного кодекса 1997 года , с которым авиатранспортная отрасль мучается по настоящее время, хотя есть те, кто им весьма доволен, несмотря на массу нареканий и непрерывные «ремонтные» работы.
Второй период характеризуется тем, что сразу после принятия ВК стал объектом острой критики со стороны авиационного сообщества. ВК не
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конвенция о международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 07.12.1944) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Договор по открытому небу (Подписан в г. Хельсинки 24.03.1992) // Бюллетень международных договоров. 2002. № 4. С. 3 - 86.
3. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 24.03.1997. № 12. Ст. 1383.
4. Аввакумова Е.Д., Валеев Д.А. Проблемы международного воздушного права // Правовая система и вызовы современности: материалы XIV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых в рамках II Международного юридического молодежного форума. 2017. С. 40-44.
5. Баутина В.С. Вопросы обеспечения безопасности международных полетов // Актуальные проблемы современного международного права материалы XVI Международного конгресса «Блищенковские чтения»: в 3 ч. Российский университет дружбы народов. 2019. С. 72-79.
6. Белобров Ю.Я. Сохранить жизнеспособность договора по открытому небу // Евразийское пространство сегодня Коллективная монография. Москва, 2018. С. 23-33.
7. Джавадова А.С. Международно-правовые аспекты концепции открытого неба // Новое слово в науке: стратегии развития Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 298-300.
8. Малюченко А.А., Фарафонтова Е.Л. Правовой режим международных полетов над государственной территорией // Актуальные вопросы права, экономики и управления: сборник статей XIII Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. 2018. С. 152-154.
9. Международное воздушное право: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. А. И. Травникова, А. Х. Абашидзе. М. : Издательство Юрайт, 2018 444 с.
10. Международное воздушное право: учебник для бакалавриата и магистратуры / А.И. Травников [и др.] ; под редакцией А.И. Травникова, А.Х. Абашидзе. М.: Издательство Юрайт, 2019. 444 с.
11. Международное воздушное право: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. А. И. Травникова, А. Х. Абашидзе. М.,2018. С. 162.
12. Потапов И.Я., Цинбал П.И. Виды и классы воздушного пространства // Интернаука. 2019. № 28 (110). С. 60-62.
13. Шиляева А.Э., Коновалова Е.А. К вопросу о международном правовом статусе воздушного пространства // Аллея науки. 2018. Т. 2. № 5 (21). С. 870-874.
14. Юрьев С.С. Становление и развитие авиационного (воздушного) права в России // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2013. № 196. С. 27-34.
15. Янашек Д.С., Шолохова Д.Л. Понятие свободы в международном воздушном праве // Молодежь и системная модернизация страны Сборник научных статей 3-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых. В 4-х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2018. С. 256-260.